«Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения».
«Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения».
Данный урок закрепляет знания учащихся о подлежащем и сказуемом, умение безошибочно находить главные члены предложения; знакомит учащихся с видами предложений по наличию второстепенных членов, а также с второстепенными членами предложения.
развивает коммуникативные навыки учащихся (через работу в группах), развивает творческие способности учащихся.
формирует внимательное отношение к окружающим, развивает культуру поведения, речевой этикет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения». »
Урок русского языка по теме «Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения».
Цели урока:
образовательная: закрепить знания учащихся о подлежащем и сказуемом, умение безошибочно находить главные члены предложения; познакомить учащихся с видами предложений по наличию второстепенных членов, а также с второстепенными членами предложения.
развивающая – развивать коммуникативные навыки учащихся (через работу в группах), развивать творческие способности учащихся.
воспитательная: формировать внимательное отношение к окружающим, развивать культуру поведения, речевой этикет.
Оборудование урока: карточки с заданиями, наглядный материал.
Эпиграфы к уроку:
Настоящая роскош_ это роскош_ человеческого общения.
Антуан Экзюпери, французский писатель.
Ничто (не) обходит(?)ся нам так дёш_во и (не) ценит(?)ся так дорого, как вежливость и д_брота.
Мигель де Сервантес, испанский писатель.
Вступительное слово учителя, повторение.
Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем говорить о распространенных и нераспространённых предложениях, о второстепенных членах предложения и о….догадайтесь сами, прочитав эпиграфы к уроку. Конечно, о вежливости и о правилах общения.
- спишите эпиграфы, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
- объясните, как вы поняли эпиграфы.
Наверное, у каждого человека бывают моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.
- как же надо общаться друг с другом, чтобы общение принесло радость и удовольствие? Сформулируйте правила общения, используя побудительные предложения (записать на доске). Например: внимательно слушай собеседника; не перебивай говорящего; не повышай голос; будь доброжелательным и приветливым.
2. Словарная работа.
А какие слова помогают установить доброжелательный контакт с собеседником? Давайте вспомним эти слова, заканчивая стихотворные строки (можно хором), запишем их в тетрадь:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого - Спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит - Добрый день.
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, - Здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости
Говорим - Простите, пожалуйста.
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят - До свидания.
Проверьте, правильно ли вы записали эти слова, подчеркните «ошибкоопасные места».
- какие ещё слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности вы знаете? (до скорой встречи, будьте добры, прошу вас, благодарю вас).
- а как можно назвать правила поведения и общения одним словом? (этикет).
Запись в тетрадь: Этикет это правила поведения и общения.
- правильно ли записано предложение? где я допустила ошибку? когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
3. Лингвистический эксперимент.
- выпишите из этого предложения только его грамматическую основу.
- сравните два предложения, какое из них более информативно, содержит больше информации? за счёт чего?
- что такое второстепенные члены предложения? (члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого).
- как называются предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого? как называются предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?
4. Работа в группах. Распространить предложения подходящими по смыслу словами, опираясь на вопросы в скобках. Прочитать, что получилось, сравнить с авторским текстом. А чтобы работа двигалась быстрее, разделимся на группы. Только не забывайте о правилах общения!
За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)
Флюгерные - вращающиеся от ветра.
Авторский вариант: За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Дома в нём сложены из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башнях вертятся флюгерные петушки. Все городские жители сказочно вежливы с незнакомцами. Даже собаки стесняются тут громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим.
- итак, прочитайте два текста, какой из них более точный, выразительный? Почему?
5. Конструирование предложений.
Давайте составим схему 5 предложения и посмотрим, какие члены предложения распространяют (поясняют, дополняют) второстепенные члены предложения.
Жители вежливы
все городские сказочно с незнакомцами
- прочитайте главные члены предложения, второстепенные. На какие вопросы могут отвечать второстепенные члены предложения? Чем могут быть выражены? Какие члены предложения могут пояснять? что обозначают?
У каждого второстепенного члена предложения есть своё название: дополнение, определение, обстоятельство. У каждого второстепенного члена предложения есть своё условное обозначение (учитель подчёркивает их). В нашем предложении есть все второстепенные члены предложения (подчёркивает).
- расскажите, что вы узнали о дополнении, обстоятельстве, определении из составленной нами схемы? (на какие вопросы отвечает, чем выражено, к какому члену предложения относятся, что обозначают?)
6. Закрепление (работа в группах).
Задание: подготовить рассказ о главных и второстепенных членах предложения по плану (должен ответить каждый член группы):
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какими частями речи может быть выражено?
К какому члену предложения относится?
Остальные, слушая выступление, заполняют таблицу.
Закрепление.
Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
Одно предложение разбирается всем классом, другие – самостоятельно, группами.
Сердечное слово до сердца доходит.
Доброго человека в красный угол сажают.
Стол спасибом красится.
От улыбки в небе радуга проснется.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Итоги, выводы:
- Какою была тема нашего урока?
- Какие предложения называются распространёнными, нераспространёнными?
- Что такое второстепенные члены предложения? Какова их функция?
- Перечислите названия второстепенных членов предложения.
- Что нужно учитывать, чтобы правильно определить член предложения?
- Как нужно общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость?