Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола"
Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола"
Класс: 7
Предмет: русский язык
Учитель: Бычкова Н.М.
Тема: Причастие как особая форма глагола
Цель: - познакомиться с причастием как особой формой глагола, - научиться находить причастия в предложении; устанавливать слово, от которого оно зависит; определять морфологические признаки; отрабатывать умения определять у причастия признаки как глагола, так и прилагательного;
- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, умение делать выводы; - развивать коммуникативные способности;
- содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, оценивать результаты своего труда, создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок – практикум
Формы работы: групповая, парная, коллективная, индивидуально-фронтальная
Оборудование: флипчарт, раздаточный материал.
Ход урока
1.Оргмомент (тренинг, рассаживание)
- Добрый день, ребята!
Тренинг: «Самый внимательный»
Ответьте на вопрос: В какой кабинет вы пришли? - Чистый, большой, тёплый, маленький? (Русского языка)
Начинаем урок русского языка.
Что нужно для урока?
- Учебники, ручки, простые карандаши, линейки, тетради. - Есть?
- Сердце, в котором живет любовь, милосердие, смелость. - Стучит?
- Голова, в которой скопились знания. - Никто не оставил дома?
2. Актуализация знаний
Мотивация
Один из героев комедии Д.И. Фонвизина сдавал экзамен по русскому языку.
Ему задали вопрос: Дверь, какая часть речи?
Митрофан спросил: Котора дверь? Если та, что в чулане стоит, то она существительна. А если эта, он показал на дверь в комнате, то она прилагательна.
На вопрос: Почему так?
Он ответил: В чулане дверь стоит, поэтому она существительна. А эта, он указал на дверь в комнате, прилагательна, т.к. она приложена к косяку.
- В чём был не прав герой произведения?
- Часть речи определяется по вопросу.
- А вы хорошо можете определять части речи?
Задание 1. Распределительный диктант (распределить части речи в три колонки: прилагательное, глагол, существительное, прочие слова)
Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана, состоящая из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, большие и малые впадины, котловины, различающиеся геологическим строением и рельефом. Восточная часть мелкосопочника приподнята по сравнению с западной. Сарыарка образована из осадочных и магматических пород (гранит, порфирит, кварцит) палеозоя.
Вопросы:
- К какому стилю относится текст? (научный)
- Как часто вы употребляете причастия в своей речи?
Учитель: причастия в нашей речи встречаются редко, т.к. это приоритет научной речи.
3) Синтаксическая минутка. Каким членом предложения является причастие?
Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана.
Вывод:
Выпишите из текста причастие + существительное. Определите признаки прилагательного у причастия.
4) Укажите четвёртое «лишнее»
- Лишённый, утренний, весенний, ранний.
- Сражённый, засеянный, прочитанный, мокрый.
- Водить, сражаться, бегущий, радоваться.
5) Работа с тестовым заданием (3 варианта) (см. приложение)
6. Рефлексия
Что вы узнали о причастии?
Какие признаки глагола есть у причастия?
Какие признаки прилагательного есть у причастия?
Что было сложным? Трудным?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что было полезным сегодня на уроке?
7. Домашнее задание: п. 5,6,7 № 54 или 57. Написать сказку о причастии
8. Комментирование оценок
Использованная литература
1.Э.Д.Сулеменова, О.Б.Алтынбаева, Г.Б. Мадиева. "Русский язык" - учебник для 7 класса общеобразовательной школы. Алматы "Атамура", 2012
Приложение к уроку
Задание: указать причастие
1в.
1чёрная ночь
2мокрый снег
3 болотная вода
4скошенная трава
5поющие птицы
6пожелтевшие листья
7молчаливые люди
8смелый боец
9тёмный горизонт
10спеющий плод
11летучая мышь
12 12 горящий костёр
2в.
1теплый дождь
2лаявшая собака
3горячая печь
4каменный дом
5низкие облака
6пахучее молоко
7читальный зал
8вспаханное поле
9зеленый дуб
10спелое яблоко
11летящий самолет
12.горячий чай
3в.
1чернеющая пропасть
2темный горизонт
3спеющая ягода
4летучая мышь
5утренний туман
6желтая рожь
7растаявший снег
8горячий напиток
9смеющийся ребёнок
10колючий ёж
11летний дождь
12 12.горький напиток
Карточка № 1.
Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.
Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый)руку.
………………………………………………………………………………………………….
Карточка № 2.
Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.
Просклоняйте любые два словосочетания.
Улыбающ.ся ребёнка; о наступивш. лете; цветущ. яблоня; с зелено-ющ. лесу; мчащ.ся река; употухш. костра; в застывющ. воздухе; к расстроенн. человеку;
за ближайш. огородами; залетящ. стрелой; заросш. дорожка; на посветлеев. небе; о клокочущ. лаве; с проваленн. крыши; не законченн. работа.
