Учитель: Проверяем. Выясняется, что задание сделали по-разному.
Вдруг стук в дверь. Пришли гости.
Сначала заходит Имя прилагательное:
– Здравствуйте, мои умные, красивые, веселые, озорные, добрые, ласковые! Я приехало из страны Лингвистики. Я обозначаю признак предмета. Вы меня узнали? (Дети отвечают, что это имя прилагательное). А на какой вопрос отвечают мои слова? (какой?)
Заходит Глагол:
– Здравствуйте! Сидят, думают, пишут, учатся, читают, улыбаются. Вы меня узнали? Кто я? (Глагол)
– На какой вопрос отвечают мои слова? (что делать? что сделать?)
– А что я обозначаю? (действие)
– Мы слышали, что вы выполняли какое-то задание.
Имя прилагательное:
– Нашли мои слова?
Глагол:
– А мои?
Учитель:
– Почему же у нас остались слова? (мы не знаем какую-то часть речи)
Учитель:
Верно, сегодня мы познакомимся со словами, которые называются причастия.
Учитель. Записываем на доске тему урока: Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия.
Поставьте цели к нашему уроку.
Учитель. Из грамматических значений каких Частей речи складывается грамматическое значение причастия ? (прилагательного и глагола: обозначает и действие, и признак, то есть признак по действию)
Учитель. Какие вопросы можно задать к этим словам? (какой? что делающий? что делавший? что сделавший?)
2. Заполняем таблицу на доске: (дети по опорным словам составляют таблицу.
Часть речи
Вопрос
Грамматическое значение
Прилагательное
Какой?
Признак
Глагол
Что делать?
Что сделать?
Действие
Причастие
Какой?
Что делающий?
Что делавший?
Что сделавший?
Признак по действию
Учитель. Откройте учебники на стр. 272 и прочитайте правило.
Какой суффикс причастия встречается и у прилагательного? (-ЕНН-)
Как отличить причастие от прилагательного?
Учитель. Упр.494 .(самооценка)
3. Закрепление материала
Упр 497
Чтобы выполнить это упражнение, нужно вспомнить, что такое словосочетание (два или несколько слов, связанные подчинительной связью, от главного слова задаем вопрос к зависимому).
– читают задание; – читают текст (один ученик вслух), карандашом отмечают в тексте причастия; – проверяем, какие причастия нашли; – выписываем словосочетания причастие + существительное, рядом глагол, от которого образовано причастие.
(греч. auto/// – сам + bios – жизнь + grapho – пишу)
Подобрать к словарному слову причастия и записать (написанная, составленная, рассказанная, создаваемая, найденная)
6. Упр. 498 2) Упр. 497
Карандашом в учебнике.
Выписать только причастия, выделить суффикс, указать время.
помудревший – прошедшее умудренный – прошедшее краснеющий – настоящее покрасневший – прошедшее крепнущий – настоящее оберегаемый – настоящее прибереженный – прошедшее Составьте одно предложение с любым причастием.
Одно предложение записываем на доску, выполняем синтаксический разбор простого предложения. Выясняем, что причастие в предложении бывают определениями.
7. Тестирование
Код к тесту
I
II
III
IV
V
3
1
1
5
1
I
II
III
IV
V
4
3
4
5
3
Учитель
.Взаимопроверка, по итогам которой выставляются оценки в журнал.
Учитель.
Какие слова стали ключевыми на нашем уроке (причастие), признак предмета по действию,суффиксы причастий)