kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение опорных схем на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе. Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение опорных схем на уроках русского языка»

ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Жоламанова Алия Алтынбековна

Курчумская средняя школа №4 им.Н.Островского

учитель русского языка и литературы


Системное фиксирование материала в опорной схеме неизбежно организует и логику дальнейшего изучения текста, позволяя осмысленно останавливаться на отдельных моментах анализа. Каждый опорный конспект - лишь ориентир в дальнейшем поиске путей развертывания текста, позволяющий подойти к целостному изучению произведения в школе.

Ю.С.Меженко

I Применение опорных схем на уроках русского языка


В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе. Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность.

Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в работе. Опираясь на собственный опыт педагогической деятельности, могу сказать, что одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, информационном пространстве образования.

Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

Следует отметить, что трудно добиться результатов при изучении русского языка, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Применяя схемы опоры на уроках, я заметила, что дети стали более глубоко мыслить, научились анализировать, приходить к определенным выводам. Ученики стали более внимательны, а главное теоретический материл, преподнесенный на уроках запоминается осмысленно и быстро.

Схема - опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его «устройства», главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения. Образные опоры - средство обобщенного моделирования, наглядного изображения лингвистического материала, выступают и как стимулы речевого развития учащихся на разных ступенях школы.

Выдвинув гипотезу и организовав самостоятельный поиск-исследование, ученик открывает для себя заново уже прочитанное. Во время анализа текста используются традиционные приёмы: выразительное чтение стихотворения, комментированное чтение, беседа. Для учителя главное – мотивировать детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определённая схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема полезна ещё и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного текста с языковыми особенностями.

К примеру, учитель раздает детям листки с фрагментами текста.- «Составьте к фрагменту из учебника - сказки «Волшебная страна Русского языка» опорную схему «Служебные части речи», -говорит учитель.

- А теперь,- сказала Фея,- мы отправляемся в другую часть города. Там живут служебные части речи. Их всего три.

- Здесь живут Предлоги, - показала Фея. Вокруг суетились человечки, в руках они держали щиты – пробелы. Ведь предлоги всегда пишутся отдельно от существительных и местоимений.

- А вот здесь живут Союзы: но, и, да,- показала Фея на другие домики.

- Чаще всего они помогают соединять слова и предложения. Например: «Брат занимается футболом, а сестра фигурным катанием».

- А вот здесь дома Частиц, - показала Фея направо.- Они придают новые оттенки значений словам или целым предложениям. К примеру, разные значения у предложений: «Тебе понравилось это путешествие» и « Даже тебе понравилось это путешествие». И новый оттенок вносит маленькое словечко - частица даже. А если привести еще один пример - «Тебе не понравилось это путешествие», то здесь частица не меняет смысл всего предложения.

Служебные части речи:

- предлоги пишутся отдельно от существительных и местоимений;

- союзы а, но, да соединяют слова и предложения;

- частицы даже, не придают новые оттенки значениям слов, предложениям.


II Описание собственного опыта. Использование опорных схем и приёма схематизации, а также конспектов на уроках русского языка.


Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:

- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

- структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д.

- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах.

- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Мои ученики и сами с удовольствием пробуют составлять опорные конспекты, многие из них я использую в работе. Например, в 5 и 6 классах провожу конкурс на тему «Лучшая опорная карточка. Морфологические признаки частей речи». Ученики приносят, например, ромашку, где лепесток – признак, рыбку, где чешуя – признак и так далее. Получаются объёмные проекты – конспекты.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

При изучении темы «Способы связи в словосочетании» я применяю следующие опорные схемы:





















І - согласование

  • Ораторское искусство








ІІ - управление

  • Искусство оратора

  • Выступить с докладом

  • Работать в библиотеке




ІІІ. Примыкание

  • Писать грамотно

  • Читая бегло

  • Говорить улыбаясь


Провожу анализ схем:

  1. Чем различаются словосочетания, отраженные в схемах? (Местом зависимого слова, его синтаксической ролью, способом связи между главным и зависимым членом словосочетания).

  2. Всоответствии с темой урока, какой из этих признаков является для нас искомым? (Расположение зависимого слова по отношению к главному в словосочетании)

  3. Важно ли для определия обычного порядка слов в словосочетании, какова синтаксическая роль его зависимого члена.

  4. Почему и зачем в схемах указаны способы связы слов в словосочетании?

При согласовании зависимое слово обычно стоит перед главным, при управлении и примыкании – после него, за исключением случаев примыкания наречии на – о , которые могут употребляться перед главным, и после него.

Таким образом данные схемы могут стать средством руководства к действию и самоконтроля.

При изучении главных членов предложения обращаю внимание учащихся на то, что важно учитовать не только их число, но и сколько грамматических основ они образуют, входя, таким образом,в простое или сложное предложение. Например:

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат, и подняла ее боярская дочь. (Нар. сказка)

Предлагаю рассмортеть схемы и рассказать, что в них отражено. Какому из данных выше предложений соответствует каждая схема? Найдите и объясните пунктограммы в обоях предложениях.

Нравится учащимся и безусловно является эффективным такие задания. Во время проведения синтаксических минуток на уроках русского языка применять разные схемы: вертикальные, объемные, горизонтальные, линейные. Такие задания дисциплинируют, приучают точно воспринимать задачу, находить соответствующие приемы и средства ее решения и фиксации результатов.

Умело составленная и уместно использованная схема позволяет экономными средствами сосредоточить внимание учащихся на данном явлении, учит выделять в нем главное, существенное, приучает сравнивать, находить общее и различное в сопоставимых фактах языка, обосновывать свои решения синтаксических и пунктационных задач, вырабатывает навыки самоконтроля – словом, помогает активизировать учебную деятельность учащихся, повышает ее развивающий потенциал.

Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую, лаконичную запись, которую даже пятиклассники, не умеющие писать быстро, перепишут за две-три минуты.

При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме. Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.


IV Результаты применения опорных схем при подготовке к ЕНТ

Использование данной методики при изучении русского языка несомненно, даёт определённые результаты.

Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Данное свойство применения опорных схем очень ценно в применении его при подготовке к ЕНТ, так как ЕНТ включает в себя практически весь объем полученных в школе знаний за весь период обучения. Такой материал очень проблематично запомнить и тем более держать в голове. Одним из ценных качеств применения опорных схем в современном школьном образовании, получаемым школьниками Республики Казахстан является то, что они (опорные схемы) позволяют систематизировать, обобщить, закрепить весь пройденный на уроках материал, и тем самым способствуют успешной сдачи Единого комплексного тестирования конкретного ученика. Из чего следует, что успешная сдача ЕНТ это безболезненное морально-психологическое состояние выпускника, отсутствие суицидальных наклонностей, что мы наблюдали в последние годы у тез детей, которые по тем или иным причинам не смогли хорошо сдать решающее тестирование, дающее путевку в жизнь.

Таким образом, применение опорных схем в подготовке к ЕНТ считаю очень важным аспектом своей деятельности.









Список использованной литературы:

1. АльтшуллерГ.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.-Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.

2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.

3. Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы. – Челябинск,1988.

4. Сказки нашего детства. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.

5. Денисенко И.В. Заучивание наизусть. – Литература в школе, № 4, 2001.

6. Международный конкурс учителей. Сборник материалов. 2000. - 68с.

7. Конспекты Ю.С. Меженко


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Применение опорных схем на уроках русского языка

Автор: Жоламанова Алия Алтынбековна

Дата: 08.04.2016

Номер свидетельства: 316594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-forma-i-sodierzhaniie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "206054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430082222"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Типы речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_5_klassie_tipy_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "437902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510215967"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме: "Ударение". "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-udarieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226914"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440519973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства