I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.) Цель: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. | - Сегодня мы откроем тайну, Ведь в жизни нашей часты чудеса. Секрет чудес необычайных Узнаем мы за полчаса. Орешек знанья тверд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хотим все знать!» – Нам сегодня предстоит поработать в группах. Давайте вспомним правила общения. – Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Слайд 1. – Значит, … – Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 2. | Проговаривают стихотворение Проговаривают правила общения – Значит, мы открываем что-то новое. – Определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. | | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
II.. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 мин.) Цель: - повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | 1. Работа в парах. Чтобы нам приблизиться к тайне, я предлагаю вам поработать в парах. (на доске карточки вразброс: перед корнем, самостоятельное слово, часть слова) Закончите предложения, вставив слова на свои места: Приставка - это … Предлог – …. Приставка стоит … Давайте проверим это задание. 2. Проблемная ситуация. Слайд 3 – Спишите предложения, раскройте скобки. – Как вы записали слова? – Что общего в словах каждой строчки? Записывает разные варианты на доске. Обращается к ученикам, которые написали раздельно слова: – Почему вы написали раздельно? Обращается к ученикам, которые написали слитно слова: – Почему вы написали раздельно? – Чем похожи слова в предложении: (про)читал (про)зверей)? – Какой возникает вопрос? | Ребята работают в парах, дописывают предложения, используя карточки-опоры. Приставка - это часть слова. Предлог-самостоятельное слово. Приставка стоит перед корнем. Самостоятельно выполняют задание. Возможные варианты записи: прочитал – про читал прозверей – про зверей – Это предлоги. – Это приставки. – Одинаковые буквы в написании предлогов и приставок. – Как отличить друг от друга одинаковые приставки и предлоги? | Различать приставку от других частей слова. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
III. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цель: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | 1. Организует постановку цели урока. - Какую цель перед собой ставим? – Значит, какая тема нашего урока сегодня? Слайд 4. 2. Организует составление совместного плана действий. – Составим план урока. Что такое приставки? Что такое предлог? Как отличить приставку от предлогов? – Что мы сейчас делали? | – Найти способ, как различать одинаковые предлоги и приставки. – Различие предлогов и приставок. -Планировали свою деятельность. | | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя . Прогнозировать предстоящую работу, составлять план. (регулятивные УУД). |
IV. Реализация построенного проекта (10 мин) Цель: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога; -найти способ, как различить одинаковые предлоги и приставки. | 1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. – Какой наш следующий шаг? Слайд 5. Работа в группах – Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами. Попробуйте в группе выполнить задание и найти способ, как различить одинаковые предлоги и приставки. (учитель подходит к каждой группе) Побуждение к гипотезам: – Какое есть предложение (гипотеза)? Подсказка к выдвижению решающей гипотезы: – Попробуйте вставить слово между с и следующим словом. Побуждение к проверке: – Как проверить, какой способ верный? Подсказка к плану проверки: – Может быть, нужно проделать эти действия? – Что получилось? – Какой делаем вывод? – Сравним свой вывод с авторским (с. 98). – Какой способ различия предлога и приставки нам предлагает автор? – Какая группа предлагала такой же способ? – Какие умения формировали? | – Открываем новое знание. Дети работают в группе, ищут способ различения предлогов и приставок. Высказывают предложения (гипотезы). Представление гипотез группами. – Если можно вставить слово, значит это предлог и пишется раздельно. – Между приставкой и корнем нужно вставить слово. - Умение работать с информацией. Умение работать в группах | Различать приставки и предлоги. | Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Работать в группе (коммуникативные УУД). Добывать новые нания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД). |
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин) Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (6 мин) Цель: – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать самопроверку по эталону, самооценку по алгоритму. - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | – Применяем новые знания. - Какой способ поможет выполнить задание? Я предлагаю вам послушать сказку «В стране Грамматики», которая поможет выполнить задание. Слайд 6 Жили- были в стране Грамматики приставки и предлоги. У предлогов были свои домики. В которых они жили отдельно от других слов. Они указывали, где надо находиться : В или На, или куда двигаться От, За. А приставки своих домиков не имели. И придумали они прицепляться к другим словам и придавать им разные значения. ( подбежал, забежал, убежал). Но многие приставки и предлоги были похожи: На, За и т. д.И стали ученики их путать . Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будите отличаться.»Например: Дети вошли в рощу. Дети вошли в березовую рощу. Решили этим воспользоваться приставки и тоже впустили слова- признаки. Вот что получилось: Дети во березовую шли рощу. Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?». Испугались приставки , приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались. ФИЗМИНУТКА - Предлагаю отдохнуть и закрепить новые знания. - Я читаю стихотворение, если вы слышите слово с предлогом – хлопок в ладоши, если слово с приставкой – приседание. Под пенечком на горе ёж всю зиму спал в норе. Вдруг почуял: в норку с горки натекает под иголки. Встал. Немножко позевал Гриб сушеный пожевал. И пошел с горы шажком На свидание с дружком. Работа по учебнику с. 98, упр. 139. Организует фронтальную работу по заданию. Дифференцированная работа по степени сложности. * Выбор разноуровневых заданий - А сейчас, ребята, важный момент урока – самостоятельная работа. Я предлагаю выбрать понравившееся задание. (на доске) Жёлтый цветочек – задание, с которым может справиться каждый, оранжевый и красный – задания посложнеее. Жёлтый цветочек: 1. Списать словосочетания, раскрывая скобки. (на)мусорил (на) полу (в)летела (в )окно (с)летали (с) деревьев Оранжевый цветочек: 2. Списать предложения, раскрывая скобки: Лодка (от)плыла от берега. Серёжа (с)катился (с) большой горки. Вере (в)плели (в)косу ленту. Красный цветочек: 3. Составить со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на. Дорожке, шел, мальчик, садовой. Мешал, повар, сливки, мукой. Бросила, плечи, платок, бабушка Организует самопроверку по образцу. Слайд 7. – Дайте оценку своей работе по алгоритму (в сжатой форме). | По одному человеку каждое предложение объясняют. Выбирают задание Самостоятельно выполняют задание в тетради Самопроверка по образцу. Проверяют, исправляют ошибки. Объясняют причины ошибок. Выполняют самооценку. Несколько человек вслух проговаривают алгоритм. | Различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами. Различать приставки и предлоги на слух | Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин.) Цель: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | – Какой вопрос задали в начале урока? – Вы нашли ответ на поставленный вопрос? - Какое новое знание открыли? - А теперь вернёмся к работе в парах. Завершим заполнение таблички. К концу урока мы составили сравнительную таблицу «Предлог.Приставка». Предлог | Приставка | 1.Как доказать, что перед нами предлог? Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово. | 1 Как доказать, что перед нами приставка? Можно назвать родственные слова с другой приставкой или без нее; или можно назвать другие слово с такой же приставкой. | 2. Часть речи | 2. Часть слова | 3. Служит для связи слов в предложении. | 3. Служит для образования новых слов. | 4. Пишется раздельно. | 4. Пишется слитно. | - А теперь оцените свои достижения на уроке с помощью лестницы успеха . - Кто доволен своей работой, все ли было понятно? Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | – Как отличить друг от друга одинаковые приставки и предлоги? – Способ различения предлогов и приставок. Проверка работы в парах. Обсуждение. Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух. Оценивают свои достижения на лестнице успеха. | | Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе (личностные реезультаты) |