Данный урок систематизирует знания обучающихся о предложении и знаках препинания в конце предложения. В ходе работы составляется алгоритм постановки знаков препинания в конце предложения. Работая над предложением, обучающиеся знакомятся с синонимами слова Родина. На уроке используется работа в парах. Рефлексия проводится в виде игры "Кто быстрее?".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам.
Предметные УУД:
анализировать и кратко характеризовать слова, предложения;
различать предложения по цели высказывания и интонации;
соблюдать изученные нормы орфографии.
Оборудование:
Таблица правописания буквы р и Р для чистописания;
Табличка с ребусом;
Таблицы словарного слова «Родина»;
Индивидуальные карточки для самостоятельной работы;
Портрет С. Есенина;
Таблички со словами для составления предложений;
Карточки «Знаки препинания»;
Словарь синонимов.
Предложения на доске.
Ход урока
1.Оргмомент.
Когда к вам в дом приходят гости, то их вы встречаете улыбкой. Давайте и мы сегодня улыбнемся не только друг другу, но и нашим гостям. Повернитесь, улыбнитесь. Сразу на душе стало веселее. Вот с таким хорошим настроением начинаем наш урок.
Сегодня 15 сентября. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть орфограммы.
Чтобы узнать над правописанием какой буквы мы сегодня будем работать, вам надо отгадать ребус:
Р1а
(Вывешиваю на доску слово «Родина»)
Сколько букв в слове? - 6
Сколько слогов? -3
Как вы определили количество слогов? (Правило)
- Угадайте: Эта буква обозначает согласный звук, твердый, парный, звонкий, непарный и находится в 1 слоге. (Буква Р)
- Сегодня мы будем прописывать строчную и заглавную буквы р и Р.
(Вывешиваю на доску таблицу с буквами)
Р р
Из каких элементов состоят эти буквы?
Посмотрите, как пишу их я. (Прописываю на доске).
Повторим в воздухе.
Запишем в тетради.
3. Словарная работа.
- Какое слово мы отгадали в ребусе? (Родина)
- Кто может объяснить значение этого слова?
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
Вот какие замечательные строки написал известный русский поэт Сергей Есенин. Его стихи мы будем с вами учить на уроках литературного чтения.
(Вывешиваю портрет поэта на доску)
- Скажите, о какой родине говорится в стихотворении? (О малой)
- Это слово пишется с маленькой буквы. (Вывешиваю таблицу)
родина
- Пропишите это слово. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную непроверяемую.
- А еще какое значение имеет слово родина? (Родина – страна)
- Запомните, что это слово в таком ее значении пишется с большой буквы!
(Вывешиваю таблицу)
Родина
- Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните не только безударную гласную непроверяемую, но и заглавную букву.
- У слова Родина есть синонимы. Кто помнит, какие слова мы называем синонимами?
- Итак, это - Отчизна и Отечество. Кто может объяснить значение этих слов? (Отчизна и Отечество – это страна наших отцов.)
- Мы говорим: Родина, родимый, родной. А кто как не отец и мать дороже всех на свете? А так как раньше во главе рода стоял мужчина – отец, поэтому мы и говорим: Отечество или Отчизна. В словаре синонимов так говорится об Отчизне и Отечестве: « Родина, край отцов, родная страна».
- Запишите эти слова и запомните их: Отчизна, Отечество.
- Посмотрите на правописание и скажите: Как можно назвать одним словом слова Родина, Отчизна, Отечество? (Имена собственные)
- Что мы знаем об их правописании?
3. Сообщение темы урока. Работа над новой темой.
- У вас на столе лежат у каждого карточки с группами слов. Возьмите их.Охарактеризуйте каждую группу слов.
просто слова
незаконченное предложение
предложение
- Как вы определили? Попробуйте сформулировать тему урока? (Сегодня мы будем говорить о предложении)
- Докажите, что это предложение.
- А как вы понимаете смысл этого предложения?
- Обратите внимание, как написано слово родина! Значит, речь идет о…., и в предложении говорится о малой родине.
- Давайте прочитаем правило о предложении в учебнике на стр. 12.
- Сформулируйте теперь правило о предложении с учетом того, что сейчас прочитали:
«Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль».
- Чтобы списать это предложение, надо вспомнить о правилах написания предложений.
(Все списывают в тетради на следующую строчку, а ученица - на доске с комментированием)
У каждого человека есть своя родина.
- Подчеркните орфограммы написания предложения: начало, слова отдельно, конец.
4.Физминутка
5. Работа над новым материалом.
Откройте учебник на стр. 12, найдите упр. 14.
- Послушайте стихотворение Сергея Есенина (обращаю внимание на портрет).
- Стихотворение является текстом? А что такое текст? Назовите тему этого текста или о чем говорится в тексте? Сколько предложений?
- Прочитайте самое короткое предложение. Сколько слов? (1)
- Прочитайте самое длинное предложение. Сколько слов? (6)
- О чем говорится в 1 предложении? (Во 2?) (В 3?) (В 4?)
- Как в устной речи мы отделяем предложение друг от друга? (Паузой) А в письменной речи? (Знаками препинания)
6. Повторение о знаках препинания в конце предложения.
- Какие знаки ставятся в конце предложений?
- Откройте р/т на стр. 7 упр. 11.
- Ознакомьтесь с текстом. Найдите лишний знак препинания. (Точка)
- Выполните задание в рабочей тетради. Что надо сделать?
7. Повторение предложений по цели высказывания и по интонации.
На доске написаны предложения:
1. Мы гуляли в осеннем лесу 2. До чего красиво здесь 3. А вы были в осеннем лесу
- Как узнать какой знак надо поставить в конце предложения? Ваше мнение.
- Прочитайте предложение, в котором о чем - то сообщается. (1).
- Какой знак препинания поставите в конце предложения?
Вывод: Если в предложении о чем – либо сообщается, то в конце ставится точка.
- Прочитайте предложение, которое содержит вопрос (3) Что поставите в конце предложения?
Вывод: Если….
- Прочитайте предложение, в котором выражаются чувства (2). Какой знак препинания поставите в конце предложения?
Вывод: Если…
- Какой еще знак можно поставить в конце предложения? … Когда?
Например: Я хочу побывать в Антарктиде, Африке, Америке…
- Давайте сделаем вывод: как же определить, какой знак надо ставить в конце предложения? (Надо выяснить, о чем говориться в предложении).
Составляем алгоритм:
Если …,
то …
8. Отработка нового материала.
Работа в парах и у доски. Игра «Кто быстрее?» (Дана группы слов)
покрылся красив дети
лес лес делают
снегом Как зимой
Зимой зимой Что
- Необходимо составить предложение из слов, выбрать знак препинания и поставить его в конце предложения.
К доске идут: 1 ряд – 1 ученик
2 ряд – 1 ученик
3 ряд – 1 ученик
Все остальные работают в парах.
Проверка.
- Почему вы поставили такой знак?
- Спишите правильно любое предложение и подчеркните орфограммы написания предложения.
9. Итог урока:
- Важную ли тему мы сегодня обсуждали на уроке?
- Можно ли общаться, не используя предложения в речи? Почему?
- Для чего мы ставим знаки препинания в конце предложений?
10. Д/З: Откройте р/т на стр. 7, упр. 10. Это ваше домашнее задание. Оно тоже связано со словом родина. Прочитайте задание. Кому не понятно задание? Кто может объяснить?