Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 44 г. Хабаровска
Рабочая программа элективногокурса по русскому языку
«Функция знаков препинания и тенденция их употребления
в современной печати» для 9 класса.
Ф.И.О. составителя
Медведева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
2013 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс "Функция знаков препинания и тенденция их употребления в современной печати" рассчитан на учащихся 9-х классов.
Девятиклассники в течение года на уроках русского языка должны повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации, которые были получены ими в младших и средних классах. Данный курс способствует углублению знаний учащихся, стремящихся к гуманитарным дисциплинам, в частности, детей, увлекающихся журналистикой.
Он рассчитан на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации, причем пунктуации не как механического набора, перечня правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы.
Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь ее существо, принципы, усвоить ее системность. Только таким образом понятная пунктуация способна отражать процессы речи-мысли.
Актуальность курса
Пунктуация как система, действующая ныне, складывалась исторически, функции знаков менялись, менялись и условия их применения. Эти изменения происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика употребления знаков идет дальше. Появилась новая тенденция в оформлении печатного (и, следовательно, вообще письменного) текста. Правила, служащие базой для усвоения пунктуации, изучаемые в школьной программе, нуждаются в некотором уточнении с учетом современной практики печати: в одних случаях появилась необходимость расширить рекомендуемый материал из-за активного использования в современной печати ряда синтаксических конструкций и их комбинаций, не нашедших отражения в школьной программе; в других - обратить внимание на изменение значения или круга значений самих знаков (оно сузилось или расширилось).
Цели данного курса
1. Помочь учащимся в постижении существа современной пунктуации как системы, в определении места каждого отдельного знака в ней.
2. Показать принципы пунктуации, тенденции ее развития и пути усовершенствования.
3. Дать рекомендации по употреблению знаков препинания в случаях, не изучаемых в школьной программе.
Задачи курса
1. Проанализировать часто встречающиеся в современной печати примеры трудностей русской пунктуации.
2. Показать, как на базе правил происходит обогащение функций знаков в практике печати.
3. Обратить внимание на необходимость воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает осмысление нерегламентированной пунктуации.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс ориентирует на:
- осмысленное пользование знаками препинания;
- развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности;
- умение отличить ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что очень важно в школьной практике.
Место элективного курса по русскому языку «Функция знаков препинания и тенденция их употребления в современной печати» в школьном учебном плане.
Занятия проводятся во втором полугодии в соответствии с утверждённым расписанием.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Виды деятельности
Ко-во
часов
- Историческая изменяемость пунктуации. Из истории знаков препинания
1. Лекция учителя
2. Исследование исторического текста
3. Обсуждение
- Коммуникативные способности знаков препинания. Знаки препинания в конце и внутри предложения .
I .Лекция учителя
2. Сравнительный анализ художественного текста и газетной публикации
3. Практическая работа
- Принципы современной пунктуации.
1. Лекция учителя
2. Сравнительный анализ текста
3. Лингвистический эксперимент
4. Групповая работа
- От утёнка до кавычек.
1 .Лекция учителя
2. Исследование исторического текста
3. Построение аналитической таблицы
- Поставим точку. Вовремя поставленная точка. Парцелляция.
1. Лекция учителя
2. Нахождение парцелляции в тексте
- Плоть запятой вплоть до запятой
1 .Лекция учителя
2. Решение проблемной задачи
3. Составление опоры
- «Вызов смелого жеста» - восклицательный знак.
1 .Лекция учителя
2. Творческая работа
3. Групповая работа
- Знак отчаяния
1 .Лекция учителя
2. Сопоставительный анализ художественного текста и газетной публикации
3. Самостоятельная работа
- Авторская пунктуация: предпочтения и пристрастия
1. Лекция учителя
2. Исследование текста
- «Необязательные знаки». «Двусмысленные» знаки.
1.Лекция учителя
2. Сопоставительный анализ художественного текста и газетной публикации
3. Самостоятельная работа
- Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Многоточие, его значение..
1 .Лекция учителя
2. Решение проблемной задачи
3. Составление опоры
- Сочетание знаков и порядок их следования
1. Лекция учителя
2. Сравнительный анализ текста
3. Лингвистический эксперимент
4. Групповая работа
- Вопрос? Вопрос… Вопрос.
1. Лекция учителя
2. Лингвистический эксперимент.
- Знаки препинания как предмет научного спора в произведениях А.С. Пушкина.
1. Лекция учителя
2. Комплексный анализ текста
- Знаки препинания в судебных документах
1. Защита творческого проекта «Выбор оптимального варианта постановки знаков препинания»
- Знаки не только препинания
- Лекция учителя
- Групповая работа
- Знаки препинания – герои стихотворений
1. Лекция учителя
2. Работа со стихотворными цитатами
Итого:17
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Историческая изменяемость пунктуации. Пунктуация как живая, изменяющаяся и развивающаяся система. Тенденция употребления знаков в наше время. Варианты оформления прямой речи и авторских слов.
2. Точка, ее функции. Явление парцелляции, особенности ее употребления в современной печати.
3. Точка с запятой. История знака (на примере «Российской грамматики»
М.В. Ломоносова). Функции знака. Употребление знака в текстах
различной стилистической окраски.
4. Двоеточие. Разъяснительно-пояснительная функция знака. Ритмико-
эмфатическое качество знака в современной прессе.
5. Тире. Судьба тире в русской пунктуации. Диапазон применения знака.
6. Многоточие, его значение. Связь многоточия содержательной и
эмоциональной стороной речи.
7. Знаки препинания в конце и начале предложения. Знаки,
прерывающие предложение. Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Вопросительный знак в конце сложного предложения, в периоде, во вставках.
8. Сочетание знаков и порядок их следования. Восклицательный и
вопросительный знаки и многоточие; многоточие и скобки.
9. Знаки препинания при номинативных конструкциях. Разновидность
номинативных конструкций.
10. Употребление кавычек. Причины выделения кавычками отдельных
элементов текста.
11. Понятие нормы применительно к знакам препинания. Разрыв
между практикой печати и правилами пунктуации, его причины,
особенность.
12. Авторские знаки. Значение термина. Исторические изменения
пунктуации. Контекстуально обусловленные знаки. Пунктуационная
система индивидуального стиля автора (на примере творчества А. Блока,
М. Горького, М. Цветаевой, М.Е. Салтыкова-Щедрина).
13. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков. Сочетание
знаков в условиях контекста. Правила комбинирования и сочетания
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ IX КЛАССА
- Уметь анализировать текст
- Видеть парцелляцию в тексте. Уметь доказать условия ее применения
- Знать значения функций двоеточия. Выработать умение постановки двоеточия в тексте
- Знать значения функций тире. Уметь использовать тире в тексте
- Уметь осмысленно употреблять знаки препинания. Научиться владеть стабильными и ситуативными нормами пунктуации
- Видеть различия между точкой, запятой, двоеточием. Выработать умение постановки точки с запятой в тексте
- Видеть историческую изменяемость знаков.
- Уметь делать сопоставительный анализ текста
- Знать значения функций двоеточия. Выработать умение постановки двоеточия в тексте
- Уметь правильно расставлять знаки препинания при цитатах
- Уметь правильно пользоваться кавычками
- Знать признаки номинативного предложения. Уметь употреблять данные предложения в речи.
- Уметь использовать восклицательный и вопросительный знаки.
- Уметь правильно использовать многоточие и скобки
- Уметь использовать восклицательный и вопросительный знаки.
- Уметь правильно использовать многоточие и скобки
- Уметь использовать знаки, прерывающие предложение
- Уметь правильно употреблять знаки в начале и конце предложения
- Видеть связь многоточия с содержательной и эмоциональной стороной речи
- Видеть связь многоточия с содержательной и эмоциональной стороной речи
5.ФОРМА КОНТРОЛЯ
Создание проектной работы, презентация данной работы
6.ЛИТЕРАТУРА
- Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. 50 основных правил русской пунктуации. М.: Дрофа 2003 год.
- Домашний репетитор. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.
- Григорьева Н.А. практикум – справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
- Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку.
- Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. Михайлова Е.В.
- Тесты и тексты для комплексного анализа. Угроватова Т.Ю.
- Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.
- Использование ЦОРов http://www.gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты;
- коллекция диктантов на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/
- Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/.
- Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm