kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы устного и письменного опроса на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опрос – важное условие повышения качества учебного процесса, эффективное средство контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы устного и письменного опроса на уроках русского языка»


Силкина Е.И., учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи»


Приемы устного и письменного опроса на уроках русского языка


Однажды беседовали два учителя. Один из них удивлялся:

– Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

– Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы. Тогда те, кто ищет ответы, сами к тебе придут. Ведь очень часто именно вопросы заставляют искать правильные и интересные ответы.

Мудрость притчи, на мой взгляд, бесспорна. Каждый учитель старается организовать работу на уроках так, чтобы школьник в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, для этого ему нужен не только определённый уровень знаний, умений и навыков, но и богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Опрос – важное условие повышения учебного процесса, эффективное средство контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка. За ним стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и выстраивать на основе этого связное монологическое высказывание

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном пять видов опроса – устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, групповой. Устный опрос требует устного изложения учеником о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение в наблюдении или опыте. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Оценка способствует повышению успеваемости и развитию учащихся, когда при составлении классной работы удаётся правильно увязать объективные требования с достигнутым классом уровнем успеваемости. Работа должна ставить высокие, но выполнимые требования. Фронтальный опрос предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Фронтальной формой организации опроса в процессе учебной деятельности называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Индивидуальный опрос учащихся на уроке предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. Эта форма организации опроса связана с тем, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Такой опрос может и должен иметь место на уроках, особенно в тех случаях, когда требуется установить индивидуальные пробелы в знаниях или выяснить, как ликвидируются эти пробелы. Индивидуальный опрос нужно сочетать с работой всего класса, привлекая учащихся к «активному» слушанию ответа товарища, организуя наблюдения за ответом, исправление ошибок, добавление с мест. Индивидуальный опрос может проводиться в начале урока, при объяснении нового материала или его закреплении и, наконец, в конце урока. Место его на уроке определяется теми задачами, которые выдвигаются преподавателем при построении и проведении урока. Групповая форма организации опроса учащихся учитывает, что учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Величина групп учащихся различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы – не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Таким образом, при правильной организации опрос на уроке русского языка является условием обогащения учащихся лингвистическими знаниями широкого диапазона, освоения ими научной терминологии, выработки языкового эталона, раскрепощения внутренней речи ребёнка.

В своей работе я, как правило, использую индивидуальный и коллективный виды опроса. Индивидуальный провожу как в устной, так и в письменной формах. Из форм коллективного контроля практикую всевозможные виды письменных проверочных работ: объяснительные, словарные, итоговые и другие виды диктантов, грамматические работы, которые также помогают проверять уровень усвоения учащимися какой-либо темы. Со временем у каждого учителя в его методической копилке накапливаются самые разнообразные приемы опроса. Чаще всего в своей работе я использую следующие приемы опроса:

• Хлопни в ладоши. Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет термины, имена, названия и т.д. – то, что связано с темой. Задача учеников – хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

• Светофор. У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый – сигнал «Я знаю». Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить. Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен.

• Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Он эффективен при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать – другие дополняют.

• Лингвистическое интервью – еще одна разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.

• ПОПС-формула. Строится на следующем:

П – позиция

О – обоснование

П – пример

С – следствие.

Это прием творческого опроса, который, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления. Учитель задает вопрос. Учащиеся готовят ответы по формуле, используя следующие предложения:

П – «Я считаю, что…»

О – «Потому что…»

П – «Я могу доказать это на примере...»

С – «Поэтому я делаю вывод, что…»

• Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов, на которые можно ответить однозначно «да» или «нет».

Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего (ученика или учителя). ( Похожие приемы: «верю – не верю», согласен – не согласен»).

• Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме. В конце можно вывести на экран (доску) варианты правильных ответов. Учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.

• Взаимоопрос – один из самых сложно контролируемых. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам, выставляя оценки по заранее определенным критериям.

• Верно – неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

• Индивидуальный опрос, или опрос у доски, – эффективный прием для развития устной речи. Предполагает обстоятельный опрос одного ученика, максимально глубокую оценку его знаний и умений.

• Релейная проверочная работа – это вариант письменного опроса. Задания для нее подбираются из уже пройденного материала, те, что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из учебника, из пройденных и выполненных упражнения. Цель двоякая: выяснить, насколько дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная обстановка, потому что дети по умолчанию уже знакомы с заданиями.

• Грамконструктор. Из группы предложений собрать одно, которое бы соответствовало указанной схеме.

• Шкатулка вопросов. Суть приема в том, что учащиеся учатся сами составлять вопросы. Учитель предлагает три шкатулки. В первую складываются вопросы по тексту учебника. Например, если это урок литературы – то вопросы по тексту произведения.

Во вторую шкатулку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: «Я считаю, что…, а ты как думаешь?». Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям. В третью шкатулку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.

• В последнее время широко использую при опросе такие приемы проверки материала, как перфокарты, перфоконверты, карточки контроля. Также широко применяю тестовые задания с множественным выбором. Использование данных приемов опроса дает своевременную, быструю и точную информацию о результатах обучения. Это позволяет обучающимся видеть результаты своего труда не через несколько дней после его проведения, а на данном же уроке.

Намечая «предмет» контроля, я исхожу из перечня «Основных требований к результатам учебной деятельности», помещенных в программе по русскому языку, которые ориентируют процесс обучения на конечный результат. Поэтому, планируя прохождение той или иной темы, выделяю из указанного перечня то, на овладение чего должно быть обращено все внимание.

В данной работе для проведения опроса представлены приёмы в какой-либо форме, думаю, известные многим. Но я их для своей работы где-то переделала, где-то изменила условия, что-то добавила своё. Профессиональное совершенствование педагога – процесс непрерывный.

Один ученик задавал своему учителю очень много вопросов, но не получал ответов. То ли учитель не знал ответов, то ли не хотел отвечать.

На какое-то время ученик пропал, а когда появился вновь, он сказал своему учителю:

– Я сам нашёл ответы на вопросы, на которые вы не ответили, значит, я теперь знаю больше, чем вы.

– Твой мир, в котором ты «знаешь больше, чем я», такой маленький, – ответил учитель. – А мой мир огромный, и везде в нём есть двери, которые ведут в другие огромные миры. Поэтому я и знаю так мало!


Список литературы

Богданова, Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.

Бройде, М. Г. Русский язык в упражнениях и играх: Нетрадиц. подход / Марина Бройде. – М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001. – 332 с.

Подгаецкая, И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя / И.М.Подгаецкая. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы устного и письменного опроса на уроках русского языка

Автор: Силкина Елена Ивановна

Дата: 10.02.2021

Номер свидетельства: 572733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(102) "primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427481879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekturokarusskoghoiazykaslozhnopodchiniennoiepriedlozhieniiespridatochnymiziasnitielnym"
    ["file_id"] => string(6) "282835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453737287"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным""
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekturokarusskoghoiazykaslozhnopodchiniennoiepriedlozhieniiespridatochnymiziasnitielnym1"
    ["file_id"] => string(6) "282836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453737294"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по русскому языку 2класс Правописание безударных гласных в корне слова"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_2klass_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v"
    ["file_id"] => string(6) "390645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486830676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства