kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ Учитель: Тимофеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов Общеобразовательное учреждение: МОУ «Гимназия № 2» г. Воркуты Предмет: Русский язык Тип учебного занятия: Урок открытия нового знания Тема: «Форма и содержание. Однокоренные слова» Цели: 1. Повторить понятие родственных, однокоренных слов; распознавать и классифицировать родственные слова. 2. Продолжить работу над умением формировать способность к анализу через применение опорной схемы. 3. Формирование ценностного отношения к взаимопомощи при работе в паре, внимательного отношения друг к другу, интереса к предмету. Ход урока. 1. Эмоциональный настрой. -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я, меня зовут Лариса Ивановна. Давайте улыбнемся, друг другу, а теперь подарим свои улыбки нашим гостям. Я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка принесет всем нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач. 2. Актуализация знаний. Даны 2 фигуры – треугольник и круг. -Чем отличаются эти фигуры? (формой, цветом). -Как вы думаете, форма это внешнее или внутреннее отличие? (внешнее) -А цвет? (это внутреннее содержание фигур). На доске круг и треугольник - форма, содержание. -Давайте посмотрим, друг на друга, а мы с вами внешне похожи? (нет, одни высокого роста, другие маленького, одни голубоглазые, другие кареглазые, одни длинноволосые, другие коротко стриженные). - А внутренними качествами мы похожи? (тоже нет, одни добрые, приветливые, другие недобрые, трусливые). -Так какие же мы? Мы разные по внешнему облику, форме и внутреннему содержанию. - Давайте внимательно посмотрим на экран. Как вы думаете, какое из этих слов лишнее и почему? (соседка, так как остальные слова – это близкие люди, родственники, одна семья) 3. Изучение нового материала. Построение определения научного понятия. - А бывают у слов родственники? Давайте посмотрим на слайд и найдем родственников. Задание 1. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль - Почему их можно назвать родственными? (общий корень) - Как называются слова с общим корнем? однокоренными - Какова тема нашего урока? Что будем с ними делать? (находить, писать, вспоминать, доказывать). - Выпишите на рабочий лист урока однокоренные слова. - Прочитайте слова, которые вы выписали. Выделите общий корень в словах. - Докажите, что выписанные вами слова являются однокоренными. Давайте попробуем составить схему ответа на вопрос, «Какие слова называются однокоренными?» (Ответы детей) Однокоренные слова общий корень (форма ) Задание 2. - Прочитайте слова. Гора, горе, гореть, пригорок, горевать, горелка, горный. - Значение каких слов вам непонятно? На слайде картинка пригорка и горелки. - Может кто-то из вас может нам помочь? - Куда можно обратиться за информацией? (к словарю) Словарь С.И.Ожегова дает нам ответ. Пригорок – небольшой холм, бугор. Горелка – приспособление, в котором происходит горение жидкости, газа или топлива. - Разбейте слова на группы. Поработайте в паре над этим заданием. Запишите то, что у вас получилось. Проверим. 1. На сколько групп вы разбили слова? (3) 2. Прочитайте слова первой группы. 3. Почему именно эти слова вы записали в одну группу? (заключен общий смысл, значение) 4. Прочитайте слова второй группы. А эти слова почему объединили в одну группу? (смысл общий - горе, печаль) 5. И слова последней группы. (корень, значение) - Чем похожи эти слова? (корнем) Выделите корень. - Какой корень? (- гор) - общий корень есть? А однокоренными их всех назвать можно? Почему?(нет, т.к. каждая группа имеет своё значение, смысл). - Общий корень – это что? (форма) Форма- одинаковая. (показать круги) - А значение если разное, то это что? (содержание) - Как показать разное содержание? (цветом) Разным? - Покажите это с помощью цветных карандашей. Обратимся к нашей схеме. Однокоренные слова – это не только слова, имеющие общий корень (форму)…. - Какой еще признак однокоренных слов делает их однокоренными? (общее значение, смысл). Давайте дополним нашу схему. Однокоренные слова имеют общий корень (форму) и ….(общий смысл или значение) Однокоренные слова (форма) общий корень общий смысл- значение(содержание) Итак, однокоренные слова имеют 2 признака. - Что же такое однокоренные слова? Кто сможет рассказать с опорой на схему? 4. Физкультминутка. 5. Постановка целей на следующие уроки. Задание для самых внимательных. Вернемся к первому заданию. Внимательно послушайте слова. Зима, зимушка, зимовать, зимний. (прочитать слова, выделяя голосом ударный слог) - Чем отличаются корни этих слов? (одни ударные, другие безударные) - Оказывается и корни бывают разными. Какие корни писать легче? Почему? - Где можно допустить ошибку в написании корня? (ошибиться в безударных слогах) - Какую задачу вы бы поставили перед собой в дальнейшем? (правильно писать безударные корни) 6. Подведение итогов. Проверка первичного понимания. Что вы можете сказать про однокоренные слова? Кто из вас сможет с опорой на схему рассказать, какие слова называются однокоренными. Однокоренные слова (форма) общий корень общий смысл- значение (содержание) Приведите примеры однокоренных слов. 7. Закрепление изученного материала. Игра «Форма и содержание». Посмотрите на слайд. Давайте попробуем изобразить слова с помощью геометрических фигур. Снег – снеговик. (Форма одинаковая, содержание одинаковое) Метель – пурга. (Форма разная, содержание одинаковое) Сыр – сырость. (Форма одинаковая, содержание разное) Я предлагаю вам на переменах поиграть в такую игру. Спасибо за урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» »

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

Учитель:

Тимофеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов

Общеобразовательное учреждение:

МОУ «Гимназия № 2» г. Воркуты

Предмет:

Русский язык

Тип учебного занятия:

Урок открытия нового знания

Тема:

«Форма и содержание. Однокоренные слова»



Цели:

  1. Повторить понятие родственных, однокоренных слов; распознавать и классифицировать родственные слова.

  2. Продолжить работу над умением формировать способность к анализу через применение опорной схемы.

  3. Формирование ценностного отношения к взаимопомощи при работе в паре, внимательного отношения друг к другу, интереса к предмету.

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я, меня зовут Лариса Ивановна.

Давайте улыбнемся, друг другу, а теперь подарим свои улыбки нашим гостям. Я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка принесет всем нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

  1. Актуализация знаний.

Даны 2 фигуры – треугольник и круг.

-Чем отличаются эти фигуры? (формой, цветом).

-Как вы думаете, форма это внешнее или внутреннее отличие? (внешнее) -А цвет? (это внутреннее содержание фигур).

На доске круг и треугольник - форма, содержание.

-Давайте посмотрим, друг на друга, а мы с вами внешне похожи? (нет, одни высокого роста, другие маленького, одни голубоглазые, другие кареглазые, одни длинноволосые, другие коротко стриженные).

- А внутренними качествами мы похожи? (тоже нет, одни добрые, приветливые, другие недобрые, трусливые).

-Так какие же мы? Мы разные по внешнему облику, форме и внутреннему содержанию.

- Давайте внимательно посмотрим на экран. Как вы думаете, какое из этих слов лишнее и почему? (соседка, так как остальные слова – это близкие люди, родственники, одна семья)

3. Изучение нового материала. Построение определения научного понятия.

- А бывают у слов родственники? Давайте посмотрим на слайд и найдем родственников.

Задание 1. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль

- Почему их можно назвать родственными? (общий корень)

- Как называются слова с общим корнем? (однокоренными) - Какова тема нашего урока? Что будем с ними делать? (находить, писать, вспоминать, доказывать).

- Выпишите на рабочий лист урока однокоренные слова.

- Прочитайте слова, которые вы выписали. Выделите общий корень в словах.

- Докажите, что выписанные вами слова являются однокоренными. Давайте попробуем составить схему ответа на вопрос, «Какие слова называются однокоренными?»

(Ответы детей)

Однокоренные слова

общий корень

(форма )

Задание 2.

- Прочитайте слова. Гора, горе, гореть, пригорок, горевать, горелка, горный.

- Значение каких слов вам непонятно? На слайде картинка пригорка и горелки.

- Может кто-то из вас может нам помочь?

- Куда можно обратиться за информацией? (к словарю)

Словарь С.И.Ожегова дает нам ответ.

Пригорок – небольшой холм, бугор.

Горелка – приспособление, в котором происходит горение жидкости, газа или топлива.

- Разбейте слова на группы. Поработайте в паре над этим заданием. Запишите то, что у вас получилось.

Проверим.

  1. На сколько групп вы разбили слова? (3)

  2. Прочитайте слова первой группы.

  3. Почему именно эти слова вы записали в одну группу? (заключен общий смысл, значение)

  4. Прочитайте слова второй группы. А эти слова почему объединили в одну группу? (смысл общий - горе, печаль)

  5. И слова последней группы. (корень, значение)

- Чем похожи эти слова? (корнем) Выделите корень.

- Какой корень? (- гор)

- общий корень есть? А однокоренными их всех назвать можно? Почему?(нет, т.к. каждая группа имеет своё значение, смысл).

- Общий корень – это что? (форма) Форма- одинаковая. (показать круги)

- А значение если разное, то это что? (содержание)

- Как показать разное содержание? (цветом) Разным?

- Покажите это с помощью цветных карандашей.

Обратимся к нашей схеме. Однокоренные слова – это не только слова, имеющие общий корень (форму)….

- Какой еще признак однокоренных слов делает их однокоренными? (общее значение, смысл). Давайте дополним нашу схему.

Однокоренные слова имеют общий корень (форму) и …..(общий смысл или значение)

Однокоренные слова

(форма) общий корень общий смысл- значение(содержание)

Итак, однокоренные слова имеют 2 признака.

- Что же такое однокоренные слова? Кто сможет рассказать с опорой на схему?

4. Физкультминутка.

5. Постановка целей на следующие уроки.

Задание для самых внимательных. Вернемся к первому заданию. Внимательно послушайте слова. Зима, зимушка, зимовать, зимний. (прочитать слова, выделяя голосом ударный слог)

- Чем отличаются корни этих слов? (одни ударные, другие безударные)

- Оказывается и корни бывают разными. Какие корни писать легче? Почему?

- Где можно допустить ошибку в написании корня? (ошибиться в безударных слогах)

- Какую задачу вы бы поставили перед собой в дальнейшем? (правильно писать безударные корни)

6. Подведение итогов. Проверка первичного понимания.

Что вы можете сказать про однокоренные слова?

Кто из вас сможет с опорой на схему рассказать, какие слова называются однокоренными.

Однокоренные слова

(форма) общий корень общий смысл- значение (содержание)

Приведите примеры однокоренных слов.

  1. Закрепление изученного материала.

Игра «Форма и содержание».

Посмотрите на слайд. Давайте попробуем изобразить слова с помощью геометрических фигур.

Снег – снеговик. (Форма одинаковая, содержание одинаковое)

Метель – пурга. (Форма разная, содержание одинаковое)

Сыр – сырость. (Форма одинаковая, содержание разное)

Я предлагаю вам на переменах поиграть в такую игру. Спасибо за урок.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова»

Автор: Тимофеева Лариса Ивановна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка "Основа слова" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873792"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация к уроку русского языка на тему "Приставка и суффикс""
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykanatiemupristavkaisuffiks"
    ["file_id"] => string(6) "303033"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457379506"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока русского языка на тему "Суффикс" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "142218"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418235410"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока русского языка по теме: Состав слова "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148559"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419773680"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства