kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол. Разбор глагола по составу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме:

«Разбор слова по составу. Разбор глагола.»

Программа «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов Грушко С.И.

2014г.

Урок русского языка по  программе «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов Грушко С.И.

Тема: «Разбор слова по составу. Разбор глагола»

Цели

Дидактические:

·         Познакомить с суффиксами глагола, которые не входят в основу слова;

·         Учить образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса;

·         Развивать и углублять понятия о частях слова;

·         Закреплять умения разбирать слова по составу.

Развивающие:

  • Развивать внимание, мышление;
  • Учить анализировать, выделяя главное ,систематизировать учебный материал;
  • Развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словом;
  • Побудить к творчеству;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности;
  • Способствовать повышению речевой культуры;
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи;
  • Способствовать сплочению классного коллектива и осознанию совместной деятельности;
  • Предупреждение утомляемости детей.

Этапы урока

Ход урока

Методический комментарий.

1.Организационный

момент.

1.Организация деятельности учащихся.

Игровой диалог(учитель-ученики)

-Кто умеет учиться?-мы умеем учиться!

-Кто умеет трудиться?-мы умеем трудиться!

-Кто умеет слушать?-мы умеем слушать!

-Кто умеет отвечать-мы умеем отвечать!

-Грамотно и внятно?-Грамотно и внятно!

-Чтоб было всем понятно?-Чтоб было всем понятно!

Чтение эпиграфа: (слайд 2)

 «Великий, могучий, свободный,  

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык!»

(Запись даты в тетради.)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?

2.Словарный диктант.

Прокомментируйте пожалуйста правописание словарных слов.(запись на доске)

Ст..лица, ..бед,с..лют,тер..аса,ал..ея,в..рона,н..род,Рос..ия.

(запись словарных слов в тетради)

.3.Постановка учебной задачи.

Сложите первые буквы 6 словарных слов и вы узнаете что мы будем исследовать на уроке?

4.Актуализация опорных знаний.

Итак, прежде чем начать исследовать состав слов я предлагаю Вам ответить на вопросы блиц-турнира.(слайд3)

  1. Из каких частей состоит слово?
  2. Какая часть самая главная?
  3. Что такое корень слова?
  4. Что такое окончание?
  5. В каждом ли слове есть окончание?
  6. Что такое основа слова?
  7. Что такое приставка?
  8. Что такое суффикс?

В какой последовательности выполняется разбор слова по составу?

В русском языке очень много слов,но вот слова какой части речи мы будем изучать вы попытайтесь определить из интервью журналиста журнала «Мурзилка» и этой загадочной части речи.

ИНТЕРВЬЮ

– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре 
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт. ( Н.Зиганшина)

(Запись в исследовательском листе)

Что такое глагол?

4.Повторение.

Выборочное письмо глаголов.(слайд)

 Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Определите форму глагола.

5.Объяснение нового материала.

(исследование состава глаголов)

Создание проблемной ситуации

Наблюдение за составом глаголов и словообразовательная работа.

Поставьте глагол УЧИ в начальную форму и разберите его по составу. (слайд )

(работа в парах)

Возьмите на партах лото и образуйте новые глаголы от глагола учить. Прочтите эти слова.

Какая часть слова помогла образовать новые глаголы?

А участвовал ли в образовании этих словах суффикс?

А для чего нужны суффиксы? В этих глаголах он выполнил своё назначение?

Проблемная ситуация: Тогда скажите нужно ли его включать в основу в этих глаголах?

А для чего они нужны в глаголах?

Давайте возьмём и сравним глаголы учить,учил,учит. Это разные глаголы или один и тот же глагол в разных формах??? (запись глаголов в тетрадь)

Так на что указывают суффиксы –ть-, -л- у глаголов и нужно ли их включать в основу,если они не выполняют словообразовательную работу?

Попытайтесь сделать вывод сами. Какие суффиксы не входят в основу глагола и на что они указывают?

(Обычно суффиксы образуют новые слова,но суффиксы –ть-,-л- не входят в основу глагола.

5.Закрепление(составление алгоритма)

Ребята,давайте  сверим достоверность своего вывода с выводом в учебнике. Откройте учебник «Русский язык» и прочтём правило ,которое нам дают авторы учебника.

Так для чего нам нужно при разборе слов по составу сначала определять часть речи?

Давайте составим алгоритм разбора глагола.

1.Что нужно сначала определить форму глагола или искать окончание?

2. Что потом выделить?

 -основу

-корень

-приставку (Запишем в исследовательском листе алгоритм разбора глагола по составу) (слайд) *

4.Словообразовательная работа и разбор слов по составу.

А сейчас применим новые знания и сначала образуем новые глаголы и разберём их по составу. (Слайд)*

Работа по вариантам.

1вариант образуйте глаголы в неопределённой форме.

 2 вариант образуйте глаголы в форме прошедшего времени. Разберите получившиеся слова по составу.

Самопроверка со слайда проверь себя(Слайд)*

5.Физминутка

Слайд.  Физминутка для глаз.

Упражнение в комментировании и разборе слов по составу.

Ребята,спишите правильно текст и найдите глагол соответствующий данной схеме.(приставка+корень+суффикс+окончание)

Вот уж сне… последний в поле тает.

Тёплый пар во…ходит от з…мли,

И кувшинчик синий ра…цв…тает

И з…вут друг друга журавли.

А.Толстой

Упражнение в соотнесении глаголов со схемой

Игра «Найди словечко» схема(приставка+корень+суффикс+окончание)

Подметает, играет ,вылетают, посадят, понесёт, приносили,

помогаешь.

 Придумай слово сам к данной схеме

Доп.материал.

Работа с обратным словарём

Выполни упражнение №56 с.63.

Найди и запиши глаголы к схеме:корень+суффикс+окончание.

Рефлексия.

 Итог урока

- Какую часть речи исследовали на уроке?

- Что нового узнали об основе глагола?

-  Поднимите руку тот, кто понял, как нужно разбирать глаголы по составу?

Завершается урок,

Он пошёл ребятам впрок.

Постарались всё понять,

Учились тайны открывать.

Много тайн мы открывали

 На уроке не зевали!

– Кто доволен своей работой, поапплодируйте себе. А на исследовательском листе на ступенях знаний прикрепите смайлик на той ступени знаний на которой вы хотели бы находиться.(1ступень:мне не всё понятно было на уроке,

2 ступень:мне всё было понятно,я доволен своей работой 3ступень я доволен своей работой и хочу раскрыть новые тайны.)

Домашнее задание

В учебнике учить правило на с.62 и выполнить упражнение №57 на с.64.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Разбор глагола по составу. »







Урок русского языка по теме:

«Разбор слова по составу. Разбор глагола.»











Программа «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов Грушко С.И.

2014г.



Урок русского языка по программе «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов Грушко С.И.

Тема: «Разбор слова по составу. Разбор глагола»

Цели

Дидактические:

  • Познакомить с суффиксами глагола, которые не входят в основу слова;

  • Учить образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса;

  • Развивать и углублять понятия о частях слова;

  • Закреплять умения разбирать слова по составу.

Развивающие:

  • Развивать внимание, мышление;

  • Учить анализировать, выделяя главное ,систематизировать учебный материал;

  • Развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словом;

  • Побудить к творчеству;

  • Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности;

  • Способствовать повышению речевой культуры;

  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи;

  • Способствовать сплочению классного коллектива и осознанию совместной деятельности;

  • Предупреждение утомляемости детей.

Этапы урока

Ход урока

Методический комментарий.

1.Организационный

момент.

1.Организация деятельности учащихся.

Игровой диалог(учитель-ученики)

-Кто умеет учиться?-мы умеем учиться!

-Кто умеет трудиться?-мы умеем трудиться!

-Кто умеет слушать?-мы умеем слушать!

-Кто умеет отвечать-мы умеем отвечать!

-Грамотно и внятно?-Грамотно и внятно!

-Чтоб было всем понятно?-Чтоб было всем понятно!



Чтение эпиграфа: (слайд 2)



«Великий, могучий, свободный,  

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык!»

(Запись даты в тетради.)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?



2.Словарный диктант.

Прокомментируйте пожалуйста правописание словарных слов.(запись на доске)

Ст..лица, ..бед,с..лют,тер..аса,ал..ея,в..рона,н..род,Рос..ия.

(запись словарных слов в тетради)

.


3.Постановка учебной задачи.

Сложите первые буквы 6 словарных слов и вы узнаете что мы будем исследовать на уроке?


4.Актуализация опорных знаний.

Итак, прежде чем начать исследовать состав слов я предлагаю Вам ответить на вопросы блиц-турнира.(слайд3)

  1. Из каких частей состоит слово?

  2. Какая часть самая главная?

  3. Что такое корень слова?

  4. Что такое окончание?

  5. В каждом ли слове есть окончание?

  6. Что такое основа слова?

  7. Что такое приставка?

  8. Что такое суффикс?

В какой последовательности выполняется разбор слова по составу?

В русском языке очень много слов,но вот слова какой части речи мы будем изучать вы попытайтесь определить из интервью журналиста журнала «Мурзилка» и этой загадочной части речи.

ИНТЕРВЬЮ

– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре 
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт. ( Н.Зиганшина)


(Запись в исследовательском листе)

Что такое глагол?



4.Повторение.

Выборочное письмо глаголов.(слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Определите форму глагола.



5.Объяснение нового материала.

(исследование состава глаголов)





Создание проблемной ситуации

Наблюдение за составом глаголов и словообразовательная работа.

Поставьте глагол УЧИ в начальную форму и разберите его по составу. (слайд )

(работа в парах)

Возьмите на партах лото и образуйте новые глаголы от глагола учить. Прочтите эти слова.

Какая часть слова помогла образовать новые глаголы?

А участвовал ли в образовании этих словах суффикс?

А для чего нужны суффиксы? В этих глаголах он выполнил своё назначение?

Проблемная ситуация: Тогда скажите нужно ли его включать в основу в этих глаголах?

А для чего они нужны в глаголах?

Давайте возьмём и сравним глаголы учить,учил,учит. Это разные глаголы или один и тот же глагол в разных формах??? (запись глаголов в тетрадь)

Так на что указывают суффиксы –ть-, -л- у глаголов и нужно ли их включать в основу,если они не выполняют словообразовательную работу?

Попытайтесь сделать вывод сами. Какие суффиксы не входят в основу глагола и на что они указывают?

(Обычно суффиксы образуют новые слова,но суффиксы –ть-,-л- не входят в основу глагола.


5.Закрепление(составление алгоритма)

Ребята,давайте сверим достоверность своего вывода с выводом в учебнике. Откройте учебник «Русский язык» и прочтём правило ,которое нам дают авторы учебника.

Так для чего нам нужно при разборе слов по составу сначала определять часть речи?

Давайте составим алгоритм разбора глагола.

1.Что нужно сначала определить форму глагола или искать окончание?

2. Что потом выделить?

-основу

-корень

-приставку (Запишем в исследовательском листе алгоритм разбора глагола по составу) (слайд) *



4.Словообразовательная работа и разбор слов по составу.

А сейчас применим новые знания и сначала образуем новые глаголы и разберём их по составу. (Слайд)*

Работа по вариантам.

1вариант образуйте глаголы в неопределённой форме.

2 вариант образуйте глаголы в форме прошедшего времени. Разберите получившиеся слова по составу.

Самопроверка со слайда проверь себя(Слайд)*



5.Физминутка

Слайд. Физминутка для глаз.




Упражнение в комментировании и разборе слов по составу.

Ребята,спишите правильно текст и найдите глагол соответствующий данной схеме.(приставка+корень+суффикс+окончание)

Вот уж сне… последний в поле тает.

Тёплый пар во…ходит от з…мли,

И кувшинчик синий ра…цв…тает

И з…вут друг друга журавли.

А.Толстой



Упражнение в соотнесении глаголов со схемой

Игра «Найди словечко» схема(приставка+корень+суффикс+окончание)


Подметает, играет ,вылетают, посадят, понесёт, приносили,

помогаешь.

Придумай слово сам к данной схеме


Доп.материал.


Работа с обратным словарём

Выполни упражнение №56 с.63.


Найди и запиши глаголы к схеме:корень+суффикс+окончание.


Рефлексия.






Итог урока



- Какую часть речи исследовали на уроке?

- Что нового узнали об основе глагола?

- Поднимите руку тот, кто понял, как нужно разбирать глаголы по составу?

Завершается урок,

Он пошёл ребятам впрок.

Постарались всё понять,

Учились тайны открывать.

Много тайн мы открывали

На уроке не зевали!





– Кто доволен своей работой, поапплодируйте себе. А на исследовательском листе на ступенях знаний прикрепите смайлик на той ступени знаний на которой вы хотели бы находиться.(1ступень:мне не всё понятно было на уроке,

2 ступень:мне всё было понятно,я доволен своей работой 3ступень я доволен своей работой и хочу раскрыть новые тайны.)


Домашнее задание

В учебнике учить правило на с.62 и выполнить упражнение №57 на с.64.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Глагол. Разбор глагола по составу.

Автор: Грушко Светлана Ивановна

Дата: 23.08.2014

Номер свидетельства: 112662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Личные окончания глаголов" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lichnyie-okonchaniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "155632"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307940"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока. Глагол как часть речи"
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-glaghol-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "321555"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461318999"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока. Глагол как часть речи"
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-glaghol-kak-chast-riechi-3"
    ["file_id"] => string(6) "321556"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461319006"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Виды грамматического разбора"
    ["seo_title"] => string(32) "vidy-ghrammatichieskogho-razbora"
    ["file_id"] => string(6) "308373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458572279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект открытого урока на тему "Разбор глагола как части речи" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-razbor-ghlaghola-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "244841"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446021033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства