kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: Морфологический разбор причастия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Конспект урока

по русскому языку в 7 классе

по теме:

Морфологический разбор причастия

Подготовила и провела:

учитель русского языка

и литературы

Жидкова Нина Петровна

г. Октябрьский

Тема: Морфологический разбор причастия.

Цели: познакомить с порядком морфологического разбора   причастий;

            повторить правописание н,  нн в причастиях и

            отглагольных      прилагательных;

            развивать речь воспитанников на основе составления предложений по данной иллюстрации;

            корригировать образную память, логическое мышление

            на основе выполнения заданий на выделение конкретного из общего;

           воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: карточки с заданиями, таблица, иллюстрация об осени, слайды, проектор, ноутбук.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас, ребята, присутствуют гости. Давайте успокоимся, не волнуйтесь. Тема нашего урока «Морфологический разбор причастия».

II. Сообщение темы и цели урока.

 ( Чтение наизусть строк:)

-Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

  1.  

- О какой части речи эта загадка? ( О причастии).

-Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться со схемой морфологического разбора причастия. Давайте запишем число, классная работа и тему урока в тетради.

 

  1. Минутки чистописания.

Кованый, солнце, грипп.

 

  1. Актуализация знаний учащихся.
  1. Словарный диктант по теме «Причастие».  (Один ученик пишет на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия)
  2.  

-Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы?

  1. Объяснение значения новых слов.

           Акваланг- устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот. ( Аквалангист спортсмен,  использующий акваланг  для подводного плавания.

Аквариум- искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

Силуэт-  очертание предмета, подобное его тени.

            Претензия-  жалобавыражение неудовольствия

Береста- часть коры березы.  Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробовкорзин и т. д.

-Ребята, давайте вспомним какая часть речи называется причастием?

-Что такое причастный оборот?

-На какие группы делятся причастия?

-С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?

-С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?

-Что такое причастный оборот?

  1.  Задание: повторить правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. ( Один ученик пишет на листочке, пока остальные работают в тетради).

Цель работы: проверка степени усвоения умения писать н или нн в прилагательных и причастиях.

Поляна освеще…а               моче.ое яблоко

Фигуры изображе.ы         завершё.ый рассказ

Рассея…ый мальчик          краше…ые стены

Книга прочита…а                лома…ые прутья

Исправле…ая работа         получе…ое задание

Кожа…ый портфель          дорога дли…а

Трава посея…а                    здание построе…о

 

  1. Задание: повторить  о причастном  обороте,  провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.)

Физминутка для глаз.

               Общий комплекс упражнений

Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.

Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.

      Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево

       вниз,   прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем

      посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.

  1. Задание:

Прочитайте, расставляя знаки препинания. Определите действительное или страдательное причастие.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

 

  1. Изучение нового материала.
  1. Знакомство с новой темой. (Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней, воспитательный  момент)

- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

         Закончилось веселое лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках.

(Стр. 46.) Морфологический разбор причастия.

 План разбора причастия

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:

1

разряд причастия (действительное, страдательное);

2

признаки глагола: вид, возвратность, время;

3

признаки прилагательного:

а

только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б

для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Наступает золотая осень, приносящая дожди.

 

Приносящая (осень)-  причастие.

  1. Осень (какая?) - приносящая,  нач. ф.- приносящий.
  2. Пост. признаки: действит.,  наст. вр.,  несов. в.,  невозвр.;

           Непост. признаки:   ед. ч.,  им. п.,  ж. р.

  1. Осень (какая?)- приносящая, определение.

 

 

  •  

А теперь, ребята, встать,

                           Руки медленно поднять,

                          Пальцы сжать, потом разжать,

                          Руки вниз и так стоять.

           Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

 

  1. .
  2. Под диктовку записываем предложение, один ученик работает у доски).

Упражнение 131. (Прочитать, выписать причастие с зависимым словом, сделать морфологический разбор причастия)

Надвигающей грозы…

 

  1. .Домашнее задание.

(упр. 93)

На пожелтевшей траве лежат опавшие листья. (Разбор пожелтевшей, опавшие…)

 

 

  1. .Итоги урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Какая часть речи называется причастием?

-На какие группы делятся причастия?

- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?

-А страдательные?

 

  1. . Оценивание.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: Морфологический разбор причастия»

ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья








Конспект урока

по русскому языку в 7 классе

по теме:


Морфологический разбор причастия







Подготовила и провела:

учитель русского языка

и литературы

Жидкова Нина Петровна












г. Октябрьский

Тема: Морфологический разбор причастия.

Цели: познакомить с порядком морфологического разбора причастий;

повторить правописание н, нн в причастиях и

отглагольных прилагательных;

развивать речь воспитанников на основе составления предложений по данной иллюстрации;

корригировать образную память, логическое мышление

на основе выполнения заданий на выделение конкретного из общего;

воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: карточки с заданиями, таблица, иллюстрация об осени, слайды, проектор, ноутбук.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас, ребята, присутствуют гости. Давайте успокоимся, не волнуйтесь. Тема нашего урока «Морфологический разбор причастия».

II . Сообщение темы и цели урока.

( Чтение наизусть строк:)

-Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

(П.Чесноков).

- О какой части речи эта загадка? ( О причастии).

-Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться со схемой морфологического разбора причастия. Давайте запишем число, классная работа и тему урока в тетради.



  1. Минутки чистописания.

Кованый, солнце, грипп.



  1. Актуализация знаний учащихся.

  1. Словарный диктант по теме «Причастие». (Один ученик пишет на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия)

(Прибывший, увядший, гирлянда, паром, акваланг, калитка, аквариум, береста, силуэт, претензия, читаемый, приведённый, морозный, жёваный, кованый.)



-Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы?



  1. Объяснение значения новых слов.

Акваланг- устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот. ( Аквалангист - спортсмен, использующий акваланг для подводного плавания.

Аквариум-  искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.



Силуэт- очертание предмета, подобное его тени.

Претензия- жалоба,  выражение неудовольствия

Береста- наружная часть коры березы.  Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д.



-Ребята, давайте вспомним какая часть речи называется причастием?

-Что такое причастный оборот?

-На какие группы делятся причастия?

-С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?

-С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?

-Что такое причастный оборот?



  1. Задание: повторить правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. ( Один ученик пишет на листочке, пока остальные работают в тетради).



Цель работы: проверка степени усвоения умения писать н или нн в прилагательных и причастиях.

Поляна освеще…а моче..ое яблоко

Фигуры изображе..ы завершё..ый рассказ

Рассея…ый мальчик краше…ые стены

Книга прочита…а лома…ые прутья

Исправле…ая работа получе…ое задание

Кожа…ый портфель дорога дли…а

Трава посея…а здание построе…о




  1. Задание: повторить о причастном обороте, провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.



Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.)



Физминутка для глаз.

Общий комплекс упражнений

Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.

Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.

Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево

вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем

посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.


  1. Задание:

Прочитайте, расставляя знаки препинания. Определите действительное или страдательное причастие.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.



  1. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с новой темой. (Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней, воспитательный момент)

- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Закончилось веселое лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках.

(Стр. 46.) Морфологический разбор причастия.

План разбора причастия

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:


1

разряд причастия (действительное, страдательное);

2

признаки глагола: вид, возвратность, время;

3

признаки прилагательного:


а

только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б

для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).


Наступает золотая осень , приносящая дожди.



Приносящая (осень)- причастие.

  1. Осень (какая?) - приносящая, нач. ф.- приносящий.

  2. Пост. признаки: действит., наст. вр., несов. в., невозвр.;

Непост. признаки: ед. ч., им. п., ж. р.

  1. Осень (какая?)- приносящая, определение.




Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.



2.Закрепление.

(Под диктовку записываем предложение, один ученик работает у доски).

Упражнение 131. (Прочитать, выписать причастие с зависимым словом, сделать морфологический разбор причастия)

Надвигающей грозы…



V.Домашнее задание.

(упр. 93) выучить порядок морфологического разбора причастия.

На пожелтевшей траве лежат опавшие листья. (Разбор пожелтевшей, опавшие…)





VI.Итоги урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Какая часть речи называется причастием?

-На какие группы делятся причастия?

- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?

-А страдательные?



VII. Оценивание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: Морфологический разбор причастия

Автор: Жидкова Нина Петровна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia1"
    ["file_id"] => string(6) "280611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393917"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia2"
    ["file_id"] => string(6) "280612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "111287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407324041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "203418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429470994"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку "Причастие" (урок обобщения и закрепления знаний) "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-prichastiie-urok-obobshchieniia-i-zakrieplieniia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "142967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418399614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства