kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о причастии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1) создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи, причастием, и её грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками; формирование умений различать причастие и прилагательное.

2) содействовать развитию обогащения словарного запаса за счёт использования причастий в речи; развитию коммуникативных навыков обучающихся.

2) воспитывать любовь к русскому языку, сознательную дисциплину, познавательную деятельность в коллективе и сотрудничества.

Тип занятия: введение нового материала

Форма организации: урок открытых мыслей

Оборудование: подготовка к ГИА, презентация, карточки

Ход занятия

Причастие – это часть речи,

причастная глаголу

в образе прилагательного.

В.И.Даль

 

I.Организационный этап

Эмоциональный настрой

Цель:

  1. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии;

  2. воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.

 

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть нам осень прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Цель:

  1. обеспечить мотивацию учения школьников,

  2. обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению темы и целей учебного занятия

1. Слово учителя

  • Наш сегодняшний урок можно назвать необычным, потому что мы познакомимся с большой группой слов, имеющих множество секретов. Поэтому сегодня на уроке мы проделаем трудный путь и преодолеем все преграды «непонимания» на пути познания. Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий: начать изучение очень интересной и важной темы.

Создание проблемной ситуации: Ребята, отгадать эту загадку я попрошу вас в ходе урока. Вот с такой интересной частью речи мы сегодня будем знакомиться. Отгадка и будет темой сегодняшнего урока.

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю

2.Мозговая атака

На дворе осень. Какая она? (Холодная, дождливая… )

- Падают листья. Какие? (Желтые, красные…)

- А как надо ответить, чтобы запечатлеть момент падения листьев? Каким он будет? (Падающим)

- А если запечатлеть лист в полете? (Летящий)

- Мы назвали с вами не просто признаки, а признаки действующего предмета, т.е. такого, который совершает определенное действие. Какая же из частей речи может обозначать признак предмета по его действию?

- Эта часть речи называется причастием. Итак, тема нашего урока «Понятие о причастии». Запишите тему урока.

А какую цель мы сегодня поставим перед собой?

III.Этап изучения новых знаний

Цель:

      1. обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;

      2. содействовать осмыслению усваиваемых учащимися понятий, правил

1. Слово учителя:

Есть в стране Лингвиния область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.

– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?

И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.

Организация внимания школьников на технику безопасности. (Презентация)

Находясь в компьютерном классе и работая на персональных компьютерах, необходимо помнить о технике безопасности.

2.Вопрос. О каких свойствах причастий рассказывается в сказке

Для различения причастий от имен прилагательных можно использовать алгоритм:

 

Физкультминутка

Цель:

  1. обеспечить на уроке сохранение здоровья

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!

 

IV.Этап первичной проверки понимания изученного

Цель:

  1. установить правильность и осознанность учащимися изученного материала;

  2. выявить пробелы первичного осмысления изученного материала;

Прием “Светофор”

1. (Учащиеся приготовили 2 карточки – красную и зеленую)

- АЩ - УЩ

- ЯЩ - ЮЩ

зеленая красная

(Проверяется знание учащихся по написанию гласных в суффиксах причастий)

Задание:

1) пишущий человек,

2) сеющий дождик,

3) пенящийся поток,

4) вертящийся шар,

5) колющий предмет.

2. Работа в парах. (Приложение № 1)

 

Выполнение упражнения 54:

- комментирование по цепочке

V.Этап закрепления изученного материала

Цель:

  1. обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы;

  2. обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала

1)Выполнение упражнения 58:

  • индивидуально

  • подготовка выразительного чтения текста вслух;

  • выполнение устных заданий по тексту;

  • чтение текста вслух

  1. Карточки по вариантам

1 вариант

Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.

В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но еще не умевший летать птенец.

2 вариант

Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.

По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.

4.Игра «Слышу-вижу» (Приложение 2)

Задание: составить по картинкам словосочетания и запомнить.

5. Работа в группах.(Приложение 3)

- Попробуйте сейчас написать в группе автобиографию любого причастия из этих словосочетаний.

Чтение работ учащимися.

VI.Этап обобщения и систематизации изученного материала:

Цель:

  1. обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;

  2. обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;

1.Собери слово

Возьми указанную морфему из данных слов:

  • Приставку из слова приморский,

  • Корень из слова зачастую,

  • Окончание из слова высокие.

Запиши полученное слово.

2.Построение «дерева» темы (вопрос-ответ).

  • Что такое причастие?

  • На какие вопросы отвечает причастие?

  • Каково общее грамматическое значение причастия?

  • Каковы признаки причастий?

  • Какой морфемный признак причастия вы знаете?

  • Какими членами предложения могут быть причастия?

3.Подготовка к ГИА (Приложение № 4)

4.Работа у доски Выборочно-распределительный диктант: записать в две колонки прилагательные и причастия. (Первый ученик выписывает причастия, второй - прилагательные)

Язык народа – вечный, лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое и живое слово. (К.Ушинский)

VII. Этап подведения итогов учебного занятия

Цель:

  1. дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

  • Какое открытие вы сделали на уроке?

VIII. Этап информации о домашнем задании

Цель:

  1. обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

Домашнее задание носит дифференцированный характер.

1.Рассказать о причастии по схеме, построенной на уроке, используя материал § 132.

2.Выписать из любого отрывка повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» словосочетания (7-10), в состав которых входят причастия, указать признаки причастия по схеме (Приложение 5)

3.* Дописать грамматическую сказку о причастии, используя знания о данной части речи, полученные на уроке

4. Упр.58

5* Упр.66

IX.Этап рефлексии «Поговорки - зеркало души»

Цель:

1)инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;

  • Какую бы вы выбрали поговорку, чтобы оценить свою работу на нашем занятии? (Приложение 6)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о причастии »



Цель:

1) создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи, причастием, и её грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками; формирование умений различать причастие и прилагательное.

2) содействовать развитию обогащения словарного запаса за счёт использования причастий в речи; развитию коммуникативных навыков обучающихся.

2) воспитывать любовь к русскому языку, сознательную дисциплину, познавательную деятельность в коллективе и сотрудничества.

Тип занятия: введение нового материала

Форма организации: урок открытых мыслей

Оборудование: подготовка к ГИА, презентация, карточки

Ход занятия

Причастие – это часть речи,

причастная глаголу

в образе прилагательного.

В.И.Даль


I.Организационный этап

Эмоциональный настрой

Цель:

  1. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии;

  2. воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.


Я рада видеть каждого из вас!

И пусть нам осень прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.


II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Цель:

  1. обеспечить мотивацию учения школьников,

  2. обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению темы и целей учебного занятия

1. Слово учителя

  • Наш сегодняшний урок можно назвать необычным, потому что мы познакомимся с большой группой слов, имеющих множество секретов. Поэтому сегодня на уроке мы проделаем трудный путь и преодолеем все преграды «непонимания» на пути познания. Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий: начать изучение очень интересной и важной темы.

Создание проблемной ситуации: Ребята, отгадать эту загадку я попрошу вас в ходе урока. Вот с такой интересной частью речи мы сегодня будем знакомиться. Отгадка и будет темой сегодняшнего урока.

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю

2.Мозговая атака

На дворе осень. Какая она? (Холодная, дождливая… )

- Падают листья. Какие? (Желтые, красные…)

- А как надо ответить, чтобы запечатлеть момент падения листьев? Каким он будет? (Падающим)

- А если запечатлеть лист в полете? (Летящий)

- Мы назвали с вами не просто признаки, а признаки действующего предмета, т.е. такого, который совершает определенное действие. Какая же из частей речи может обозначать признак предмета по его действию?

- Эта часть речи называется причастием. Итак, тема нашего урока «Понятие о причастии». Запишите тему урока.

А какую цель мы сегодня поставим перед собой?

III.Этап изучения новых знаний

Цель:

      1. обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;

      2. содействовать осмыслению усваиваемых учащимися понятий, правил

1. Слово учителя:

Есть в стране Лингвиния область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.

– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?

И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.

Организация внимания школьников на технику безопасности. (Презентация)

Находясь в компьютерном классе и работая на персональных компьютерах, необходимо помнить о технике безопасности.

2.Вопрос. О каких свойствах причастий рассказывается в сказке

Для различения причастий от имен прилагательных можно использовать алгоритм:

Физкультминутка

Цель:

  1. обеспечить на уроке сохранение здоровья

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!


IV.Этап первичной проверки понимания изученного

Цель:

  1. установить правильность и осознанность учащимися изученного материала;

  2. выявить пробелы первичного осмысления изученного материала;

Прием “Светофор”

1. (Учащиеся приготовили 2 карточки – красную и зеленую)

- АЩ - УЩ

- ЯЩ - ЮЩ

зеленая красная

(Проверяется знание учащихся по написанию гласных в суффиксах причастий)

Задание:

1) пишущий человек,

2) сеющий дождик,

3) пенящийся поток,

4) вертящийся шар,

5) колющий предмет.

2. Работа в парах. (Приложение № 1)


Выполнение упражнения 54:

- комментирование по цепочке

V.Этап закрепления изученного материала

Цель:

  1. обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы;

  2. обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала

1)Выполнение упражнения 58:

  • индивидуально

  • подготовка выразительного чтения текста вслух;

  • выполнение устных заданий по тексту;

  • чтение текста вслух

  1. Карточки по вариантам

1 вариант

Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.

В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но еще не умевший летать птенец.

2 вариант

Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.

По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.

4.Игра «Слышу-вижу» (Приложение 2)

Задание: составить по картинкам словосочетания и запомнить.

5. Работа в группах.(Приложение 3)

- Попробуйте сейчас написать в группе автобиографию любого причастия из этих словосочетаний.

Чтение работ учащимися.

VI.Этап обобщения и систематизации изученного материала:

Цель:

  1. обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;

  2. обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;

1.Собери слово

Возьми указанную морфему из данных слов:

  • Приставку из слова приморский,

  • Корень из слова зачастую,

  • Окончание из слова высокие.

Запиши полученное слово.

2.Построение «дерева» темы (вопрос-ответ).

  • Что такое причастие?

  • На какие вопросы отвечает причастие?

  • Каково общее грамматическое значение причастия?

  • Каковы признаки причастий?

  • Какой морфемный признак причастия вы знаете?

  • Какими членами предложения могут быть причастия?

3.Подготовка к ГИА (Приложение № 4)

4.Работа у доски Выборочно-распределительный диктант: записать в две колонки прилагательные и причастия. (Первый ученик выписывает причастия, второй - прилагательные)

Язык народа – вечный, лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое и живое слово. (К.Ушинский)

VII. Этап подведения итогов учебного занятия

Цель:

  1. дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

  • Какое открытие вы сделали на уроке?

VIII. Этап информации о домашнем задании

Цель:

  1. обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

Домашнее задание носит дифференцированный характер.

1.Рассказать о причастии по схеме, построенной на уроке, используя материал § 132.

2.Выписать из любого отрывка повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» словосочетания (7-10), в состав которых входят причастия, указать признаки причастия по схеме (Приложение 5)

3.* Дописать грамматическую сказку о причастии, используя знания о данной части речи, полученные на уроке

4. Упр.58

5* Упр.66

IX.Этап рефлексии «Поговорки - зеркало души»

Цель:

1)инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;

  • Какую бы вы выбрали поговорку, чтобы оценить свою работу на нашем занятии? (Приложение 6)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Понятие о причастии

Автор: Дыбова Татьяна Ивановна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологии Критического мышления .Урок русского языка в 7 классе  "Понятие о причастии как части речи". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-poniatiie-o-prichastii-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430760844"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(41) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "135780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416983788"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Самоанализ урока русского языка "Свойства имен прилагательных и глаголов у причастий" 7 класса "
    ["seo_title"] => string(101) "samoanaliz-uroka-russkogho-iazyka-svoistva-imien-prilaghatiel-nykh-i-ghlagholov-u-prichastii-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "237445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444314631"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Причастие "
    ["seo_title"] => string(11) "prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "122058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414146789"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Причастие, 7 класс "
    ["seo_title"] => string(19) "prichastiie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414146945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства