kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Причастие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе 
Тема: «Причастие» 
учитель русского языка и литературы 
СШ № 41 города Астаны 
Гришина Марина Ивановна 

Причастие. 

Цель урока: закрепить навыки правописания и употребления причастий 
Задачи: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии через различные виды упражнений, развивающих речь. 
Форма урока: урок-экскурсия 
Тип урока: обобщение и систематизация 
Оборудование: интерактивная доска, ватман, фломастеры, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, словари. 

Ход урока. 
1. Приветственное слово учителя. Психологический момент. 
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас в здравии и в хорошем настроении. 
Сегодня у нас необычный урок – мы совершим экскурсию в музей. Вы знаете, что в Астане очень много музеев. А в каких были Вы? (дети называют музей современного искусства, музей 1-го Президента, музей им. С. Сейфуллина) 
У нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. И пойдем мы с вами на выставку. Вы готовы? (запись на интерактивной доске) 

Для всех, кто любит свой язык, 
Кто с русской речью дружен, 
Быть равнодушным не привык, 
Кому покой не нужен, 
Откроет двери наш музей, 
Мы с нетерпеньем ждем гостей! 
(открытие музея) 
Разрешите загадать Вам загадку? 
Вот свойство мое обязательное: 
Склоняюсь я, как прилагательное. 
На все вопросы его отвечаю. 
Глагол по значению напоминаю. 
(П. Чесноков) 
О чем эта загадка? О причастии. Итак, тема нашего урока – Причастие. 

2. Давайте ребята пройдем в первый зал. «Сказочный» 

Каждой группе (4 группы) выдается текст-сказка, который необходимо перевести на язык науки. По каждой сказке будут даны задания. 
1 группе: «Причастие – дитя двух родителей» 
Можно сказать, что Причастие – дитя двух родителей – Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастие, как и любой ребенок, унаследовало от своих родителей: от отца – любовь к путешествиям во времени, деловитость и действенность, от матери – постоянную изменчивость по родам, числам и падежам. Вот как пишет об этой «семейке» учитель из Новосибирска К. Тимофеев: 
«Вот – Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? Что сделать?, но может и вскричать в гневе: «Что вы делаете?!» Еще бы! Он – глава королевской семьи. 
А вот Королева по имени прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «какая я?». А вот их дети – сыновья и дочери, Принцы Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери то губы отца и нос матери… Так же и в Причастиях – проступают свойства Глагола и Прилагательного, то ярче, то слабее, да и сами Причастия, как дети одной семьи, не всегда похожи по поведению и характеру. 
Учащиеся 1-й группы зачитывают вслух текст. Затем выводят правило. После этого каждой группе дается задание: показать морфологические признаки причастия на бумаге в виде схем, рисунков и т.д. Каждый рисунок презентуется на доске. 

Следующий этап работы: данные словосочетания классифицировать «причастие +существительное», «прилагательное + существительное». 
Красивый город, возвышающиеся дома, поющие птицы, фешенебельный ресторан, молодая столица, независимое государство, строящийся город, широкие улицы, недостроенные объекты, зеленые скверы, комфортабельная гостиница. 
Далее проводится работа со словарем. Находятся значения слов: фешенебельный, комфортабельный. 

3.Учащиеся 2 группы зачитывают свой текст и «переводят» его на язык науки. «Из жизни причастий» 
Где живет причастие? В своем личном особняке с садиком, где цветет и зеленеет многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех. Вот причастие, прихватив два-три Зависимых слова, выходит из ворот сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы подышать свежими звуками и сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом, ограждая Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперед. Но если Определяемое слово отстает, охранники спокойны: Причастный оборот обойдется и без них. 
Задание по данному тексту: расставить знаки препинания в предложениях. Участвуют все. По одному предложению в каждой группе. 
Гости любуются новостройками молодой столицы. Особенно поражает их внимание комплекс «Астана-Байтерек»/ окруженный со всех сторон новыми кварталами и домами. Облака/ подгоняемые ветрами и озаренные солнцем/ плавно движутся над куполом сооружения. А когда наступает ночь/ неожиданно со всех сторон вспыхивают разноцветные фонари/ тщательно замаскированные зеленью деревьев. 
4. Текст зачитывают учащиеся 3 группы. 

«О том, как –Не- искала друзей среди причастий» 
Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще: 
- Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда! 
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением с союзом а. 
Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше. 
НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несется изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит: 
- Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую! 
Они обнялись и сразу стали неразлучны. 
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело: 
- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие. 
- Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться. 
И друзья побежали навстречу приключениям. 

Задание по тексту: необходимо раскрыть скобки и объяснить правописание. 
(Не) выполненная вовремя работа, (не) построенный дом, (не)выполненное в срок задание, (не)проверенные факты, обстоятельства (не) выяснены, (не)открытые, а плотно прикрытые, (не)доумевающий взгляд, (не) сдали в срок. 

5. Зачитывается текст учащимися 4-й группы 
«Всеми обиженное, всеми униженное…» 
Всеми обиженное всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно – Причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время… 
Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое оно рассказывает Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения. 
- Ах, не говорите! – говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. – Одни страдания! Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тесте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это – жизнь, скажите? 
Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает: 
- И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить – без будущего? 
Задание. Образовать от данных глаголов причастия: 1 группа -действительные причастия настоящего времени. Глаголы: идут, поют, молчат, любят, строить, действовать, слышать; 2 группа – страдательные причастия настоящего времени. Глаголы: читают, ведут. Видят, слышат, объявляет, привозить, оберегать. 3 группа – действительные причастия настоящего времени; Глаголы: видел, шел, промокнуть, нести, говорить, достигнуть, любить. 4 группа – страдательные причастия прошедшего времени. Глаголы: проверил, сделал, закрыл, вырастить, наградить, исправить, разбить. 
Динамическая пауза 

6. У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи. Что вы можете рассказать об этом? Ребята рассказывают об употреблении причастий и делают вывод, что употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность. 
(Учащимся предлагается пройти в зал под названием «Астана») На последнем этапе урока просматривается отрывок документального фильма об Астане.) 

Слово учителя. Так как употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, я предлагаю вам тоже стать авторами своего собственного мини-сочинения «Астана – самая молодая столица мира», в котором вы используете причастия и причастные обороты. Вы можете воспользоваться словами, словосочетаниями, предложениями, использованными на уроке, а также теми словами, значения которых мы узнали из словаря. Даю вам 7-10 минут. Можете приступать к работе. Звучит песня об Астане. (музыкальное сопровождение) 

Далее по желанию зачитываются вслух мини-сочинения. Лучшие оцениваются. 

7. Итоги урока. Рефлексия. 

Домашнее задание: написать синквейн о причастии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Причастие»»

Мырзалимова Алие Адилжановна учитель начальных классов

НШ №41

Сабақтың тақырыбы: Түбір мен қосымшаның жазылуы

Білімділік: Түбір мен қосымшаның жазылу жолдарын түсіндіру. Сөз түрлі бөлшектерден тұрып, өзіне тән белгілі бір мағына мен қызмет атқаратындағы жөнінде оқушыларға теориялық білім беру.

Дамытушылық: Сөздер ойлату арқылы, сөздік қорын, тіл байлығын жетілдіру, жаттығу жұмыстарын орындау барысында оқушылардың шығармашылық қабілетін дамыту.

Тәрбиелік мәні: Адамгершілікке , ұлтжандылыққа ,ұлттық дәстүрге насихаттауға, ұқыптылыққа, таза, әдемі жазуға тәрбиелеу.

Сабақтың типі: ұлттық дәстүрге насихаттау ойын сабақ

Сабақтың түрі : Жаңа білім беру (дәстүрлі емес сабақ )
Сабақтың әдісі: Сұрақ-жауап,ойын, тест, әңгімелеу
Көрнекілік: слайдтар , оқулық, қима қағаздар

Сабақтың барысы:

І. Ұйымдастыру кезеңі

а) Сабаққа назарларын аудару.

ә) Мақсатын хабарлау

б) Психологиялық дайындық.

Оқушылардың қызығушылығын ояту.

Қазақ тілі жайлы бір шумақ өлеңді хормен айтқызу.

Қазақ тілім-өз тілім, ана тілім,

Абай, Мұхтар сөйлеген дана тілім.

Қастерлейді ұл қызың мәңгі сені,

Болашағым, бақытым , дара тілім










ІІ. Үй тапсырмасын тексеру 1. Ізденіс жұмыс.

Қоржыннан асық алу арқылы үй жұмысын және өткен материалды еске түсіру.

1). Дыбыстар нешеге бөлінеді? (2-ге дауысты, дауыссыз)

2). Дауыссыз дыбыстар нешеге бөлінеді? (3-ке қатаң,ұяң, үнді)

3) Дауысты дыбыстар дегеніміз не? Жауабы: Өкпеден шыққан дыбыс ешбір кедергіге ұшырамай айтылытын дыбыстарды дауысты дыбыстар дейміз.

4). Дауысты дыбыстар қалай бөлінеді?

а) Тілдің қатысына қарай жуан және жіңішке болып бөлінеді

(Жуан дауыстылар: а, о,ы, ұ, у. Жіңішке дауыстылар: ә, ө, ү, і, е, и)

ә) Еріннің қатысына қарай еріндік, езулік деп бөлінеді

Еріндік: о, ө, ұ, ү. Езулік : а, ә, ы, і, е, и

б) Жақтың қатысына қарай ашық, қысаң болып бөлінеді.

Ашық : а,ә,о, ө, е. Қысаң: ұ ,ү,у,ы,і,и

5). Оқу сөзі қандай сөз? (Түбір сөз )

6). Олай болса оқу сөзіне жұрнақ жалғап оқып көрейік + лық, +шы. сөздің мағынасы өзгерді ма? өзгерді. Мағынасы өзгерген сөзді қандай сөз дейміз туындысөз дейміз. Сабақтың тақырыбы:

«Түбір мен қосымшаның жазылуы»

7).Туынды сөз дегеніміз не? Түбір сөзге жұрнақ қосылу арқылы жасалған сөздітуынды сөз дейміз. Мыс: таудай, тазалық, асхана, оқулық.

8).Түбір сөздерге қосымша жалғанғанда көбінесе сөздің түбірі өзгереді ма? өзгермейді.

9).Түбір сөздің соңғы буыны жуан болса, оған жалғанатын қосымша да қандай болады? (жуан болады.) Мысалы: домбыра+лар, тақта+да.

10).Түбір сөздің соңғы буыны жіңішке болса, оған жалғанатын қосымша да қандай болады? жіңішке болады.Мысалы: көше+де, терезе+ден.

Ережені толық қайталаймыз.

Түбір сөздің белгісі-

Жұрнақтың белгісі-

Жалғаудың белгісі-

Дәптерлеріңізді ашыңыздар Бүгінгі ай, күнді жазамыз.

ІІ. Өздік жұмысы

Садақ ату ойыны арқылы мұнда кім мерген екендігін анықтап.

Өздік жұмысын орындаймыз.







Оқулығымыздың 4 бетін ашамыз. 1-жаттығу. Жуан буынды сөздерді бір бөлек жаз. (Сөздердің түбірі мен қосымшасын тап.)

Жуан буынды сөздер Жіңішке буынды сөздер

Қуаныш, достар, тауға. Көршілер, теректер, үлгілі.

2-жаттығу. Сөйлемдерді көшіріп жаз. Қарамен жазылған сөздердің қосымшасы қандай буынды екенін айт.

1.Алматыда зергерлік бұйымдар көрмесі ашылды.2. Пілдер-өмір бойы аяғынан тік тұрумен өтетін жануар. 3.Мереке алдында метептің іші-сырты безендірілді.4. Болат ағасынан шахмат ойнауды үйренді.

3-жаттығу. Мәтінді түсініп оқы. Мәтіннен жуан, жіңішке буынды сөздерді топтап теріп жазыңыздар.

Жуан буынды сөздер Жіңішке буынды сөздер.

Қолға, құманы, шылапшыны, Үйге, Әлібектің,

қонақтар, бақытты. (т.б.) кісілер. (т.б.)

ІІІ. Жұптық жұмыс:

Күресу екі бала арасына 1 карточкадан беру бірігіп жұппен орындайсыздар. (жылдам орындап түсіндіріп бересіздер.)




№ 1карточка

Берілген сөздерге тұсындағы қосымшалардың тиістісін қосып жазыңдар. 
Бала     + ге, ға     есік     + ты, ті 
Түрі     +ның, нің     қала     + лік, лық



№ 2 карточка


Түбір сөзге жақша ішіндегі қосымшалардың тиістісін қосып, сөйлемдерді көшіріп жазыңдар.

Марат ауыл /+ де, + да/ тұрады. Ауылдағы мектеп /+ тің, + тың / жанында бақ бар. Бақта әр түрлі жеміс ағаш / +тары, + тері / өседі. Балалар ағаштар / + ді, + ды / суар / +ды, + ді /. 


№ 3 карточка


Берілген түбір сөздерге тұсындағы қосымшалардың тиістісін қосып, сөздерді көшіріп жазыңдар. 
тақта = ның, = тың, =дың, ат = ға, = ге, = қа, = ке 
құс = лар, = дар, =тар орын = лық, = тық, =дық


№ 4 карточка

Асты сызылған түбірлі сөздерді құрамындағы қате қосылған қосымшаларды өзгертіп, сөйлемдерді көшіріп жаз. 
Алысдан жарық көрінеді. Жолаушыдар шаршады. Аттар да баяу аяңтайты. 


№ 5 карточка


Жақшаны ашып, сөйлемдерді көшіріп жазыңдар. 
Кітабымның қап /ы/ тозды. Асанның әдемі доп /ы/ бар. Дүкен жап /ық/ тұр. Мен қаламымды тап/а/ алмадым.


№ 6 карточка 

Қатар берілген түбір сөздерді қосымшалар арқылы бір-бірімен байланыстырып, көшіріп жаз. 
тақта     жаз 
кітап     бет
дәптер     аш 
дала     ойна 
шаңғы     теп 


7карточка


Бірінші жолдағы сөздерге – жуан, екінші жолдағы сөздерге жіңішке қосымшаларжалғап, сөздерді көшіріп жаз.


өнерпаз, ұста, жұлдыз, шолпы, орақ
киіз, күміс, шегіртке, білезік




№8 карточка

Көп нүктенің орнына – лар, - лер, -тар, -тер, -дар, -дер жалғауының тиістісін қойып, сөздерді көшіріп жаз.

Қуыршақ…    шағала…        кітап…
өсімдік…        өрмекші…        жидек…
құлын…        қыз…            жүзім…

9 карточка


Сөздерге ы, і әріптерінің тиістісін жалғап, көшіріп жаз.
Астық, қонақ, бөбек, өрнек, құрақ, бұлақ, көлік, білек, жүрек, жарық, одақ, терек.



ІV. Топтық жұмыс:
Арқан тартыс

3 топқа бөлініп топ басшылары келіп топтың атын алыңыздар. Тапсырмаларды 3 топтың қайсы жылдам дұрыс орындайды.

