- ?
Урок русской речи в 5 классе
Тема: Приставки и предлоги.
Цель:
Усвоение знаний о приставках и предлогах
Задачи: 1. Совершенствовать умение правописания приставок и предлогов и разбора слов по составу.
2. Развивать умение анализировать, выделять главное.
3. Формировать учебно-коммуникативную деятельность.
Сверхзадача урока: Способствовать развитию логического мышления, активизировать творческое отношение к делу.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока.
2. Введение новой темы.
Предлог-это часть речи. Между предлогом и следующим за ним словом можно вставить вопрос или другое слово: Я иду в школу. Перед глаголом никогда не бывает предлога.
Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки пишутся со словами вместе. Например : учить- выучить.
3. Составление диаграммы Венна.
Учитель просит учащихся самостоятельно заполнить диаграмму Венна «Сходство и различие приставок и предлогов», опираясь на знания по этой теме и используя новые знания, полученные в ходе урока.
Приставки Предлоги
4.Беседа на тему «Приставки и предлоги»
Учащиеся объясняют, как они заполнили диаграмму Венна.
5.Групповая работа.
Учащиеся работают по таблице «Отличайте приставки от предлогов»
1 группа приводит примеры с приставками;
2 группа приводит с предлогами;
3 группа анализирует и самостоятельно формирует правило о приставках:
в- вбежал в дом
с- сбежал с урока
с- спустился с горы
на- нашёл на улице
за - заверну за угол
по – пошёл по дороге
от – отплыл от берега
до – доплыл до берега
из – изготовил из глины
Приставки в -, во -, с -, со -, обо -, об -, от -, ото -, до -, по -, под-, подо -, на -, над -.вы -, пере -, про -, за – пишутся всегда одинаково.
6.Игра «Кто быстрей?»
2 учащихся должны быстро заполнить лесенки, войти в дом и зажечь печку (нарисовать дым на трубе)
под
от
в
у
Ходить Лететь
От слов ходить, лететь образовать однокоренные слова с помощью приставок у -, в – от -, под -. Как изменяется смысл слова, если перед корнем оявляется приставка?
7. Творческая работа.
Учащимся предлагается познакомиться с текстом из учебника «Как галчонок есть научился» (учебник «Русская речь»5 класс).
- Списать второй абзац.
- Подчеркнуть предлоги, выделить приставки.
- С каким другом вам хотелось дружить?
-
8.Выборочный диктант на тренажёре.
Продиктованные слова систематизируются на тренажёре –круге : в левом полукруге учащиеся размещают слова с предлогами, в правом – с приставками:
Несколько работ следует прослушать сразу, чтобы не пропал эффект от задания. Остальные работы учитель берёт на проверку или учащиеся проверяют работы друг друга.
9. Домашнее задание
Повторить теоретический материал на стр.70.
Выполнить упр.1, с.70-71
Выписать из текста выделенные слова. Разобрать эти слова по составу.
10.Подведение итогов.
Учитель подводит итоги, оценивает учащихся обязательно, проводя при этом рефлексию.