Цель:
1) создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи, причастием, и её грамматическими, морфологическими и синтаксическими признаками; формирование умений различать причастие и прилагательное.
2) содействовать развитию обогащения словарного запаса за счёт использования причастий в речи; развитию коммуникативных навыков обучающихся.
2) воспитывать любовь к русскому языку, сознательную дисциплину, познавательную деятельность в коллективе и сотрудничества.
Тип занятия: введение нового материала
Форма организации: урок открытых мыслей
Оборудование: подготовка к ГИА, презентация, карточки
Ход занятия
Причастие – это часть речи,
причастная глаголу
в образе прилагательного.
В.И.Даль
I.Организационный этап
Эмоциональный настрой
Цель:
-
психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии;
-
воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть нам осень прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Цель:
-
обеспечить мотивацию учения школьников,
-
обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению темы и целей учебного занятия
1. Слово учителя
-
Наш сегодняшний урок можно назвать необычным, потому что мы познакомимся с большой группой слов, имеющих множество секретов. Поэтому сегодня на уроке мы проделаем трудный путь и преодолеем все преграды «непонимания» на пути познания. Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий: начать изучение очень интересной и важной темы.
Создание проблемной ситуации: Ребята, отгадать эту загадку я попрошу вас в ходе урока. Вот с такой интересной частью речи мы сегодня будем знакомиться. Отгадка и будет темой сегодняшнего урока.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю
2.Мозговая атака
На дворе осень. Какая она? (Холодная, дождливая… )
- Падают листья. Какие? (Желтые, красные…)
- А как надо ответить, чтобы запечатлеть момент падения листьев? Каким он будет? (Падающим)
- А если запечатлеть лист в полете? (Летящий)
- Мы назвали с вами не просто признаки, а признаки действующего предмета, т.е. такого, который совершает определенное действие. Какая же из частей речи может обозначать признак предмета по его действию?
- Эта часть речи называется причастием. Итак, тема нашего урока «Понятие о причастии». Запишите тему урока.
А какую цель мы сегодня поставим перед собой?
III.Этап изучения новых знаний
Цель:
-
-
-
обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;
-
содействовать осмыслению усваиваемых учащимися понятий, правил
-
-
1. Слово учителя:
Есть в стране Лингвиния область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.
– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?
И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.
Организация внимания школьников на технику безопасности. (Презентация)
Находясь в компьютерном классе и работая на персональных компьютерах, необходимо помнить о технике безопасности.
2.Вопрос. О каких свойствах причастий рассказывается в сказке
Для различения причастий от имен прилагательных можно использовать алгоритм:
Физкультминутка
Цель:
-
обеспечить на уроке сохранение здоровья
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!
IV.Этап первичной проверки понимания изученного
Цель:
-
установить правильность и осознанность учащимися изученного материала;
-
выявить пробелы первичного осмысления изученного материала;
Прием “Светофор”
1. (Учащиеся приготовили 2 карточки – красную и зеленую)
- АЩ - УЩ
- ЯЩ - ЮЩ
зеленая красная
(Проверяется знание учащихся по написанию гласных в суффиксах причастий)
Задание:
1) пишущий человек,
2) сеющий дождик,
3) пенящийся поток,
4) вертящийся шар,
5) колющий предмет.
2. Работа в парах. (Приложение № 1)
Выполнение упражнения 54:
- комментирование по цепочке
V.Этап закрепления изученного материала
Цель:
-
обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы;
-
обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала
1)Выполнение упражнения 58:
-
индивидуально
-
подготовка выразительного чтения текста вслух;
-
выполнение устных заданий по тексту;
-
чтение текста вслух
-
Карточки по вариантам
1 вариант
Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.
В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но еще не умевший летать птенец.
2 вариант
Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.
По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.
4.Игра «Слышу-вижу» (Приложение 2)
Задание: составить по картинкам словосочетания и запомнить.
5. Работа в группах.(Приложение 3)
- Попробуйте сейчас написать в группе автобиографию любого причастия из этих словосочетаний.
Чтение работ учащимися.
VI.Этап обобщения и систематизации изученного материала:
Цель:
-
обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;
-
обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;
1.Собери слово
Возьми указанную морфему из данных слов:
-
Приставку из слова приморский,
-
Корень из слова зачастую,
-
Окончание из слова высокие.
Запиши полученное слово.
2.Построение «дерева» темы (вопрос-ответ).
-
Что такое причастие?
-
На какие вопросы отвечает причастие?
-
Каково общее грамматическое значение причастия?
-
Каковы признаки причастий?
-
Какой морфемный признак причастия вы знаете?
-
Какими членами предложения могут быть причастия?
3.Подготовка к ГИА (Приложение № 4)
4.Работа у доски Выборочно-распределительный диктант: записать в две колонки прилагательные и причастия. (Первый ученик выписывает причастия, второй - прилагательные)
Язык народа – вечный, лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое и живое слово. (К.Ушинский)
VII. Этап подведения итогов учебного занятия
Цель:
-
дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
-
Какое открытие вы сделали на уроке?
VIII. Этап информации о домашнем задании
Цель:
-
обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
Домашнее задание носит дифференцированный характер.
1.Рассказать о причастии по схеме, построенной на уроке, используя материал § 132.
2.Выписать из любого отрывка повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» словосочетания (7-10), в состав которых входят причастия, указать признаки причастия по схеме (Приложение 5)
3.* Дописать грамматическую сказку о причастии, используя знания о данной части речи, полученные на уроке
4. Упр.58
5* Упр.66
IX.Этап рефлексии «Поговорки - зеркало души»
Цель:
1)инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
-
Какую бы вы выбрали поговорку, чтобы оценить свою работу на нашем занятии? (Приложение 6)