Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова»
Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Учитель: Тимофеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов
Общеобразовательное учреждение: МОУ «Гимназия № 2» г. Воркуты
Предмет: Русский язык
Тип учебного занятия: Урок открытия нового знания
Тема: «Форма и содержание. Однокоренные слова»
Цели:
1. Повторить понятие родственных, однокоренных слов; распознавать и классифицировать родственные слова.
2. Продолжить работу над умением формировать способность к анализу через применение опорной схемы.
3. Формирование ценностного отношения к взаимопомощи при работе в паре, внимательного отношения друг к другу, интереса к предмету.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я, меня зовут Лариса Ивановна.
Давайте улыбнемся, друг другу, а теперь подарим свои улыбки нашим гостям. Я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка принесет всем нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2. Актуализация знаний.
Даны 2 фигуры – треугольник и круг.
-Чем отличаются эти фигуры? (формой, цветом).
-Как вы думаете, форма это внешнее или внутреннее отличие? (внешнее) -А цвет? (это внутреннее содержание фигур).
На доске круг и треугольник - форма, содержание.
-Давайте посмотрим, друг на друга, а мы с вами внешне похожи? (нет, одни высокого роста, другие маленького, одни голубоглазые, другие кареглазые, одни длинноволосые, другие коротко стриженные).
- А внутренними качествами мы похожи? (тоже нет, одни добрые, приветливые, другие недобрые, трусливые).
-Так какие же мы? Мы разные по внешнему облику, форме и внутреннему содержанию.
- Давайте внимательно посмотрим на экран. Как вы думаете, какое из этих слов лишнее и почему? (соседка, так как остальные слова – это близкие люди, родственники, одна семья)
3. Изучение нового материала. Построение определения научного понятия.
- А бывают у слов родственники? Давайте посмотрим на слайд и найдем родственников.
Задание 1. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль
- Почему их можно назвать родственными? (общий корень)
- Как называются слова с общим корнем? однокоренными - Какова тема нашего урока? Что будем с ними делать? (находить, писать, вспоминать, доказывать).
- Выпишите на рабочий лист урока однокоренные слова.
- Прочитайте слова, которые вы выписали. Выделите общий корень в словах.
- Докажите, что выписанные вами слова являются однокоренными. Давайте попробуем составить схему ответа на вопрос, «Какие слова называются однокоренными?»
(Ответы детей)
Однокоренные слова
общий корень
(форма )
Задание 2.
- Прочитайте слова. Гора, горе, гореть, пригорок, горевать, горелка, горный.
- Значение каких слов вам непонятно? На слайде картинка пригорка и горелки.
- Может кто-то из вас может нам помочь?
- Куда можно обратиться за информацией? (к словарю)
Словарь С.И.Ожегова дает нам ответ.
Пригорок – небольшой холм, бугор.
Горелка – приспособление, в котором происходит горение жидкости, газа или топлива.
- Разбейте слова на группы. Поработайте в паре над этим заданием. Запишите то, что у вас получилось.
Проверим.
1. На сколько групп вы разбили слова? (3)
2. Прочитайте слова первой группы.
3. Почему именно эти слова вы записали в одну группу? (заключен общий смысл, значение)
4. Прочитайте слова второй группы. А эти слова почему объединили в одну группу? (смысл общий - горе, печаль)
5. И слова последней группы. (корень, значение)
- Чем похожи эти слова? (корнем) Выделите корень.
- Какой корень? (- гор)
- общий корень есть? А однокоренными их всех назвать можно? Почему?(нет, т.к. каждая группа имеет своё значение, смысл).
- Общий корень – это что? (форма) Форма- одинаковая. (показать круги)
- А значение если разное, то это что? (содержание)
- Как показать разное содержание? (цветом) Разным?
- Покажите это с помощью цветных карандашей.
Обратимся к нашей схеме. Однокоренные слова – это не только слова, имеющие общий корень (форму)….
- Какой еще признак однокоренных слов делает их однокоренными? (общее значение, смысл). Давайте дополним нашу схему.
Однокоренные слова имеют общий корень (форму) и ….(общий смысл или значение)
Однокоренные слова
(форма) общий корень общий смысл- значение(содержание)
Итак, однокоренные слова имеют 2 признака.
- Что же такое однокоренные слова? Кто сможет рассказать с опорой на схему?
4. Физкультминутка.
5. Постановка целей на следующие уроки.
Задание для самых внимательных. Вернемся к первому заданию. Внимательно послушайте слова. Зима, зимушка, зимовать, зимний. (прочитать слова, выделяя голосом ударный слог)
- Чем отличаются корни этих слов? (одни ударные, другие безударные)
- Оказывается и корни бывают разными. Какие корни писать легче? Почему?
- Где можно допустить ошибку в написании корня? (ошибиться в безударных слогах)
- Какую задачу вы бы поставили перед собой в дальнейшем? (правильно писать безударные корни)
6. Подведение итогов. Проверка первичного понимания.
Что вы можете сказать про однокоренные слова?
Кто из вас сможет с опорой на схему рассказать, какие слова называются однокоренными.
Однокоренные слова
(форма) общий корень общий смысл- значение (содержание)
Приведите примеры однокоренных слов.
7. Закрепление изученного материала.
Игра «Форма и содержание».
Посмотрите на слайд. Давайте попробуем изобразить слова с помощью геометрических фигур.
Снег – снеговик. (Форма одинаковая, содержание одинаковое)
Метель – пурга. (Форма разная, содержание одинаковое)
Сыр – сырость. (Форма одинаковая, содержание разное)
Я предлагаю вам на переменах поиграть в такую игру. Спасибо за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» »
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Учитель:
Тимофеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов
Общеобразовательное учреждение:
МОУ «Гимназия № 2» г. Воркуты
Предмет:
Русский язык
Тип учебного занятия:
Урок открытия нового знания
Тема:
«Форма и содержание. Однокоренные слова»
Цели:
Повторить понятие родственных, однокоренных слов; распознавать и классифицировать родственные слова.
Продолжить работу над умением формировать способность к анализу через применение опорной схемы.
Формирование ценностного отношения к взаимопомощи при работе в паре, внимательного отношения друг к другу, интереса к предмету.
Ход урока.
Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я, меня зовут Лариса Ивановна.
Давайте улыбнемся, друг другу, а теперь подарим свои улыбки нашим гостям. Я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка принесет всем нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
Актуализация знаний.
Даны 2 фигуры – треугольник и круг.
-Чем отличаются эти фигуры? (формой, цветом).
-Как вы думаете, форма это внешнее или внутреннее отличие? (внешнее) -А цвет? (это внутреннее содержание фигур).
На доске круг и треугольник - форма, содержание.
-Давайте посмотрим, друг на друга, а мы с вами внешне похожи? (нет, одни высокого роста, другие маленького, одни голубоглазые, другие кареглазые, одни длинноволосые, другие коротко стриженные).
- А внутренними качествами мы похожи? (тоже нет, одни добрые, приветливые, другие недобрые, трусливые).
-Так какие же мы? Мы разные по внешнему облику, форме и внутреннему содержанию.
- Давайте внимательно посмотрим на экран. Как вы думаете, какое из этих слов лишнее и почему? (соседка, так как остальные слова – это близкие люди, родственники, одна семья)
3. Изучение нового материала. Построение определения научного понятия.
- А бывают у слов родственники? Давайте посмотрим на слайд и найдем родственников.
- Почему их можно назвать родственными? (общий корень)
- Как называются слова с общим корнем? (однокоренными) - Какова тема нашего урока? Что будем с ними делать? (находить, писать, вспоминать, доказывать).
- Выпишите на рабочий лист урока однокоренные слова.
- Прочитайте слова, которые вы выписали. Выделите общий корень в словах.
- Докажите, что выписанные вами слова являются однокоренными. Давайте попробуем составить схему ответа на вопрос, «Какие слова называются однокоренными?»