І топ: «Қайрат» ІІ топ «Еңбек» ІІІ топ: «Талап»


І.Қайрат тобы:

1). 4-жаттығу . Көп нүнктенің орнына тиісті қосымшаларды қойып жазыңыздар.(-ның, -нің, -дың, -дің, -дың, -дің)

бала... киімі,

көл... беті,

теңіз... балығы.

2).Тапсырма: (Осы сөздерді қатыстырып өлең құраст













ІІ. Еңбек тобы:

1). 4-жаттығу . Көп нүнктенің орнына тиісті қосымшаларды қойып жазыңыздар.2 тапсырма (-қа, -ке, -ға,-ге,)

көлік... отыру,

тау... көтерілу,

іні... көмектесу.

2). Тапсырма: (Осы сөздерді қатыстырып әңгіме құрастыру.)




ІІІ.Талап тобы:

1). 4-жаттығу . Көп нүнктенің орнына тиісті қосымшаларды қойып жазыңыздар.3 тапсырма (-лы, -лі, -ды, -ді,)

1). Су... жер,

мұнай... өлке,

ақыл... бала,

мейірім... ана.




2). Тапсырма: Осы сөздерді қатыстырып (әңгіме құрастыру.)

Сергіту сәті:

Тербеледі ағаштар

Алдымнан жел еседі

Кіп-кішкентай ағаштар

Үп-үлкен болып өсед


V. Ұжымдық жұмыс

Көкпар тарту ойыны арқылы Тест жұмысын өткізу.




1.Бағандағы сөздерден түбір сөздерді анықта.

А) ақ, өрік, сурет Ә) ақпан, оқулық, биші Б) әнші, қыздар, мақта



2. Түбір мен қосымшаның дұрыс байланыстарын тауып анықта



А) қала            лі Ә)  қала             ім Б) қала        ті

күрек              шы күрек              гіш күрек            ық өнер                 ті өнер              шық өнер                ді

жұмыс           лық жұмыс             ті жұмыс            гіш

3. Түбір  сөзге алдымен не жалғанады?

А)   дыбыс                         жұрнақ                          жалғау

Ә)   жалғау                        дыбыс                            жұрнақ

Б)    жұрнақ                       жалғау



4.   Түбір деген не?



А)Жаңа сөз жасайтын бөлік

Ә)Жалғауы бар сөз

Б) Сөздің одан әрі бөлінбейтін бөлігі



5. Түбір сөзге жұрнақ жалғану арқылы жасалған сөзді . . . сөз дейміз.



А) туынды Ә)негізгі Б)қосымша



6. Дұрыс жазылған сөзді тап:

А) силады Ә) сыйлады Б) сыйылады

Кілті

Жауаптары



1

А

2

А

3

Б

4

Б

5

А

6

Ә




VІ. Қорытынды : Бәйге мәреге жету сұрақ жауап арқылы қорытындылау.

  1. Түбір сөз дегеніміз не?

  2. -лар, -лер,-ші,-дер ,-нің қосымшалары қандай буынды сөздерге қосылады?

  3. Жуан буынды сөздерге қандай жалғаулар жалғанады?




VІ. Бағалау: Әр оқушының қатысуына дұрыс жауап беруіне қарай жетонмен бағалау.

Қызыл жетон-5

Көк жетон-4

жасыл жетон-3

Үйге тапсырма: Оқулықтың 6 бетіндегі 5-жаттығу. Түбір сөзінің ережесін қайталау.
















Мырзалимова Алие Адилжановна учитель начальных классов

НШ №41


4 сынып

Тақырыбы: Есепті теңдеу құру арқылы шығару.
Мақсаты: Есептерді теңдеу құра отырып шешу жолын ұғындыру.Сөз
есептерге теңдеу құру арқылы шешуді үйрену,сауатты түрде
шапшаң орындау арқылы балалардың ойлау қабілетін дамыту.
Ұқыпты орындап,қатесіз жазуға,теңдеуді сауатты құра білуге
дағды қалыптастыру.
Балаларды топпен ұйымдаса жұмыс істей білуге ,еңбекке баулу.
Көрнекілігі: сызбалар,кестелер,суреттер,тесттер,оқулық
Сабақ түрі: аралас
Әдісі: түсіндіру,сұрақ-жауап,топпен жұмыс,тест сынағы,салыстыру.
Сабақ барысы.І.Ұйымдастыру кезеңі.
Балаларды сабаққа дайындау,психологиялық дайындық.
(жақсы тілек тілеу)
ІІ.Жаңа сабақ.
Есепті теңдеу құру арқылы шешу.
* «Ой қозғау»
Теңдеудің неше түрі бар? (күрделі,қарапайым)
Салыстыру,ұқсастығы неде,айырмашылығы неде? (ұқсастығы екеуіде теңдеу,айырмашылығы: күрделі екі немесе көп амалмен орындалады,қара-пайым: тек қана бір амалмен орындалады)
• «Ойлан,тап!»
1кг сары май 360 теңге тұрады.Жарты кг сары май қанша тұрады?
360:2=180 (жарты,немесе 500г)
• х:5=18 х=18•5 х=90 90:5=18 18=18
Қайсысы ыңғайлы? (әрина теңдеу құрған)
Сергіту сәті: «Санамақ құра біл!»
Бір дегенім – білек,
Білсең,білек те керек.
Екі дегенім – еңбек,
Еңбек бәрін жеңбек
* «Топпен жұмыс»
І – топ №3-208бет,
Бар еді-1706қап ұн.
Қалды-1009қап ұн
Жөнелтілді-? Қап ұн
Ш: 1706-х=1009 х=1706-1009 х=697 1706-697=1009 1009=1009
Ж: 697 қап ұн
ІІ-топ №4-208бет,
Болды-548т қызылша.
Қалды-399т қызылша.
Тиеп жіберді-?т қызылша.
Ш: 548-х=399 х=548-399 х=149 548-149=399 399= 399
Ж: 149т қызылша.
ІІІ-топ №5-208бет,
Әр қ.8 көшеттен-5 қатар
Жиектеді-? көшет
Болды-63 көшет.
Ш: (8•5)+х=63 40+х=63 х=63-40 х=23 (8•5)+23=63 63=63
Ж: 23 көшетпен жиектеді.
ІV-топ №6-208бет,
S=18км,
t=2 сағ,
υ1=4км/сағ,
υ2=?км/сағ
Ш: 18:2-х=4 9-х=4 х=9-4 х=5 18:2-5=4 4=4
Ж: υ2=5км/сағ
• «Логикалық тапсырма»
Шаршының Р=64см
S1=?см2
S2=?см2 2есе кем
в2=4см
а2=?см Ш: 1) 64:4=16 (шаршының қабырғасы)
2) 16см•16см=256см2 (шаршының ауданы)
3) 256:2=128 (тік төртбұрыштың ауданы)
4) 128:4=32 (тік төртбұрыштың қабырғасы)
Ж: S1=256см2, S2=128см2, а2=32см
Сергіту сәті: «Ұшты-ұшты».
Мақсаты: Зейінді тексеру.
Ұшты-ұшты құс ұшты (қолын көтереді)
Ұшты-ұшты парақ ұшты (үндемеу керек)Осылай жалғастырылады.
* «Қызықты тапсырмалар»
1.қосындының да мәні,көбейтіндісінің де мәні 6-ға тең болатын тізбектес үш натурал санды тап. (1,2,3;1+2+3=1•2•3)
2.Бір жұмыртқа 4 минутта піседі,ал 8 жұмыртқа неше минутта піседі? (4 минутта)
3. 60 және 12 сандарының қосындысы мен көбейтіндісінің мәндерін салыс-тыр.Не байқадың? (60+12=72 60 •12=720)
4.жылдамдық 20 км/сағ,уақыт 2 сағ болса қашықтық нешеге тең? (40км)
5.Тырна таразы табақшасында екі аяғымен тұрғанда 6кг болды,ал бір аяғымен тұрса неше кг болады? (6кг)

Қорытынды.Бағалау.
Үйге тапсырма: №8-209бет (өрнек құрастыру)























Торебергенова Галия Турсынгазиевна учитель русского языка СШ Жамбыла





Открытый урок по русскому языку в 7 классе. Причастие.

[ Скачать с сервера (76.5Kb) ]

2015-04-01, 11:13 AM

Урок русского языка в 7 классе 
Тема: «Причастие» 
учитель русского языка и литературы 
СШ № 41 города Астаны 
Гришина Марина Ивановна 

Причастие. 

Цель урока: закрепить навыки правописания и употребления причастий 
Задачи: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии через различные виды упражнений, развивающих речь. 
Форма урока: урок-экскурсия 
Тип урока: обобщение и систематизация 
Оборудование: интерактивная доска, ватман, фломастеры, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, словари. 

Ход урока. 
1. Приветственное слово учителя. Психологический момент. 
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас в здравии и в хорошем настроении. 
Сегодня у нас необычный урок – мы совершим экскурсию в музей. Вы знаете, что в Астане очень много музеев. А в каких были Вы? (дети называют музей современного искусства, музей 1-го Президента, музей им. С. Сейфуллина) 
У нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. И пойдем мы с вами на выставку. Вы готовы? (запись на интерактивной доске) 

Для всех, кто любит свой язык, 
Кто с русской речью дружен, 
Быть равнодушным не привык, 
Кому покой не нужен, 
Откроет двери наш музей, 
Мы с нетерпеньем ждем гостей! 
(открытие музея) 
Разрешите загадать Вам загадку? 
Вот свойство мое обязательное: 
Склоняюсь я, как прилагательное. 
На все вопросы его отвечаю. 
Глагол по значению напоминаю. 
(П. Чесноков) 
О чем эта загадка? О причастии. Итак, тема нашего урока – Причастие. 

2. Давайте ребята пройдем в первый зал. «Сказочный» 

Каждой группе (4 группы) выдается текст-сказка, который необходимо перевести на язык науки. По каждой сказке будут даны задания. 
1 группе: «Причастие – дитя двух родителей» 
Можно сказать, что Причастие – дитя двух родителей – Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастие, как и любой ребенок, унаследовало от своих родителей: от отца – любовь к путешествиям во времени, деловитость и действенность, от матери – постоянную изменчивость по родам, числам и падежам. Вот как пишет об этой «семейке» учитель из Новосибирска К. Тимофеев: 
«Вот – Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? Что сделать?, но может и вскричать в гневе: «Что вы делаете?!» Еще бы! Он – глава королевской семьи. 
А вот Королева по имени прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «какая я?». А вот их дети – сыновья и дочери, Принцы Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери то губы отца и нос матери… Так же и в Причастиях – проступают свойства Глагола и Прилагательного, то ярче, то слабее, да и сами Причастия, как дети одной семьи, не всегда похожи по поведению и характеру. 
Учащиеся 1-й группы зачитывают вслух текст. Затем выводят правило. После этого каждой группе дается задание: показать морфологические признаки причастия на бумаге в виде схем, рисунков и т.д. Каждый рисунок презентуется на доске. 

Следующий этап работы: данные словосочетания классифицировать «причастие +существительное», «прилагательное + существительное». 
Красивый город, возвышающиеся дома, поющие птицы, фешенебельный ресторан, молодая столица, независимое государство, строящийся город, широкие улицы, недостроенные объекты, зеленые скверы, комфортабельная гостиница. 
Далее проводится работа со словарем. Находятся значения слов: фешенебельный, комфортабельный. 

3.Учащиеся 2 группы зачитывают свой текст и «переводят» его на язык науки. «Из жизни причастий» 
Где живет причастие? В своем личном особняке с садиком, где цветет и зеленеет многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех. Вот причастие, прихватив два-три Зависимых слова, выходит из ворот сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы подышать свежими звуками и сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом, ограждая Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперед. Но если Определяемое слово отстает, охранники спокойны: Причастный оборот обойдется и без них. 
Задание по данному тексту: расставить знаки препинания в предложениях. Участвуют все. По одному предложению в каждой группе. 
Гости любуются новостройками молодой столицы. Особенно поражает их внимание комплекс «Астана-Байтерек»/ окруженный со всех сторон новыми кварталами и домами. Облака/ подгоняемые ветрами и озаренные солнцем/ плавно движутся над куполом сооружения. А когда наступает ночь/ неожиданно со всех сторон вспыхивают разноцветные фонари/ тщательно замаскированные зеленью деревьев. 
4. Текст зачитывают учащиеся 3 группы. 

«О том, как –Не- искала друзей среди причастий» 
Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще: 
- Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда! 
Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением с союзом а. 
Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше. 
НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несется изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит: 
- Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую! 
Они обнялись и сразу стали неразлучны. 
И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело: 
- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие. 
- Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться. 
И друзья побежали навстречу приключениям. 

Задание по тексту: необходимо раскрыть скобки и объяснить правописание. 
(Не) выполненная вовремя работа, (не) построенный дом, (не)выполненное в срок задание, (не)проверенные факты, обстоятельства (не) выяснены, (не)открытые, а плотно прикрытые, (не)доумевающий взгляд, (не) сдали в срок. 

5. Зачитывается текст учащимися 4-й группы 
«Всеми обиженное, всеми униженное…» 
Всеми обиженное всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно – Причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время… 
Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое оно рассказывает Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения. 
- Ах, не говорите! – говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. – Одни страдания! Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тесте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это – жизнь, скажите? 
Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает: 
- И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить – без будущего? 
Задание. Образовать от данных глаголов причастия: 1 группа -действительные причастия настоящего времени. Глаголы: идут, поют, молчат, любят, строить, действовать, слышать; 2 группа – страдательные причастия настоящего времени. Глаголы: читают, ведут. Видят, слышат, объявляет, привозить, оберегать. 3 группа – действительные причастия настоящего времени; Глаголы: видел, шел, промокнуть, нести, говорить, достигнуть, любить. 4 группа – страдательные причастия прошедшего времени. Глаголы: проверил, сделал, закрыл, вырастить, наградить, исправить, разбить. 
Динамическая пауза 

6. У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи. Что вы можете рассказать об этом? Ребята рассказывают об употреблении причастий и делают вывод, что употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность. 
(Учащимся предлагается пройти в зал под названием «Астана») На последнем этапе урока просматривается отрывок документального фильма об Астане.) 

Слово учителя. Так как употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, я предлагаю вам тоже стать авторами своего собственного мини-сочинения «Астана – самая молодая столица мира», в котором вы используете причастия и причастные обороты. Вы можете воспользоваться словами, словосочетаниями, предложениями, использованными на уроке, а также теми словами, значения которых мы узнали из словаря. Даю вам 7-10 минут. Можете приступать к работе. Звучит песня об Астане. (музыкальное сопровождение) 

Далее по желанию зачитываются вслух мини-сочинения. Лучшие оцениваются. 

7. Итоги урока. Рефлексия. 

Домашнее задание: написать синквейн о причастии.















































































































































































 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Причастие»

Автор: Торебергенова Галия Турсынгазиевна

Дата: 12.02.2017

Номер свидетельства: 390891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "307742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458413661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: Действительные и страдательные причастия "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "100889"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402398209"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Урок -игра  " Причастие""
    ["seo_title"] => string(20) "urokighraprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "300812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456805906"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока "Действительные и страдательные причастия" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "103068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565695"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства