Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.)
Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
Оборудование: ОСК «Причастие», таблица, сказка, компьютер.
Ход урока
I. План.
- Причастие как особая форма глагола.
- Признаки прилагательного у причастия.
- Признаки глагола у причастия.
- Использование причастий в речи.
II.Лекция с элементами беседы.
Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В. Ломоносов
- Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола
( Инсценировка сказки).
- Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21).
- Оформление алгоритма.
Признаки глагола и прилагательного у причастия
Причастие
Признаки глагола
Признаки прилагательного
- Признак по действию.
- Вид (сов. и несов.)
- Время (наст. и прош.)
- Вопрос (Какой? Какая? Какое?)
- Род.
- Число.
- Падеж.
- Синтаксическая роль.
- Обучающая игра «Суть».
Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?
Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа на поставленный вопрос.
4. Возвратность
5. Переходность.
6. Краткая или полная форма.
5. Использование причастий в речи.
Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
За столом сидят ученики и читают книгу.
Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса
За столом сидят ученики, читающие книгу.
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.
III.Движение темы.
1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.
2. Тренировочные упражнения.
а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия? Определение морфологических признаков.
Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п.
б) Дифференцированное задание.
Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия.
1 в. На «3».
2 в. На «4» и «5».
1 вариант.
1. Укажите причастие.
1. черный
2. чернеет
3. чернеющий
4. черноватый
5. чернея
х
2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».
1. спящий щенок
2. белая мгла
3. зеленый цвет
4. спелая ягода
5. теплый ветер
х
3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».
1. рекомендуемая программа
2. слушающий музыку
3. зажженный фонарь
4. светлое небо
5. собранные грибы
4. Найдите в предложении причастие.
1 2 3 4 5 6 7
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
Ключ:
1
2
3
4
3
1
4
5
2 вариант.
1.Укажите причастие.
1. белый
2. белеет
3. белеющий
4. беловатый
5. белея
х
2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».
1. болотная трава
2. горячая печь
3. спеющая ягода
4. мелкий брод
5. последний лист
6. темный горизонт
х
3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».
1. читающий мальчик
2. читальный зал
3. созревающие зерна
4. скошенная трава
5. каменный дом
6. поющие птицы
х
4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.».
1. вспаханное поле
2. смеющийся ребенок
3. смелый борец
4. горячий напиток
5. горящий костер
6. покрасневший плод
5. Найдите в предложении причастие.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У Чехова был запоминающийся низкий бас с густым металлом, гибкие
11 12 13 14 15 16
интонации, переливающиеся в какой-то лёгкий распев. (М.Громов.)
Ключ:
1
2
3
4
5
3
3
2;5
1;2;5;6
4;12
IV. Подытожим урок.
Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».