— Причастие — это «дитя» двух частей речи — прилагательного и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н. М. Шанский считает, что причастие — это часть речи, а другой учёный, Т. М. Баранов, считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" »
Класс: 7
Предмет: русский язык
Учитель: Бычкова Н.М.
Тема: Причастие как особая форма глагола
Цель: - познакомиться с причастием как особой формой глагола, - научиться находить причастия в предложении; устанавливать слово, от которого оно зависит; определять морфологические признаки; отрабатывать умения определять у причастия признаки как глагола, так и прилагательного;
- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, умение делать выводы; - развивать коммуникативные способности;
- содействовать воспитанию чувства ответственности за свой выбор, оценивать результаты своего труда, создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: урок – практикум
Формы работы: групповая, парная, коллективная, индивидуально-фронтальная
Оборудование: флипчарт, раздаточный материал.
Ход урока
1.Оргмомент (тренинг, рассаживание)
- Добрый день, ребята!
Тренинг: «Самый внимательный»
Ответьте на вопрос: В какой кабинет вы пришли? - Чистый, большой, тёплый, маленький? (Русского языка)
Начинаем урок русского языка.
Что нужно для урока?
- Учебники, ручки, простые карандаши, линейки, тетради. - Есть? - Сердце, в котором живет любовь, милосердие, смелость. - Стучит? - Голова, в которой скопились знания. - Никто не оставил дома?
2. Вызов
Мотивация
Один из героев комедии Д.И. Фонвизина сдавал экзамен по русскому языку.
Ему задали вопрос: Дверь, какая часть речи?
Митрофан спросил: Котора дверь? Если та, что в чулане стоит, то она существительна. А если эта, он показал на дверь в комнате, то она прилагательна.
На вопрос: Почему так?
Он ответил: В чулане дверь стоит, поэтому она существительна. А эта, он указал на дверь в комнате, прилагательна, т.к. она приложена к косяку.
- В чём был не прав герой произведения?
- Часть речи определяется по вопросу.
- А вы хорошо можете определять части речи?
Задание 1. Распределительный диктант (распределить части речи в три колонки: прилагательное, глагол, существительное, прочие слова)
Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана, состоящая из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, большие и малые впадины, котловины, различающиеся геологическим строением и рельефом. Восточная часть мелкосопочника приподнята по сравнению с западной. Сарыарка образована из осадочных и магматических пород (гранит, порфирит, кварцит) палеозоя.
Вопросы:
- К какому стилю относится текст? (научный)
- как часто вы употребляете причастия в своей речи?
Учитель: причастия в нашей речи встречаются не часто, т.к. это приоритет научной речи.
3)Синтаксическая минутка. Каким членом предложения является причастие?
Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана.
Вывод:
Выпишите причастие + существительное. Определите признаки прилагательного у причастия.
4)Укажите четвёртое «лишнее»
- Лишённый, утренний, весенний, ранний.
- Сражённый, засеянный, прочитанный, мокрый.
- Водить, сражаться, бегущий, радоваться.
5)Работа с тестовым заданием (3 варианта)
6. Рефлексия
Что вы узнали о причастии?
Какие признаки глагола есть у причастия?
Какие признаки прилагательного есть у причастия?
Что было сложным? Трудным?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что было полезным сегодня на уроке?
7. Д/З п. 5,6,7 № 54 или 57. Написать сказку о причастии
8. Комментирование оценок
1в.
1
чёрная ночь
2в.
1
теплый дождь
3в.
1
чернеющая пропасть
2
мокрый снег
2
лаявшая собака
2
темный горизонт
3
болотная вода
3
горячая печь
3
спеющая ягода
4
скошенная трава
4
каменный дом
4
летучая мышь
5
поющие птицы
5
низкие облака
5
утренний туман
6
пожелтевшие листья
6
пахучее молоко
6
желтая рожь
7
молчаливые люди
7
читальный зал
7
растаявший снег
8
смелый боец
8
вспаханное поле
8
горячий напиток
9
тёмный горизонт
9
зеленый дуб
9
смеющийся ребёнок
10
спеющий плод
10
спелое яблоко
10
колючий ёж
11
летучая мышь
11
летящий самолет
11
летний дождь
12
горящий костёр
12
горячий чай
12
горький напиток
Карточка № 1.
Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.
Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый)руку.
…………………………………………………………………………………………………..
Карточка № 2.
Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.
Просклоняйте любые два словосочетания.
Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;
за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.
— Причастие — это «дитя» двух частей речи — прилагательного и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н. М. Шанский считает, что причастие — это часть речи, а другой учёный, Т. М. Баранов, считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.
Мотивация (Высказывания о причастии. Индивид. задание)- Модуль обучение талантливых и одарённых
«Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В.Ломоносов
Что вы можете сказать об интересе к данной части речи на основании этих высказываний?