на основе выполнения заданий на выделение конкретного из общего;
воспитывать любовь к осенней природе.
Оборудование: карточки с заданиями, таблица, иллюстрация об осени, слайды, проектор, ноутбук.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас, ребята, присутствуют гости. Давайте успокоимся, не волнуйтесь. Тема нашего урока «Морфологический разбор причастия».
II. Сообщение темы и цели урока.
( Чтение наизусть строк:)
-Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
- О какой части речи эта загадка? ( О причастии).
-Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться со схемой морфологического разбора причастия. Давайте запишем число, классная работа и тему урока в тетради.
Минутки чистописания.
Кованый, солнце, грипп.
Актуализация знаний учащихся.
Словарный диктант по теме «Причастие». (Один ученик пишет на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия)
-Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы?
Объяснение значения новых слов.
Акваланг-устройстводля дыхания человека под водой: баллонсо сжатым воздухом и отходящий от негошлангс наконечником, вставляемым в рот. ( Аквалангист- спортсмен, использующий акваланг для подводного плавания.
Аквариум- искусственныйводоемили стеклянная емкостьс водой для содержания рыб, водных животных и растений.
Силуэт- очертаниепредмета, подобное его тени.
Претензия- жалоба, выражениенеудовольствия
Береста- частькорыберезы. Сухойперегонкой получают деготь. Береста идетна изготовлениекоробов, корзини т. д.
-Ребята, давайте вспомним какая часть речи называется причастием?
-Что такое причастный оборот?
-На какие группы делятся причастия?
-С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?
-С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?
-Что такое причастный оборот?
Задание: повторить правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. ( Один ученик пишет на листочке, пока остальные работают в тетради).
Цель работы: проверка степени усвоения умения писать н или нн в прилагательных и причастиях.
Поляна освеще…а моче.ое яблоко
Фигуры изображе.ы завершё.ый рассказ
Рассея…ый мальчик краше…ые стены
Книга прочита…а лома…ые прутья
Исправле…ая работа получе…ое задание
Кожа…ый портфель дорога дли…а
Трава посея…а здание построе…о
Задание: повторить о причастном обороте, провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.
Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.
Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево
вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем
посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.
Задание:
Прочитайте, расставляя знаки препинания. Определите действительное или страдательное причастие.
Замёрзшие за ночь цветы оживали.
Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Изучение нового материала.
Знакомство с новой темой. (Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней, воспитательный момент)
- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Закончилось веселое лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках.
(Стр. 46.) Морфологический разбор причастия.
План разбора причастия
I
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II
Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:
1
разряд причастия (действительное, страдательное);
2
признаки глагола: вид, возвратность, время;
3
признаки прилагательного:
а
только для страдательных причастий – полная / краткая форма;
б
для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).
III
Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).
на основе выполнения заданий на выделение конкретного из общего;
воспитывать любовь к осенней природе.
Оборудование: карточки с заданиями, таблица, иллюстрация об осени, слайды, проектор, ноутбук.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас, ребята, присутствуют гости. Давайте успокоимся, не волнуйтесь. Тема нашего урока «Морфологический разбор причастия».
II . Сообщение темы и цели урока.
( Чтение наизусть строк:)
-Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
(П.Чесноков).
- О какой части речи эта загадка? ( О причастии).
-Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться со схемой морфологического разбора причастия. Давайте запишем число, классная работа и тему урока в тетради.
Минутки чистописания.
Кованый, солнце, грипп.
Актуализация знаний учащихся.
Словарный диктант по теме «Причастие». (Один ученик пишет на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия)
-Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы?
Объяснение значения новых слов.
Акваланг-устройстводля дыхания человека под водой:баллонсо сжатым воздухом и отходящий отнегошлангс наконечником, вставляемым в рот. (Аквалангист-спортсмен, использующий акваланг для подводного плавания.
Аквариум- искусственныйводоемили стекляннаяемкостьс водой для содержания рыб, водных животных и растений.
Силуэт- очертаниепредмета, подобное еготени.
Претензия- жалоба,выражениенеудовольствия
Береста- наружнаячастькорыберезы. Сухойперегонкой получают деготь. Берестаидетнаизготовлениекоробов,корзини т. д.
-Ребята, давайте вспомним какая часть речи называется причастием?
-Что такое причастный оборот?
-На какие группы делятся причастия?
-С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?
-С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?
-Что такое причастный оборот?
Задание: повторить правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. ( Один ученик пишет на листочке, пока остальные работают в тетради).
Цель работы: проверка степени усвоения умения писать н или нн в прилагательных и причастиях.
Поляна освеще…а моче..ое яблоко
Фигуры изображе..ы завершё..ый рассказ
Рассея…ый мальчик краше…ые стены
Книга прочита…а лома…ые прутья
Исправле…ая работа получе…ое задание
Кожа…ый портфель дорога дли…а
Трава посея…а здание построе…о
Задание: повторить о причастном обороте, провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.
Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.
Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево
вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем
посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.
Задание:
Прочитайте, расставляя знаки препинания. Определите действительное или страдательное причастие.
Замёрзшие за ночь цветы оживали.
Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Изучение нового материала.
Знакомство с новой темой. (Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней, воспитательный момент)
- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Закончилось веселое лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках.
(Стр. 46.) Морфологический разбор причастия.
План разбора причастия
I
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II
Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:
1
разряд причастия (действительное, страдательное);
2
признаки глагола: вид, возвратность, время;
3
признаки прилагательного:
а
только для страдательных причастий – полная / краткая форма;
б
для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).
III
Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).