kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 7

Предмет: русский    язык

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Причастие как особая форма глагола

Цель: - познакомиться с причастием как особой формой глагола, - научиться находить причастия в предложении; устанавливать слово, от которого оно зависит; определять морфологические признаки; отрабатывать умения  определять у причастия признаки как глагола, так и прилагательного;

- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, умение делать выводы; - развивать коммуникативные способности;

- содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, оценивать результаты своего труда, создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: урок – практикум

Формы работы: групповая, парная, коллективная, индивидуально-фронтальная

Оборудование: флипчарт, раздаточный материал.  

Ход урока

1.Оргмомент (тренинг, рассаживание)

- Добрый день, ребята!

Тренинг: «Самый  внимательный»

Ответьте на вопрос: В какой кабинет вы пришли? - Чистый, большой, тёплый, маленький? (Русского языка)

Начинаем урок русского языка.

Что нужно для урока?

- Учебники, ручки, простые карандаши, линейки, тетради. - Есть?
- Сердце, в котором живет любовь, милосердие, смелость. - Стучит?
- Голова, в которой скопились знания. - Никто не оставил дома?

2. Актуализация знаний

Мотивация

Один из героев комедии Д.И. Фонвизина сдавал экзамен по русскому языку.

Ему задали вопрос: Дверь, какая часть речи?

Митрофан спросил: Котора дверь? Если та, что в чулане стоит, то она существительна. А если эта, он показал на дверь в комнате, то она прилагательна.

На вопрос: Почему так?

Он ответил: В чулане дверь стоит, поэтому она существительна. А эта, он указал                на дверь в комнате, прилагательна, т.к. она приложена к косяку.

- В чём был не прав герой произведения?

- Часть речи определяется по вопросу.

- А вы  хорошо можете определять части речи?

Задание 1. Распределительный диктант (распределить части речи в три колонки: прилагательное, глагол, существительное, прочие слова)

Ксерокопировать, модем, решённый, факс, древнерусский, лопнувший, соломенный, предок, исконный, палисадник, пышут, чудесный,  строящийся, спеющий.

Самопроверка. Самооценивание.

Прилагательное: древнерусский, соломенный, искусный.

Существительное: модем, факс, предок, палисадник, 

Глагол: ксерокопировать, пышут.

Прочие слова:  решённый, лопнувший, решённый, строящийся, спеющий.

Проверка распределительного диктанта. (нет ошибок -5б, две ошибки – 4б, три-четыре  ошибки – 3б, пять и более – 0 б.

Какие слова оказались в группе прочие слова? Почему? (не похожи на остальные)

Как вы определили ту или иную часть речи? (по вопросу)

Какие группы похожи? Чем?

Можно только по вопросу определить часть речи? (Нет)

Целеполагание:

- познакомиться с этими словами, с их морфологическими признаками и  как  их отличать от глагола и прилагательного?

Запись темы урока

3. Знакомство с материалом

С. 22-29. Чтение. Осмысливание. – 10 мин.

(4 группы, каждая группа изучает свой вопрос, затем на листе бумаги отвечает на свой вопрос, чтобы мы его вставили в мозаику, как пазл)

1гр. Что называется причастием, что обозначает, на какой вопрос отвечает?

2гр. Свойства каких частей речи есть в причастии? Перечислите  признаки глагола.

3гр. Какие признаки прилагательного имеет причастие? Перечислите  суффиксы причастия.  

4гр. Каким членом предложения является причастие? Какой вопрос задаём? Как подчеркивается? Пример. С какой частью речи можно перепутать причастие?  

Каждая группа защищает свой пазл, и ей выставляют оценку остальные.

4. Тренировочные упражнения

1)  Упр.47 по заданию. Выписать причастия. Задать вопрос. Обозначить суффикс.

Определить признаки глагола, прилагательного. (К. - 1,2 слово. Инд. остальные). Самооценивание (по 5 баллам).

1гр.Веющий – 

2гр.Звучавшие –  

3гр.Ушедшая –

4гр.Наступающего – 

- Как определили признаки причастия? (нашли слово (существительное), к которому относится это слово, причастие). –  Это определяемое слово.

2) Прочитайте текст. Найдите причастия. Объясните. (С. У.)

Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана, состоящая из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, большие и малые впадины, котловины, различающиеся геологическим строением и рельефом. Восточная часть мелкосопочника приподнята по сравнению с западной. Сарыарка образована из осадочных и магматических пород (гранит, порфирит, кварцит) палеозоя.

Вопросы:

- К какому стилю относится текст? (научный)

- Как часто вы употребляете причастия в своей речи?

Учитель: причастия в нашей речи встречаются редко, т.к. это приоритет научной речи.

3) Синтаксическая минутка. Каким членом предложения является причастие?

Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана.

Вывод:

Выпишите из текста причастие + существительное. Определите признаки прилагательного у причастия.

4) Укажите четвёртое «лишнее»

- Лишённый, утренний, весенний, ранний.

- Сражённый, засеянный, прочитанный, мокрый.

- Водить, сражаться, бегущий, радоваться.

5) Работа с тестовым заданием (3 варианта) (см. приложение)

6. Рефлексия

Что вы узнали о причастии?

Какие признаки глагола есть у причастия?

Какие признаки прилагательного есть у причастия?

Что было сложным? Трудным?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что было полезным сегодня на уроке?

7. Домашнее задание:  п. 5,6,7 № 54 или 57. Написать сказку о причастии

8. Комментирование оценок

Использованная литература

1.Э.Д.Сулеменова, О.Б.Алтынбаева, Г.Б. Мадиева.  "Русский язык" - учебник для 7 класса общеобразовательной школы. Алматы "Атамура", 2012

Приложение к уроку

Задание: указать причастие

.

1чёрная ночь

2мокрый снег

3 болотная вода

4скошенная трава

5поющие птицы

6пожелтевшие листья

7молчаливые люди

8смелый боец

9тёмный горизонт

10спеющий плод

11летучая мышь

12     12  горящий костёр

2в.

1теплый дождь

2лаявшая собака

3горячая печь

4каменный дом

5низкие облака

6пахучее молоко

7читальный зал

8вспаханное поле

9зеленый дуб

10спелое яблоко

11летящий самолет

12.горячий чай

3в.

1чернеющая пропасть

2темный горизонт

3спеющая ягода

4летучая мышь

5утренний туман

6желтая рожь

7растаявший снег

8горячий напиток

9смеющийся ребёнок

10колючий ёж

11летний дождь

12      12.горький напиток

Карточка № 1.

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.

Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.

………………………………………………………………………………………………….

Карточка № 2.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ.ся ребёнка; о наступивш. лете; цветущ. яблоня; с зелено-ющ. лесу; мчащ.ся река; употухш. костра; в застывющ. воздухе; к расстроенн. человеку;

за ближайш. огородами; залетящ. стрелой; заросш. дорожка; на посветлеев. небе; о клокочущ. лаве; с проваленн. крыши; не законченн. работа.

— Причастие — это «дитя» двух частей речи — прилагательно­го и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н. М. Шанский считает, что прича­стие — это часть речи, а другой учёный, Т. М. Баранов, считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" »

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Причастие как особая форма глагола

Цель: - познакомиться с причастием как особой формой глагола, - научиться находить причастия в предложении; устанавливать слово, от которого оно зависит; определять морфологические признаки; отрабатывать умения определять у причастия признаки как глагола, так и прилагательного;

- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, умение делать выводы; - развивать коммуникативные способности;

- содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, оценивать результаты своего труда, создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: урок – практикум

Формы работы: групповая, парная, коллективная, индивидуально-фронтальная

Оборудование: флипчарт, раздаточный материал.



Ход урока


1.Оргмомент (тренинг, рассаживание)

- Добрый день, ребята!

Тренинг: «Самый внимательный»

Ответьте на вопрос: В какой кабинет вы пришли? - Чистый, большой, тёплый, маленький? (Русского языка)

Начинаем урок русского языка.

Что нужно для урока?

- Учебники, ручки, простые карандаши, линейки, тетради. - Есть?
- Сердце, в котором живет любовь, милосердие, смелость. - Стучит?
- Голова, в которой скопились знания. - Никто не оставил дома?


2. Вызов


Мотивация

Один из героев комедии Д.И. Фонвизина сдавал экзамен по русскому языку.

Ему задали вопрос: Дверь, какая часть речи?

Митрофан спросил: Котора дверь? Если та, что в чулане стоит, то она существительна. А если эта, он показал на дверь в комнате, то она прилагательна.

На вопрос: Почему так?

Он ответил: В чулане дверь стоит, поэтому она существительна. А эта, он указал на дверь в комнате, прилагательна, т.к. она приложена к косяку.


- В чём был не прав герой произведения?

- Часть речи определяется по вопросу.

- А вы хорошо можете определять части речи?


Задание 1. Распределительный диктант (распределить части речи в три колонки: прилагательное, глагол, существительное, прочие слова)

Ксерокопировать, модем, решённый, факс, древнерусский, лопнувший, соломенный, предок, исконный, палисадник, пышут, чудесный, строящийся, спеющий.


Самопроверка. Самооценивание.


Прилаг.

Существ.

Глагол

Прочие слова

древнерусский соломенный исконный

чудесный



модем

факс

предок

палисадник

Ксерокопировать

пышут


решённый лопнувший решённый строящийся

спеющий


Проверка распределительного диктанта. (нет ошибок -5б, две ошибки – 4б, три-четыре ошибки – 3б, пять и более – 0 б.


Какие слова оказались в группе прочие слова? Почему? (не похожи на остальные)


Как вы определили ту или иную часть речи? (по вопросу)

Какие группы похожи? Чем?

Можно только по вопросу определить часть речи? (Нет)


Целеполагание:

- познакомиться с этими словами, с их морфологическими признаками и как их отличать от глагола и прилагательного?


Запись темы урока


3. Осмысление

Знакомство с материалом

С. 22-29. Чтение. Осмысливание. – 10 мин.

(4 группы, каждая отвечает на свой вопрос на листе бумаги, чтобы мы его вставили в мозаику, как пазл)


1гр. Что называется причастием, что обозначает, на какой вопрос отвечает?

2гр. Свойства каких частей речи есть в причастии? Перечислите признаки глагола.

3гр. Какие признаки прилагательного имеет причастие? Перечислите суффиксы причастия.

4гр. Каким членом предложения является причастие? Какой вопрос задаём? Как подчеркивается? Пример. С какой частью речи можно перепутать причастие?


Каждая группа защищает свой пазл, и ей выставляют оценку остальные.


4. Рефлексия.

Тренировочные упражнения

1) Упр.47 по заданию. Выписать причастия. Задать вопрос. Обозначить суффикс.

Определить признаки глагола, прилагательного. (К. - 1,2 слово. Инд. остальные). Самооценивание (по 5 баллам).


Созданные – сов.в, прош.вр, невозвр. Неперех, мн.ч, им.п,

Хранившее – сов,в, прош.вр, невозвр, перех, ср.р, ед.ч, им.п.

1гр.Веющий – несов.в, наст.вр., невозвр, неперех, м.р, ед.ч,им.п.

2гр.Звучавшие – сов.в., пр.вр, невозвр, непер, мн.ч, им.п.

3гр.Ушедшая –сов.в, невозвр, пр.вр, непер, ж.р.. ед.ч,им.п.

4гр.Наступающего – несов.в, наст.вр, неперех, ж.р, ед.ч, р.п.


- Как определили признаки причастия? (нашли слово, к которому относится это слово, причастие). – Это определяемое слово.


2)Прочитайте текст. Найдите причастия. Объясните. (Самост. Устно)

Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана, состоящая из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, большие и малые впадины, котловины, различающиеся геологическим строением и рельефом. Восточная часть мелкосопочника приподнята по сравнению с западной. Сарыарка образована из осадочных и магматических пород (гранит, порфирит, кварцит) палеозоя.


Вопросы:

- К какому стилю относится текст? (научный)

- как часто вы употребляете причастия в своей речи?

Учитель: причастия в нашей речи встречаются не часто, т.к. это приоритет научной речи.


3)Синтаксическая минутка. Каким членом предложения является причастие?

Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана.

Вывод:

Выпишите причастие + существительное. Определите признаки прилагательного у причастия.


4)Укажите четвёртое «лишнее»

- Лишённый, утренний, весенний, ранний.


- Сражённый, засеянный, прочитанный, мокрый.


- Водить, сражаться, бегущий, радоваться.


5)Работа с тестовым заданием (3 варианта)


6. Рефлексия

Что вы узнали о причастии?

Какие признаки глагола есть у причастия?

Какие признаки прилагательного есть у причастия?

Что было сложным? Трудным?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что было полезным сегодня на уроке?



7. Д/З п. 5,6,7 № 54 или 57. Написать сказку о причастии


8. Комментирование оценок












.

1

чёрная ночь

2в.

1

теплый дождь

3в.

1

чернеющая пропасть

2

мокрый снег

2

лаявшая собака

2

темный горизонт

3

болотная вода

3

горячая печь

3

спеющая ягода

4

скошенная трава

4

каменный дом

4

летучая мышь

5

поющие птицы

5

низкие облака

5

утренний туман

6

пожелтевшие листья

6

пахучее молоко

6

желтая рожь

7

молчаливые люди

7

читальный зал

7

растаявший снег

8

смелый боец

8

вспаханное поле

8

горячий напиток

9

тёмный горизонт

9

зеленый дуб

9

смеющийся ребёнок

10

спеющий плод

10

спелое яблоко

10

колючий ёж

11

летучая мышь

11

летящий самолет

11

летний дождь

12

горящий костёр

12

горячий чай

12

горький напиток



Карточка № 1.

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.

Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.

…………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 2.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;

за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.




— Причастие — это «дитя» двух частей речи — прилагательно­го и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н. М. Шанский считает, что прича­стие — это часть речи, а другой учёный, Т. М. Баранов, считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.


Мотивация (Высказывания о причастии. Индивид. задание)- Модуль обучение талантливых и одарённых


«Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В.Ломоносов


Что вы можете сказать об интересе к данной части речи на основании этих высказываний?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола"

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "163624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520292"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока по теме: Деепричастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dieieprichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "239743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444844449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка "Причастие как особая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokarusskoghoiazykaprichastiiekakosobaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "340060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471667782"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект  урока "Деепричастие  как  особая форма  глагола""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokadieieprichastiiekakosobaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "267125"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450293752"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "конспект урока 7 класс русский язык "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-7-klass-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "130281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415873692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства