kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастие как особая форма глагола (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока «Причастие как особая форма глагола» предназначена для использования в 7 классе. Урок проблемного обучения. При изучении темы используются  различные приемы и методы.

Цели: Дидактическая  - формирование знаний о причастии как особой форме глагола;

Психологическая – формирование общего познания и применения причастий в речи;

Воспитательная – формирование интереса к познанию русского языка, обогащение словарного запаса учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастие как особая форма глагола (7 класс) »

Фархутдинова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

ООШ с. Амирово филиал МОБУ СОШ № 2 с. Буздяк Буздякский район Республики Башкортостан


Разработка урока русского языка в 7 классе.


Причастие как особая форма глагола

(Урок проблемного обучения)

Цели: Дидактическая - формирование знаний о причастии как особой форме глагола;

Психологическая – формирование общего познания и применения причастий в речи;

Воспитательная – формирование интереса к познанию русского языка, обогащение словарного запаса учеников.


Оборудование: Малюшкин А.Б. «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы», схема «Признаки причастий», раздаточный материал


Ход урока:

  1. Организационный момент.


I этап урока: Актуализация и выравнивание знаний обучающихся:


Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (на карточке).


Бушующий вет…р гнул и гр…зил сломать мач…ты к…раблей которые носились в море как скорлу…ки.


Анализ предложения (ученики работают в парах):

- Какие виды орфограмм вы нашли?

- Объясните постановку знаков препинания.


Выполните задание: Укажите морфологическую характеристику каждого слова.


Бушующий ветер (сущ) гнул (глаг.) и (союз) грозил (глаг.) сломать (глаг.) мачты (сущ.) кораблей (сущ.), которые (мест) носились (глаг.) в (предл.) море (сущ.), как (союз) скорлупки (сущ.).

Постановка проблемного вопроса: У всех ли слов вы смогли определить морфологическую принадлежность? Какое слово вызвало у вас затруднения? Почему?


Анализ слова «бушующий»:


- На слово какой части речи похоже слово «бушующий»? (Ответ: на глагол «бушевать»).

- Какие вопросы можно задать к этому слову? (Ответ: вопросы какой? Что делающий?).

- Т.о., на какие части речи «похоже» это слово? (Ответ: на прилагательное и глагол).

- А вы знаете, как называется часть речи, которая «собрала» в себе признаки глаголов и прилагательных? (Ответы учеников)

Слово учителя:

- Это причастие. Причастие – особая форма глагола.


II этап урока. Организационно-исполнительский.


Решение учебной задачи.

- Давайте выясним, какие признаки глагола имеет причастие (одновременный повтор грамматических категорий глагола: вид, время, переходность, возвратность).

- Можно ли определить вид причастия? (Ответ: Да, задаем вопрос что делающий? - несов. вид).

- Определите время (Ответ: бушующий когда? сейчас – наст.время).

- Образуйте причастие от глагола улыбаться. (Ответ: улыбающийся).

- Чем отличаются причастия бушующий и улыбающийся? (Ответ: наличие постфикса СЯ).

- Как называется этот признак глагола? (Ответ: возвратность).

- Каким способом образованы причастия бушующий и улыбающийся? (Ответ: с помощью суффикса ЮЩ).


Практическое задание: образуйте причастия от глаголов: идут, дышат, смотрятся, строить, принести, читать, ведут, гонят, прочитать, видеть, сжать. (проверка правильности выполнения по сборнику Малюшкина А.Б. «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы» с. 93-96).

Вывод: с помощью каких суффиксов образуются причастия? (Ответ: с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш, -ем,-ом, -им, -енн, -нн, -т)


Начать составление кластера:


ПРИЧАСТИЕ

(особая форма глагола)

Признаки:

Глагола:

1. Вид: соверш., несоверш.

2. Время: наст., будущ.

3. Возвратность


-Давайте с вами выясним, какие признаки прилагательного есть у причастия. Составьте словосочетания со словом «бушующий» и словами «море, ураган, волна». (Ответ: причастие изменяется по родам).

- Измените эти словосочетание по числам и падежам.

Какой вывод вы можете сделать? (Ответ: причастие как прилагательное изменяется по числам, родам, падежам).


Заполнение кластера:


ПРИЧАСТИЕ

(особая форма глагола)

Признаки:

Глагола: Прилагательное:

1. Вид: соверш., несоверш. 1. Изменяется по числам,

2. Время: наст., будущ. родам, падежам.

3. Возвратность 2. В предложении выполняет

функцию определения


Тренировочное упражнение (по учебнику): Прочитайте текст, найдите и выпишите причастия, определите их вид, время, род, число, падеж.


II этап урока. Рефлексивно-оценочный.


  1. Какую задачу мы решали сегодня на уроке?

  2. Какие признаки глаголов и прилагательных вобрали в себя причастия?

  3. Какие трудности возникли у вас в ходе работы?


Общая самооценка обучающихся.


Д\з. Написать сказку о причастии


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Причастие как особая форма глагола (7 класс)

Автор: Фархутдинова Татьяна Николаевна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "203418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429470994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-v-7-klassie-na-tiemu-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "191923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384339"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(39) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "114432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411487949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(41) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-1"
    ["file_id"] => string(6) "135780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416983788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "163624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства