kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Причастие. Повторение и обобщение изученного материала.

      Цели урока:

Образовательные: полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот;

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения; продолжить формирование познавательного интереса к предмету; воспитывать любовь к русскому языку;
Развивающие: способствовать развитию логического мышления; развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

развивать умение мыслить самостоятельно; работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Оборудование: Русский язык (методическое пособие для учителя), дидактический материал, ИКТ. 

                                                           ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, подготовка класса к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

Начнём урок с загадки.

Слайд № 1.

            Отгадайте загадку.

Вот свойство моё обязательное

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О чём эта загадка? ( О причастии)

Слайд № 2. Эпиграф к уроку:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

                                                                                                                                  В.И. Даль.

- Как понять смысл этого высказывания? (Причастие совмещает в себе признаки двух частей речи: прилагательного и глагола).

- Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю, этнографу. 22 ноября этого года исполнилось 218 лет со дня его рождения.

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите число, тему урока: «Причастие. Повторение». 

 Итак, мы повторим все  теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

III. Обобщающее повторение.

1. Повторение темы «Причастие» проводится при помощи метода «Кластер». Слайд № 3.

  Учитель просит учащихся вспомнить всё, что они знают о причастии.

  • Это особая форма глагола         
  • Обозначает признак предмета по действию
  • Отвечает на вопрос какой?
  • В предложении чаще всего является определением
  • Бывает действительным и страдательным
  • Изменяются по родам, числам и падежам
  • Бывает настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида, возвратным и невозвратным.        

2. Фронтальный опрос.          

 - А какие из этих признаков принадлежат глаголу?

- А какие признаки прилагательного сочетает в себе причастие?

- На какие две группы делятся причастия?

- Какие причастия называются действительными?

- Как они образуются?

- Какие причастия называются страдательными?

- Как они образуются?

3. Систематизация изученного материала.

 Задание № 1. Творческий диктант. Работа по картине «Зима в лесу». Слайд.

- Ребята, давайте подберём глаголы, с помощью которых можно описать зимний пейзаж.

Снег: сверкает, блестит, искрится, выпал, покрыл. Солнце выглянуло, осветило.

Деревья: покрылись, спят, наклонились. Учащиеся должны образовать от глаголов причастия:

А) действительные причастия настоящего времени;

Б) действительные причастия прошедшего времени;

В) страдательные причастия настоящего времени;

Г) страдательные причастия прошедшего времени.

Задание № 2. Составить по одному предложению, употребив причастия.

Учитель проводит опрос методом «карусели».

Запись нескольких предложений на доске. Определение рода, числа и падежа причастий.

Деревья оделись в белые сверкающие шубы.

Ветки деревьев согнулись под тяжестью выпавшего снега.

Зимнее солнце неохотно осветило запорошенный пушистым снегом лес.

- Чем отличается третье предложение от первых двух?

- В этом предложении есть причастный оборот.

- Что называется причастным оборотом?

- Каким членом предложения является причастный оборот?

- Причастный оборот является одним членом предложения – определением.

- Как и когда он выделяется на письме?

Деревья, наклонившиеся под тяжестью снега, прекрасны.

- Ребята, давайте вспомним о правописании одной и удвоенной буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

 -Задание № 4. Слайд. Из какого произведения этот отрывок?

   Вставить пропущенные буквы,  обозначить суффиксы причастий

   Одна мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежащих рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоче(н,нн)ые кудри, и смачивала их слезами. Бедная старушка, лишё(н,нн)ая последней надежды, уныло поплелась в хату.

 (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Задание № 5. Слайд. Словарный диктант. Н - НН

Жаре…ая рыба, покраше…ый пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, реше…ая задача.

- Расскажите о правописании не с причастиями.

     Не пишется раздельно:

1) с краткими причастиями, например: книга не прочитана;

2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а, например:

 не дочитанная тобой книга;

не дочитанная, а отложенная тобой книга

     Не пишется слитно с полными причастиями:

1) если они без не не употребляются, например: недоумевающий взгляд;

2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а, например: неоконченный путь.

Задание № 6. Слайд. Правописание не с причастиями.

- Ребята, причастия встречаются в пословицах. Давайте приведём примеры.

Теряющий друга – сам себе враг.

Потерянного времени не вернёшь.

Ничего не видевший ничего не знает

Материнский гнев, что тающий снег.

Выстрелянная пуля назад не возвращается.

Сказанного слова не вернёшь.

Задание № 7. Игра «Угадай-ка». Слайд.

Образуйте причастия, если известны составные части.

1. Из слова бороться взять корень, из слова поющий – суффикс и  окончание, из слова учиться – суффикс

22. Из слова озарять взять приставку, из слова берега – корень, из слова бежать – суффикс, из слова ожидающий – суффикс, из слова синий -   окончание.

3. Из слова видеть взять корень, из слова слышимый – суффикс, из слова снежная – окончание

Задание № 8. Тестирование. Слайд.

1. Каким членом предложения чаще всего являются полные причастия?

А) определением;       Б) дополнением;            В) обстоятельством.

2. Укажите словосочетание, где причастие является зависимым словом:

А) услышанный шорох;              Б) цветущие у ручья;               В) уставшие под вечер.

3. Укажите словосочетание со страдательным причастием:

А) ярко пылающая звезда;          Б) подметённый мамой пол;        В) выигравший спортсмен.

4. Укажите словосочетание с действительным причастием:

А) сожжённые ветки сосны;       Б) унесённый сильным ветром;        В) крепко спавшая девушка.

5. В каком причастии есть суффиксы –АЩ- (-ЯЩ-)?

А) пиш…щий человек;                Б) бре…щийся человек;               В) пен…щийся поток.

6. В каком слове пишется одна буква -Н-?

А) собра…ый;              Б) решё…ый;               В) отправле…ы.

IV. Подведём итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему.

                                                            ПРИЧАСТИЕ

         Причастие – это………, которая  совмещает в себе признаки……….(время, вид, возвратность) и признаки…….(изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от ……с помощью специальных суффиксов…………………………

    Причастия в предложении обычно бывают …    и отвечают на вопросы: ………………

    При них часто находятся зависимые слова и образуют……………….…., который может находиться  как перед определяемым ……………., так и после него.

    Если причастный оборот стоит перед …………….словом, то он не ………………запятой, если же он стоит после ……………….слова, то он всегда выделяется запятыми.

    Причастия могут быть страдательными и ……………………………………

    Страдательные причастия могут иметь полную  и……………….формы.

    Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ………………. и с не пишутся ……….

    В суффиксах кратких причастий пишется …… буква н.

V. Оценивание учащихся по рейтинговой системе.

VI. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение про зиму и подготовиться к тестированию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала"»

Тема: Причастие. Повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока:

Образовательные: полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот;

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения; продолжить формирование познавательного интереса к предмету; воспитывать любовь к русскому языку;
Развивающие: способствовать развитию логического мышления; развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

развивать умение мыслить самостоятельно; работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Оборудование: Русский язык (методическое пособие для учителя), дидактический материал, ИКТ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, подготовка класса к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

Начнём урок с загадки.

Слайд № 1.

Отгадайте загадку.

Вот свойство моё обязательное

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О чём эта загадка? ( О причастии)

Слайд № 2. Эпиграф к уроку:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

                                                                                                   В.И. Даль.

- Как понять смысл этого высказывания? (Причастие совмещает в себе признаки двух частей речи: прилагательного и глагола).

- Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю, этнографу. 22 ноября этого года исполнилось 218 лет со дня его рождения.

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите число, тему урока: «Причастие. Повторение». 

Итак, мы повторим все теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

III. Обобщающее повторение.

1. Повторение темы «Причастие» проводится при помощи метода «Кластер». Слайд № 3.

Учитель просит учащихся вспомнить всё, что они знают о причастии.


ПРИЧАСТИЕ







  • Это особая форма глагола

  • Обозначает признак предмета по действию

  • Отвечает на вопрос какой?

  • В предложении чаще всего является определением

  • Бывает действительным и страдательным

  • Изменяются по родам, числам и падежам

  • Бывает настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида, возвратным и невозвратным.

2. Фронтальный опрос.

- А какие из этих признаков принадлежат глаголу?

- Они, как и глагол, имеют следующие грамматические признаки: вид, время, возвратность/невозвратность.

- А какие признаки прилагательного сочетает в себе причастие?

- Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой? и согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.

- На какие две группы делятся причастия?

- Причастия делятся на действительные и страдательные.

- Какие причастия называются действительными?

- Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие.

- Как они образуются?

- Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш-, -ш-.

- Какие причастия называются страдательными?

- Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

- Как они образуются?

- Страдательные причастия образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ом-/-ем-, -им-.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы глагола при помощи суффиксов -енн-, -ённ-, -нн-, -т-.

3. Систематизация изученного материала.

Задание № 1. Творческий диктант. Работа по картине «Зима в лесу». Слайд.

- Ребята, давайте подберём глаголы, с помощью которых можно описать зимний пейзаж.

Снег: сверкает, блестит, искрится, выпал, покрыл. Солнце выглянуло, осветило.

Деревья: покрылись, спят, наклонились. Учащиеся должны образовать от глаголов причастия:

А) действительные причастия настоящего времени;

Б) действительные причастия прошедшего времени;

В) страдательные причастия настоящего времени;

Г) страдательные причастия прошедшего времени.

Задание № 2. Составить по одному предложению, употребив причастия.

Учитель проводит опрос методом «карусели».

Запись нескольких предложений на доске. Определение рода, числа и падежа причастий.

Деревья оделись в белые сверкающие шубы.

Ветки деревьев согнулись под тяжестью выпавшего снега.

Зимнее солнце неохотно осветило запорошенный пушистым снегом лес.

- Чем отличается третье предложение от первых двух?

- В этом предложении есть причастный оборот.

- Что называется причастным оборотом?

- Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

- Каким членом предложения является причастный оборот?

- Причастный оборот является одним членом предложения – определением.

- Как и когда он выделяется на письме?

- Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.

Деревья, наклонившиеся под тяжестью снега, прекрасны.

- Ребята, давайте вспомним о правописании одной и удвоенной буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

- Две буквы н пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:

1) если в них есть приставки (кроме не-), например: скошенный луг;

2) если слово оканчивается на -ованный, -ёванный, например: организованная экскурсия;

3) если к ним относятся зависимые слова, например: плетённая из прутьев;

4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме слов раненый (исключение), например: решённая (решить – что сделать?)

В остальных случаях пишется одна буква н, например: некошеный, вяленый.

Задание № 4. Слайд. Из какого произведения этот отрывок?

Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы причастий

Одна мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежащих рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоче(н,нн)ые кудри, и смачивала их слезами. Бедная старушка, лишё(н,нн)ая последней надежды, уныло поплелась в хату.

(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Одна мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежащих рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри, и смачивала их слезами. Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.

Задание № 5. Слайд. Словарный диктант. Н - НН

Жаре…ая рыба, покраше…ый пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, реше…ая задача.


- Расскажите о правописании не с причастиями.

Не пишется раздельно:

1) с краткими причастиями, например: книга не прочитана;

2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а, например:

не дочитанная тобой книга;

не дочитанная, а отложенная тобой книга

Не пишется слитно с полными причастиями:

1) если они без не не употребляются, например: недоумевающий взгляд;

2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а, например: неоконченный путь.

Задание № 6. Слайд. Правописание не с причастиями.

- Ребята, причастия встречаются в пословицах. Давайте приведём примеры.

Теряющий друга – сам себе враг.

Потерянного времени не вернёшь.

Ничего не видевший ничего не знает

Материнский гнев, что тающий снег.

Выстрелянная пуля назад не возвращается.

Сказанного слова не вернёшь.

Задание № 7. Игра «Угадай-ка». Слайд.

Образуйте причастия, если известны составные части.

1. Из слова бороться взять корень, из слова поющий – суффикс и окончание, из слова учиться – суффикс

2

2. Из слова озарять взять приставку, из слова берега – корень, из слова бежать – суффикс, из слова ожидающий – суффикс, из слова синий - окончание.


3. Из слова видеть взять корень, из слова слышимый – суффикс, из слова снежная – окончание



Задание № 8. Тестирование. Слайд.

1. Каким членом предложения чаще всего являются полные причастия?

А) определением; Б) дополнением; В) обстоятельством.

2. Укажите словосочетание, где причастие является зависимым словом:

А) услышанный шорох; Б) цветущие у ручья; В) уставшие под вечер.

3. Укажите словосочетание со страдательным причастием:

А) ярко пылающая звезда; Б) подметённый мамой пол; В) выигравший спортсмен.

4. Укажите словосочетание с действительным причастием:

А) сожжённые ветки сосны; Б) унесённый сильным ветром; В) крепко спавшая девушка.

5. В каком причастии есть суффиксы –АЩ- (-ЯЩ-)?

А) пиш…щий человек; Б) бре…щийся человек; В) пен…щийся поток.

6. В каком слове пишется одна буква -Н-?

А) собра…ый; Б) решё…ый; В) отправле…ы.



IV. Подведём итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему.

                                                          ПРИЧАСТИЕ

         Причастие – это………, которая  совмещает в себе признаки……….(время, вид, возвратность) и признаки……..(изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от ……с помощью специальных суффиксов…………………………

Причастия в предложении обычно бывают … и отвечают на вопросы: ………………

При них часто находятся зависимые слова и образуют………………..…..., который может находиться  как перед определяемым ……………., так и после него.

 Если причастный оборот стоит перед …………….словом, то он не ………………запятой, если же он стоит после ……………….слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ……………………………………

Страдательные причастия могут иметь полную и………………..формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ……………….. и с не пишутся ………..

В суффиксах кратких причастий пишется …… буква н.

V. Оценивание учащихся по рейтинговой системе.

VI. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение про зиму и подготовиться к тестированию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала"

Автор: Гафурова Шахноз Эминжановна

Дата: 19.06.2020

Номер свидетельства: 553656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Типы связи слов в совосочетании" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-tipy-sviazi-slov-v-sovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "130128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415820118"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "План-конспект по русскому языку для 7 класса «Обобщение и повторение изученного по теме «Причастие» "
    ["seo_title"] => string(113) "plan-konspiekt-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-obobshchieniie-i-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "113173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409397611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Cуффиксы действительных причастий."
    ["seo_title"] => string(37) "cuffiksy-dieistvitiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "250253"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447062506"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства