Русский язык
  3 класс, «Школа России»
  Тема: Предлоги и приставки.
  Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать предлог от приставки.
  Задачи:
  1) формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками; навыки правильного написания приставок и предлогов.
  2) способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.
  
  Ход урока
  -  Организационный момент. 
-  Актуализация знаний. 
 На доске карточки вразнобой:
  (до)ехал (до)деревни
  (по)бежал (по)дороге
  (про)читал (про)завод
  (под)полз (под)машину
  (на)кричал (на)собаку
  - Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? (На глаголы и существительные. На слова с приставками и слова с предлогами.)
  - Назовите слова с приставками? (доехал, побежал, прочитал , прочитал, подполз, накричал).  
  -Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
  - Какие еще части слова вы знаете? (корень, суффикс, окончание)
  - Как пишется приставка с корнем? (приставка с корнем пишется слитно)
  - Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
  Открывается слайд:
  Приставка
  часть слова
  пишется слитно
  
 
  -  Самоопределение к деятельности. 
 - Посмотрите на оставшиеся карточки. Что вы заметили? Как называются эти маленькие слова? (предлоги)
  - Прочитайте слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)  
  - Что общего между предлогами и приставками? (одинаково произносятся.)
  - Чему мы научимся на уроке? Ваши предположения. (Узнаем, что такое предлог. Научимся различать предлог и приставку)
  
 
  - Работа по теме урока. 
 - Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении)
  - Какие еще части речи вы знаете? (существительное, глагол, прилагательное)
  - Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется раздельно)
  Открывается слайд
  Предлог
  часть речи
  пишется раздельно  
  - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
  - Составьте из слов первого и второго столбика словосочетания. Спишите словосочетания. Подчеркните предлоги и выделите приставку.
  - Проверьте себя.
  Взаимопроверка по слайду
  
 
  -  Гимнастика для глаз. 
 - Дадим глазкам отдохнуть. Следим за вертолетиком.
  -  Работа в парах: 
 На доске записаны предложения:
  Митя побежал по тропинке.
Митя побежал по узкой тропинке.
  - Посмотрите на эти предложения. Подумайте и найдите способ различения предлогов и приставок. (между предлогом и следующим словом можно поставить слово или вопрос)
  - А между приставкой и корнем? (нельзя)
  - Сформулируйте правило: “Что такое предлог?”  
  Открывается слайд
  Предлог
  часть речи
  пишется раздельно
  можно вставить слово или вопрос
  - Проверим по учебнику (с. 132). Прочитайте правило.
  
 
  -  Закрепление изученного материала. 
 Работа по учебнику (с. 132, упр. 259, с комментированием, у доски)
  (можно использовать дополнительные карточки)  
  
 
  -  Физкультминутка. 
 
 
  -  Индивидуальная работа. 
 - Возьмите карточки №1.Прочитайте текст на карточке.
  - Ребята, а кто вспомнит, из какой сказки этот отрывок? («Гуси-лебеди»)
  - Напишите свою фамилию. Прочитайте задание. Выполняйте. (можно использовать дополнительные карточки для тех, кто справился раньше)
  - Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку.
  - Поменяйтесь листочками.  
  Проверка по слайду.  
  - Поставь оценку своему товарищу в окошко посередине.
  - Сдайте работы
  
  Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.
  Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся – хлопают, если слово с предлогом – топают.
  (У берега, улетела, по дорожке, полетел , прискакал, при солнышке, на небе, нарезать, по реке, в клетку, с крыши, спрыгнул, до города, донёс)
  
 
  - Подведение итогов урока. 
 - А теперь возьмите карточки №2. Вы вместе со своим соседом по парте вписываете недостающие слова.
  Проверка по слайду.
  
 
  Домашнее задание. Стр. 132, упр. 260.
  - Посмотрели упражнение. Пояснение.
  - Открыли дневники, записали.
  
 
  -  Рефлексия. 
 - Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах.
  - Нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием.
  - Нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
  - Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение.
  
 
  
 
  Карточка 1.
    |  - Найди в тексте слова с приставками, выделите приставки.  - Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги. --------------------------------    Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца.    Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю,    добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.  
     
  
  
 карточка № 1 | 
 
  
 
  
 
  
  
 
  Карточка № 2
  Приставки Предлоги
  
 
  
  1. Часть ____________ 1. Часть________________  
  
 
  2. Нельзя вставить __________ или 2. Можно вставить_____________или  
  
  другое ____________ другое ______________
  
  4. Пишутся ________________ 4. Пишутся ___________________