kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы образовательных организаций.

Цель:  повышение качества образования, профессионального роста, мастерства учителя  на основе изучения современных образовательных технологий в условиях перехода к ФГОС ООО.

Задачи:

 -познакомить учителей с целями, задачами, принципами, основными формами работы технологии проблемного диалога, технологии оценивания учебных достижений учащихся, технологии групповой деятельности, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий;

-повысить профессиональную компетентность педагогов посредством пополнения арсенала  педагогических приемов при работе с учащимися.

В современной литературе многочисленны определения технологии (педагогической, образовательной): Лихачев Б.Т., В.М. Монахов, Гузеев В.В., Беспалько В.П., Кларин М.В., Г.К.Селевко:

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

            Технология обучениячетко определенная последовательность учебных действий, приводящая к заранее намеченному результату.

ОТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения

Раздаточный материал с заданиями:

выбрать из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип, основные формы работы заявленной технологии. Сформулировать определение технологии.

Задание группе 1. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип технологии проблемного диалога, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.

Задание группе 2. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип технологии оценивания учебных достижений учащихся, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.

Задание группе 3. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип технологии групповой деятельности, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.

Задание группе 4. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип проектной технологии, основные формы работы. Сформулируйте  определение технологии.

Задание группе 5. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип  здоровьесберегающей  технологии, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.

     Цель:

  1. сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. проектированию;

  2. самостоятельное открытие обучающимися новых знаний;

  3. обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100»;

  4. формирование, сохранение иукрепление здоровья учащихся;

  5. создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания.

      Задачи:

  1. развитие творческих способностей учащихся;

  2. развитие логического мышления учеников;

  3. активизация познавательной деятельности;
  4. развитие критического и творческого мышления учащихся;
  5. формирование «психологии» здоровья, воспитание у учащихся культуры здоровья, представлений о здоровье как ценности;

  6. формирование мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни;

  7. развитие у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности;

    повышение познавательной мотивации обучающихся;

  8. развитие умений учащихся самостоятельно конструировать свои знания;

  9. развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  10. развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя;

  11. сориентировать ученика на успех, создать комфортную для учебы обстановку;
  12. обеспечение безопасных условий пребывания, обучения и работы учащихся в образовательной организации

  13.  критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны  педагогам и обучающимся

         Формы работы:

  • индивидуальная работа, работа в парах, в четверках;

  • фронтальная, групповая, парная, индивидуальная (заранее подготовленные ученики);

  • проверочные, самостоятельные работы;

  • устный, письменный опрос;

  • коллективное обсуждение;

  • зачет, экзамен;

  • работа в «малых группах», парная, командная;

  • программированный контроль;

  • обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь;

  • парная, групповая работа, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

      Принципы

2) «открытие» знания школьниками;

3) воспитать потребность у учащихся вести здоровый образ жизни;

4)активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

5) повышение эффективности обучения учащихся посредством  тщательно спланированной интересующей их деятельности.

Литература

       1.Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях.-М., 2011.

2.Кларин М.В.Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры  и дискуссии.-М., 1998.

       3.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб., 2002.

        4.Кукушин В.С. Педагогические технологии.- Ростов-на-Дону, 2006.

         5.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах.- М., 2006.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы »

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ».

«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи.

Тема мастер-класса: «Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы».

Продолжительность мастер-класса: 30 минут.

Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы образовательных организаций основного уровня образования.

Проводит: заместитель директора, руководитель школьного методического объединения, учитель-предметник.

Форма организации мастер-класса: коллективная, групповая.

Цель и задачи  мастер-класса направлены на овладение учителями гуманитарных дисциплин образовательными технологиями системно-деятельностного подхода.

Цель:  повышение качества образования, профессионального роста, мастерства учителя на основе изучения современных образовательных технологий в условиях перехода к ФГОС ООО.

Задачи:

 -познакомить учителей с целями, задачами, принципами, основными формами работы технологии проблемного диалога, технологии оценивания учебных достижений учащихся, технологии групповой деятельности, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий;

-повысить профессиональную компетентность педагогов посредством пополнения арсенала педагогических приемов при работе с учащимися.


Оборудование мастер-класса: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал с заданиями:

выбрать из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип, основные формы работы заявленной технологии. Сформулировать определение технологии.

Задание группе 1. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип технологии проблемного диалога, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.

Задание группе 2. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип технологии оценивания учебных достижений учащихся, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.

Задание группе 3. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип технологии групповой деятельности, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.


Задание группе 4. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип проектной технологии, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.


Задание группе 5. Выберите из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип здоровьесберегающей технологии, основные формы работы. Сформулируйте определение технологии.


Цель:

  1. сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию;

  2. самостоятельное открытие обучающимися новых знаний;

  3. обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100»;

  4. формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся;

  5. создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания.

  • Задачи:

  1. развитие творческих способностей учащихся;

  2. развитие логического мышления учеников;

  3. активизация познавательной деятельности;

  4. развитие критического и творческого мышления учащихся;

  5. формирование «психологии» здоровья, воспитание у учащихся культуры здоровья, представлений о здоровье как ценности;

  6. формирование мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни;

  7. развитие у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности;

  8. повышение познавательной мотивации обучающихся;

  9. развитие умений учащихся самостоятельно конструировать свои знания;

  10. развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  11. развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя;

  12. совершенствование межличностных отношений в классе;

  13. сориентировать ученика на успех, создать комфортную для учебы обстановку;

  14. обеспечение безопасных условий пребывания, обучения и работы учащихся в образовательной организации.

  • Принципы:

1) критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и обучающимся;

2) «открытие» знания школьниками;

3) воспитать потребность у учащихся вести здоровый образ жизни;

4)активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

5) повышение эффективности обучения учащихся посредством тщательно спланированной интересующей их деятельности.

  • Формы работы:

  1. индивидуальная работа, работа в парах, в четверках;

  2. тестирование;

  3. фронтальная, групповая, парная, индивидуальная (заранее подготовленные ученики);

  4. проверочные, самостоятельные работы;

  5. устный, письменный опрос;

  6. коллективное обсуждение;

  7. зачет, экзамен;

  8. работа в «малых группах», парная, командная;

  9. программированный контроль;

  10. обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь;

  11. портфолио;

  12. индивидуальная, парная, групповая работа, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Ход мастер-класса.

1.Вступительная часть.


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС ООО указывают на реальные виды деятельности.

2.Объявление темы, цели и задач мастер-класса.


Тема мастер-класса: «Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы».

Цель:  повышение качества образования, профессионального роста, мастерства учителя на основе изучения современных образовательных технологий в условиях перехода к ФГОС ООО.

Задачи:

 -познакомить учителей с целями, задачами, принципами, основными формами работы технологии проблемного диалога, технологии оценивания учебных достижений учащихся, технологии групповой деятельности, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий;

-повысить профессиональную компетентность педагогов посредством пополнения арсенала педагогических приемов при работе с учащимися.

 

3. Демонстрационная часть.


Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности современного учителя, реализующего новый государственный образовательный стандарт: необходимо поддерживать и развивать интерес к своему предмету, формировать приемы продуктивной деятельности такие, как: анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки проектной, исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний; учить мыслить широко, перспективно.
В решении главной задачи большую роль играют различные технологии обучения, которые дают возможность учителю задать высокий уровень теоретических знаний, позволяют активизировать деятельность учащихся, сформировать их практические навыки, одновременно создать широкий простор для творчества.

Вопрос: Давайте вспомним, что такое образовательные технологии? Какие технологии называются образовательными?

Продолжите тезис: «Образовательная технология – это…» (Звучат ответы)



Проверка ответов.

В современной литературе многочисленны определения технологии (педагогической, образовательной): Лихачев Б.Т., В.М. Монахов, Гузеев В.В., Беспалько В.П., Кларин М.В., Г.К.Селевко:

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).



Ознакомившись с пониманием педагогической технологии различными авторами, все же можно выделить следующие отличительные черты технологий:

• управляемость процессом обучения;

• диагностичность поставленных целей, т.е. наличие инструмента­рия, позволяющего определить, достигнута ли цель;

• четкость в определении набора приемов, операций, последова­тельности действий учителя и ученика, ведущих к достижению цели;

• воспроизводимость.

Технология обучениячетко определенная последовательность учебных действий, приводящая к заранее намеченному результату.

ОТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения


4.Пояснение  и рекомендации основных этапов выполнения работы.


В условиях реализации требований ФГОС НОО, подготовки к введению ФГОС ООО наиболее актуальными становятся педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Вопрос: Назовите их? Какие из них характерны для уроков русского языка и литературы?

Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Игровые технологии

Технология продуктивного чтения
Модульная технология

Технология оценивания учебных успехов
Кейс – технология

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Технология оценивания учебных достижений учащихся и другие.


Сейчас я Вам предлагаю разделиться на группы. Каждой группе будет дано задание: выбрать из предложенной информации, опираясь на собственный педагогический опыт, цель, задачи, принцип, основные формы работы заявленной технологии. Сформулировать определение технологии.

5. Практическая часть. Обсуждение и поиск общего решения, представление результатов работы в группе.


Группа 1. Технология проблемного диалога

Группа 2. Технология оценивания учебных достижений учащихся

Группа 3Технология групповой деятельности

Группа 4. Проектная технология

Группа 5. Здоровьесберегающие технологии


6. Рефлексия. Подведение итогов.

Мы знаем, что основа любой технологии – урок. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из имеющихся технологий целесообразно отобрать для урока? Какие технологии, методы и приёмы работы будут эффективными? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый федеральный государственный образовательный стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Спасибо за внимание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черных Татьяна Геннадьевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Доклад по теме «Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ русскому языку и литературе»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_po_teme_ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_pri_obuchen"
    ["file_id"] => string(6) "650354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1715531599"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Творческие методы применения ИКТ на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(81) "tvorchieskiie-mietody-primienieniia-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "330494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464274793"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства