сигнальные карточки с гласными звуками (а, о, и, е), карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Психологический настрой.
– Садитесь, ребята. Урок мне хочется начать с одной народной мудрости. А узнаете ее, если переставите правильно слова местами. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Скажите, как вы понимаете смысл этой пословицы.
А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
3. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
– А сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. А кого же называют путешественником? За помощью мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
«Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам»
Нам с вами предстоит долгий путь до главного города этой страны, до города Грамматеевска. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник? (без компаса, без карты, без зап. книжки).
– Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и запишем число.
– Идти мы будем, ориентируясь по карте. На пути нам встретится Дорога Чистописания, пройдя по ней немного мы приходим к Озеру Словарных Слов, переплыв Озеро мы попадаем в Долину Безударных Гласных и, выйдя из Долины мы наконец-то добираемся до главного города страны – города Грамматеевска.
4. Чистописание.
- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
На доске записаны буквы. А, Е, О, И.
-Что вы можете о них сказать?
5.Словарная работа
1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. Дети записывают в записных книжках слова: воробей, ноябрь, заяц, ученик.
2) Взаимопроверка.
-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)
- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие. Чтобы дальше продолжить наш путь, наши глазки должны отдохнуть. Давайте выполним физкультминутку для глаз.
6. Физкультминутка для глаз 7. Постановка проблемы урока.
- Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей.
«Дима написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось? - Какое правило не знал Дима?
- Как правильно записать это слово?
- Вот мы и подошли к нашей теме. Назовите тему нашего урока.
Правописание безударной гласной в корне слова.
- Какую цель мы поставим перед собой?
Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова
8. Работа с безударными гласными.
- Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание.
- Давайте посмотрим на экран. Что вы видите? Буквы.
- Какие это буквы? Гласные.
- Дети, давайте вспомним, какие гласные бывают? Гласные звуки под ударением называются ударными, а те гласные, которые находятся без ударения – безударными.
1) Игра «Молчанка»
Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е,я).
- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно. Трава, лесной, грибник, сосна, сады, моря.
Физминутка.
- А теперь поработаем самостоятельно (по карточкам).
-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово.
- Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.
- Вот мы и открыли двери в город Грамматеевск. -Какие гласные в корне слова надо проверять? (а,о,е,и,я)
-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(-Изменить форму слова; подобрать однокоренное слово)
- А если мы не можем проверить безударную гласную? (запомнить или посмотреть в словаре).
- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.
За лесом журчала рика.
В каких словах вы увидели «опасные места»? Запишите это предложение в тетрадь. Проверка.
- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
13. Итог урока.
- Мы снова в родной школе.
- Какие гласные надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
14. Рефлексия.
Домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
сигнальные карточки с гласными звуками (а, о, и, е), карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Психологический настрой.
– Садитесь, ребята. Урок мне хочется начать с одной народной мудрости. А узнаете ее, если переставите правильно слова местами. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Скажите, как вы понимаете смысл этой пословицы.
А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
3. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
– А сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. А кого же называют путешественником? За помощью мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
«Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам»
Нам с вами предстоит долгий путь до главного города этой страны, до города Грамматеевска. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник? (без компаса, без карты, без зап. книжки).
– Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и запишем число.
– Идти мы будем, ориентируясь по карте. На пути нам встретится Дорога Чистописания, пройдя по ней немного мы приходим к Озеру Словарных Слов, переплыв Озеро мы попадаем в Долину Безударных Гласных и, выйдя из Долины мы наконец-то добираемся до главного города страны – города Грамматеевска.
4. Чистописание.
- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
На доске записаны буквы. А, Е, О, И.
-Что вы можете о них сказать?
5.Словарная работа
1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. Дети записывают в записных книжках слова: воробей, ноябрь, заяц, ученик.
2) Взаимопроверка.
-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)
- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие. Чтобы дальше продолжить наш путь, наши глазки должны отдохнуть. Давайте выполним физкультминутку для глаз.
6. Физкультминутка для глаз 7. Постановка проблемы урока.
- Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей.
«Дима написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось? - Какое правило не знал Дима?
- Как правильно записать это слово?
- Вот мы и подошли к нашей теме. Назовите тему нашего урока.
Правописание безударной гласной в корне слова.
- Какую цель мы поставим перед собой?
Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова
8. Работа с безударными гласными.
- Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание.
- Давайте посмотрим на экран. Что вы видите? Буквы.
- Какие это буквы? Гласные.
- Дети, давайте вспомним, какие гласные бывают? Гласные звуки под ударением называются ударными, а те гласные, которые находятся без ударения – безударными.
1) Игра «Молчанка»
Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е,я) .
- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно. Трава, лесной, грибник, сосна, сады, моря.
Физминутка.
- А теперь поработаем самостоятельно (по карточкам).
-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово.
- Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.
- Вот мы и открыли двери в город Грамматеевск. -Какие гласные в корне слова надо проверять? (а,о,е,и,я)
-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(-Изменить форму слова; подобрать однокоренное слово)
- А если мы не можем проверить безударную гласную? (запомнить или посмотреть в словаре).
- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.
За лесом журчала рика.
В каких словах вы увидели «опасные места»? Запишите это предложение в тетрадь. Проверка.
- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
13. Итог урока.
- Мы снова в родной школе.
- Какие гласные надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)