kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка Данный урок русского языка разработан для обучающихся второго класса по теме: « Развитие умения различать приставки и предлоги». Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС с учётом возрастных особенностей второклассников. Данный урок четвёртый в системе уроков по теме: «Части слова. Приставка», на изучение которой предусмотрено 7 часов. Тип урока: «открытие» новых знаний. Цель урока: создание условий для формирования умения различать приставки и предлоги, совершенствования навыка написания предлогов и приставок. Задачи урока: (для учителя) организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в разграничении приставок и предлогов, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений; для обучающихся: фиксировать собственные затруднения в разграничении приставок и предлогов, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений. Планируемые результаты Предметные: учить распознавать приставки и предлоги, совершенствовать навыки написания предлогов и приставок Метапредметные: Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом источника информации; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре, группе. Личностные результаты: 1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Основные понятия, используемые на уроке: предлог, приставка, часть речи, часть слова. Ресурсы: 1) основные: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 97–98; плакат «Приставки предлоги». 2) дополнительные: презентация к уроку, маркер (по 1 штуке на группу), алгоритм самооценки. Данный урок русского языка разработан с использованием технологии деятельностного метода обучения. Почему именно эта технология? Подход к учебному процессу - системно- деятельностный, ученик сам ставит цель, формулирует вопросы, которые выстроены с учетом формирования метапредметных умений.Для достижения поставленных целей на уроке активно использую и другие педагогические технологии: технологию деятельностного метода, технологию проблемно-диалогического обучения, технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно – коммуникационные технологии, технологию оценки образовательных достижений. Эти технологии позволяют выявить природную одарённость, создают условия для равных стартовых возможностей каждого ученика. Учебный процесс: - закладывает основы логического, На уроке применяю различные формы организации учебной деятельности: фронтальную работу, индивидуальную работу, работу в группах, в парах. Для активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроке различные методы: частично – поисковый, метод проблемного изложения. На этапе актуализации знаний обучающиеся работают в парах. При построении проекта выхода из затруднения – в группах. На этапе самостоятельной работы выполняют дифференцированную работу по степени сложности, осуществляя выбор разноуровневых заданий. На этапе рефлексии дети проводят самооценку своей работы (лестница успеха) На уроке используется презентация, которая содержит необходимый материал к каждому из этапов занятия. Учебный материал включает в себя описание понятий приставки и предлога. На слайдах присутствуют также задания для закрепления изученного. Презентация развивает зрительное восприятие, учит рассуждать и сравнивать. Показ развивает любознательность и смекалку, воспитывает интерес к учебе. Благодаря использованию современных технологий, различных форм организации учебной деятельности, оценочных шкал; формированию контрольно- оценочной деятельности второклассников позволило оптимально добиться осуществлению поставленных целей. Дети смогли реализовать построенный проект в соответствии с планом; нашли способ, как различить одинаковые предлоги и приставки. Большинство ребят справилось с самостоятельной работой, выполнив самопроверку по эталону. Урок целей достиг.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Развитие умения различать приставки и предлоги" »


Технологическая карта урока русского языка во 2 классе



Тема

Развитие умения различать приставки и предлоги.



Цели урока


- организовать деятельность учащихся направленную на формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в разграничении приставок и предлогов, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений (для учителя);

- фиксировать собственные затруднения в разграничении приставок и предлогов, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений (для обучающихся).


Планируемые результаты


Предметные:

учить распознавать приставки и предлоги,

совершенствовать навыки написания предлогов и приставок

Метапредметные:

Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом источника информации; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре, группе.

Личностные результаты: 1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Тип урока

«открытие» новых знаний

Ресурсы:

основные

дополнительные

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 97–98.

– презентация к уроку; маркер (по 1 штуке на группу); карточки-опоры, таблички для работы в парах, алгоритм самооценки

Организация пространства


фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.



Педагогические технологии


















технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, технология разноуровневого обучения, игровые технологии, технология оценки образовательных достижений.



Этапы урока


Деятельность

учителя


Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

- Сегодня мы откроем тайну, Ведь в жизни нашей часты чудеса. Секрет чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса. Орешек знанья тверд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хотим все знать!»

– Нам сегодня предстоит поработать в группах. Давайте вспомним правила общения.

– Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Слайд 1.

– Значит, …


– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Слайд 2.

Проговаривают стихотворение







Проговаривают правила общения




– Значит, мы открываем что-то новое.

– Определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания.


Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).







Проговаривать последовательность действий на уроке

(регулятивные УУД).

II.. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(7 мин.)

Цель:

- повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.



1. Работа в парах.

Чтобы нам приблизиться к тайне, я предлагаю вам поработать в парах.

(на доске карточки вразброс:

перед корнем, самостоятельное слово, часть слова)

Закончите предложения, вставив слова на свои места:

Приставка - это …

Предлог – ….

Приставка стоит …

Давайте проверим это задание.


2. Проблемная ситуация.

Слайд 3

– Спишите предложения, раскройте скобки.

– Как вы записали слова?

– Что общего в словах каждой строчки?

Записывает разные варианты на доске.

Обращается к ученикам, которые написали раздельно слова:



– Почему вы написали раздельно?

Обращается к ученикам, которые написали слитно слова:

– Почему вы написали раздельно?

– Чем похожи слова в предложении:

(про)читал (про)зверей)?



– Какой возникает вопрос?

Ребята работают в парах, дописывают предложения, используя карточки-опоры.

Приставка - это часть слова.

Предлог-самостоятельное

слово.

Приставка стоит перед корнем.


Самостоятельно выполняют задание.

Возможные варианты записи:

прочитал – про читал

прозверей – про зверей

– Это предлоги.

– Это приставки. – Одинаковые буквы в написании предлогов и приставок.

Как отличить друг от друга одинаковые приставки и предлоги?

Различать приставку от других частей слова.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

III. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цель:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.


1. Организует постановку цели урока.

- Какую цель перед собой ставим?


– Значит, какая тема нашего урока сегодня?

Слайд 4.


2. Организует составление совместного плана действий.

– Составим план урока.

  1. Что такое приставки?

  2. Что такое предлог?

  3. Как отличить приставку от предлогов?

– Что мы сейчас делали?

– Найти способ, как различать одинаковые предлоги и приставки.

– Различие предлогов и приставок.



-Планировали свою деятельность.



Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя .

Прогнозировать предстоящую работу, составлять план.

(регулятивные УУД).


IV. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цель:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к

выдвижению и проверке гипотез диалога;

-найти способ, как различить одинаковые предлоги и приставки.


1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

– Какой наш следующий шаг?

Слайд 5.

Работа в группах

– Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами. Попробуйте в группе выполнить задание и найти способ, как различить одинаковые предлоги и приставки.

(учитель подходит к каждой группе)

Побуждение к гипотезам:

– Какое есть предложение (гипотеза)?

Подсказка к выдвижению решающей гипотезы:

– Попробуйте вставить слово между с и следующим словом.

Побуждение к проверке:

– Как проверить, какой способ верный?

Подсказка к плану проверки:

– Может быть, нужно проделать эти действия?

– Что получилось?

– Какой делаем вывод?

– Сравним свой вывод с авторским (с. 98).

– Какой способ различия предлога и приставки нам предлагает автор?

– Какая группа предлагала такой же способ?

– Какие умения формировали?




– Открываем новое знание.


Дети работают в группе, ищут способ различения предлогов и приставок.



Высказывают предложения (гипотезы).


Представление гипотез группами.


– Если можно вставить слово, значит это предлог и пишется раздельно.

– Между приставкой и корнем нужно вставить слово.

- Умение работать с информацией.

Умение работать в группах


Различать приставки и предлоги.

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Работать в группе (коммуникативные УУД).

Добывать новые

нания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(10 мин)

Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.





























VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

(6 мин)

Цель:

– организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать самопроверку по эталону, самооценку по алгоритму.

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


– Применяем новые знания.

- Какой способ поможет выполнить задание?

Я предлагаю вам послушать сказку «В стране Грамматики», которая поможет выполнить задание. Слайд 6

Жили- были в стране Грамматики приставки и предлоги. У предлогов были свои домики. В которых они жили отдельно от других слов. Они указывали, где надо находиться : В или На, или куда двигаться От, За. А приставки своих домиков не имели. И придумали они прицепляться к другим словам и придавать им разные значения. ( подбежал, забежал, убежал).

Но многие приставки и предлоги были похожи: На, За и т. д.И стали ученики их путать . Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будите отличаться.»Например: Дети вошли в рощу. Дети вошли в березовую рощу. Решили этим воспользоваться приставки и тоже впустили слова- признаки. Вот что получилось: Дети во березовую шли рощу. Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?». Испугались приставки , приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались.

ФИЗМИНУТКА

- Предлагаю отдохнуть и закрепить новые знания.

- Я читаю стихотворение, если вы слышите слово с предлогом – хлопок в ладоши, если слово с приставкой – приседание.

Под пенечком на горе ёж всю зиму спал в норе.

Вдруг почуял: в норку с горки натекает под иголки.

Встал. Немножко позевал

Гриб сушеный пожевал.

И пошел с горы шажком

На свидание с дружком.


Работа по учебнику с. 98, упр. 139.


Организует фронтальную работу по заданию.


Дифференцированная работа по степени сложности.

* Выбор разноуровневых заданий

- А сейчас, ребята, важный момент урока – самостоятельная работа. Я предлагаю выбрать понравившееся задание. (на доске)

Жёлтый цветочек – задание, с которым может справиться каждый, оранжевый и красный – задания посложнеее.


Жёлтый цветочек:

1. Списать словосочетания, раскрывая скобки.

(на)мусорил (на) полу

(в)летела (в )окно

(с)летали (с) деревьев

Оранжевый цветочек:

2. Списать предложения, раскрывая скобки:

Лодка (от)плыла от берега.

Серёжа (с)катился (с) большой горки.

Вере (в)плели (в)косу ленту.

Красный цветочек:

3. Составить со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на.

Дорожке, шел, мальчик, садовой.

Мешал, повар, сливки, мукой.

Бросила, плечи, платок, бабушка


Организует самопроверку по образцу. Слайд 7.





– Дайте оценку своей работе по алгоритму (в сжатой форме).





































По одному человеку каждое предложение объясняют.



















Выбирают задание





Самостоятельно выполняют задание в тетради

Самопроверка по образцу.

Проверяют, исправляют ошибки.

Объясняют причины ошибок.

Выполняют самооценку. Несколько человек вслух проговаривают алгоритм.

Различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.



















Различать приставки и предлоги на слух

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).









































Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).


В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

(регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 мин.)

Цель:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

– Какой вопрос задали в начале урока?





– Вы нашли ответ на поставленный вопрос?

- Какое новое знание открыли?

- А теперь вернёмся к работе в парах. Завершим

заполнение таблички. К концу урока мы составили сравнительную таблицу «Предлог.Приставка».


Предлог

Приставка

1.Как доказать, что перед

нами предлог?

Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово.


1 Как доказать, что перед нами приставка?

Можно назвать родственные слова с другой приставкой или без нее; или можно назвать другие слово с такой же приставкой.

2. Часть речи

2. Часть слова

3. Служит для связи слов в предложении.

3. Служит для образования новых слов.

4. Пишется раздельно.

4. Пишется слитно.





- А теперь оцените свои достижения на уроке с помощью лестницы успеха .

- Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

– Как отличить друг от друга одинаковые приставки и предлоги?

– Способ различения предлогов и приставок.














Проверка работы в парах.

Обсуждение.


Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.

Оценивают свои достижения на лестнице успеха.


Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).


Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

(личностные реезультаты)

VIII. Домашнее задание

(2 мин.)

Цель:

– организовать выполнение д/з.

с. 99 упр. 141.

Читают задание самостоятельно.

– Записать предложения правильно, выделить приставки подчеркнуть пробел между предлогом и словом.


Различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.


Работать по плану (регулятивные УУД).

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Автор: Шишлянникова Наталия Викторовна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по русскому языку,презентация урока"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_priezientatsiia_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "399400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489303765"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока с презентацией "Правописание приставок и предлогов" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-pravopisaniie-pristavok-i-priedloghov"
    ["file_id"] => string(6) "179676"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425050737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок и предлогов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pravopisaniie_pristavok_i_priedlogho"
    ["file_id"] => string(6) "351384"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477177548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "123222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414431369"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС)  -  УМК В.В.Бабайцевой "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-fgos-umk-v-v-babaitsievoi"
    ["file_id"] => string(6) "123088"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414414293"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства