kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок закрепляет знания учащихся о подлежащем и сказуемом, умение безошибочно находить главные члены предложения; знакомит учащихся с видами предложений по наличию второстепенных членов, а также с второстепенными членами предложения. развивает коммуникативные навыки учащихся (через работу в группах), развивает творческие способности учащихся. формирует внимательное отношение к окружающим, развивает культуру поведения, речевой этикет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения». »

Урок русского языка по теме «Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения».

Цели урока:

образовательная: закрепить знания учащихся о подлежащем и сказуемом, умение безошибочно находить главные члены предложения; познакомить учащихся с видами предложений по наличию второстепенных членов, а также с второстепенными членами предложения.

развивающая – развивать коммуникативные навыки учащихся (через работу в группах), развивать творческие способности учащихся.

воспитательная: формировать внимательное отношение к окружающим, развивать культуру поведения, речевой этикет.

Оборудование урока: карточки с заданиями, наглядный материал.

Эпиграфы к уроку:

Настоящая роскош_ это роскош_ человеческого общения.

Антуан Экзюпери, французский писатель.

Ничто (не) обходит(?)ся нам так дёш_во и (не) ценит(?)ся так дорого, как вежливость и д_брота.

Мигель де Сервантес, испанский писатель.

  1. Вступительное слово учителя, повторение.

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем говорить о распространенных и нераспространённых предложениях, о второстепенных членах предложения и о….догадайтесь сами, прочитав эпиграфы к уроку. Конечно, о вежливости и о правилах общения.

- спишите эпиграфы, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

- объясните, как вы поняли эпиграфы.

Наверное, у каждого человека бывают моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.

- как же надо общаться друг с другом, чтобы общение принесло радость и удовольствие? Сформулируйте правила общения, используя побудительные предложения (записать на доске). Например: внимательно слушай собеседника; не перебивай говорящего; не повышай голос; будь доброжелательным и приветливым.

2. Словарная работа.

А какие слова помогают установить доброжелательный контакт с собеседником? Давайте вспомним эти слова, заканчивая стихотворные строки (можно хором), запишем их в тетрадь:

Растает даже ледяная глыба

   От слова теплого - Спасибо.

   Зазеленеет старый пень,

   Когда услышит - Добрый день.

   Мальчик вежливый и развитый

   Говорит, встречаясь, - Здравствуйте.

   Когда нас бранят за шалости

   Говорим - Простите, пожалуйста.

   И во Франции, и в Дании

   На прощанье говорят - До свидания.

Проверьте, правильно ли вы записали эти слова, подчеркните «ошибкоопасные места».

- какие ещё слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности вы знаете? (до скорой встречи, будьте добры, прошу вас, благодарю вас).

- а как можно назвать правила поведения и общения одним словом? (этикет).

Запись в тетрадь: Этикет это правила поведения и общения.

- правильно ли записано предложение? где я допустила ошибку? когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

3. Лингвистический эксперимент.

- выпишите из этого предложения только его грамматическую основу.

- сравните два предложения, какое из них более информативно, содержит больше информации? за счёт чего?

- что такое второстепенные члены предложения? (члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого).

- как называются предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого? как называются предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?

4. Работа в группах. Распространить предложения подходящими по смыслу словами, опираясь на вопросы в скобках. Прочитать, что получилось, сравнить с авторским текстом. А чтобы работа двигалась быстрее, разделимся на группы. Только не забывайте о правилах общения!

За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)

Флюгерные - вращающиеся от ветра.

Авторский вариант: За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Дома в нём сложены из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башнях вертятся флюгерные петушки. Все городские жители сказочно вежливы с незнакомцами. Даже собаки стесняются тут громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим.

- итак, прочитайте два текста, какой из них более точный, выразительный? Почему?

5. Конструирование предложений.

Давайте составим схему 5 предложения и посмотрим, какие члены предложения распространяют (поясняют, дополняют) второстепенные члены предложения.


Жители вежливы

все городские сказочно с незнакомцами

- прочитайте главные члены предложения, второстепенные. На какие вопросы могут отвечать второстепенные члены предложения? Чем могут быть выражены? Какие члены предложения могут пояснять? что обозначают?

У каждого второстепенного члена предложения есть своё название: дополнение, определение, обстоятельство. У каждого второстепенного члена предложения есть своё условное обозначение (учитель подчёркивает их). В нашем предложении есть все второстепенные члены предложения (подчёркивает).

- расскажите, что вы узнали о дополнении, обстоятельстве, определении из составленной нами схемы? (на какие вопросы отвечает, чем выражено, к какому члену предложения относятся, что обозначают?)

6. Закрепление (работа в группах).

Задание: подготовить рассказ о главных и второстепенных членах предложения по плану (должен ответить каждый член группы):

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Какими частями речи может быть выражено?

  4. К какому члену предложения относится?

Остальные, слушая выступление, заполняют таблицу.

  1. Закрепление.

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Одно предложение разбирается всем классом, другие – самостоятельно, группами.

Сердечное слово до сердца доходит.

Доброго человека в красный угол сажают.

Стол спасибом красится.

От улыбки в небе радуга проснется.

Слово можно в разящий свинец перелить.

  1. Итоги, выводы:

- Какою была тема нашего урока?

- Какие предложения называются распространёнными, нераспространёнными?

- Что такое второстепенные члены предложения? Какова их функция?

- Перечислите названия второстепенных членов предложения.

- Что нужно учитывать, чтобы правильно определить член предложения?

- Как нужно общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость?

При общении друг с другом помните, что

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным –

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

(Н. Рыленков).

Дом задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Рыжкова Татьяна Борисовна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 206006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Показательный урок по русскому языку по теме "Грамматическая основа предложения.Предложения распространённые и нераспространённые. "
    ["seo_title"] => string(148) "pokazatiel-nyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-priedlozhieniia-rasprostranionnyie-i-nierasprostranionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "200283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769541"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения.""
    ["seo_title"] => string(67) "urokrusskoghoiazykaglavnyieivtorostiepiennyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "316622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460123516"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока русского языка на тему «Главные и второстепенные члены предложения»"
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "327437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463421608"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация к уроку русского языка на тему «Главные и второстепенные члены предложения»"
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "327440"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463422173"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок "Второстепенные члены предложения.Дополнение." "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136468"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417108483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства