Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола"
Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола"
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.)
Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В. Ломоносов
Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола
( Инсценировка сказки).
Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21).
Оформление алгоритма.
Признаки глагола и прилагательного у причастия
Причастие
Признаки глагола
Признаки прилагательного
Признак по действию.
Вид (сов. и несов.)
Время (наст. и прош.)
Вопрос (Какой? Какая? Какое?)
Род.
Число.
Падеж.
Синтаксическая роль.
Обучающая игра «Суть».
Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?
Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа на поставленный вопрос.
4. Возвратность
5. Переходность.
6. Краткая или полная форма.
5. Использование причастий в речи.
Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)
Мы встретили старика, который жилв избе, которая стояла на опушке леса.
За столом сидят ученики и читают книгу.
Мы встретили старика, которыйжил в избе, стоящей на опушке леса
За столом сидят ученики, читающие книгу.
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.
III.Движение темы.
1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.
2. Тренировочные упражнения.
а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия? Определение морфологических признаков.
Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п.
б) Дифференцированное задание.
Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия.
1 в. На «3».
2 в. На «4» и «5».
1 вариант.
1. Укажите причастие.
1. черный
2. чернеет
3. чернеющий
4. черноватый
5. чернея
х
2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».
1. спящий щенок
2. белая мгла
3. зеленый цвет
4. спелая ягода
5. теплый ветер
х
3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».
1. рекомендуемая программа
2. слушающий музыку
3. зажженный фонарь
4. светлое небо
5. собранные грибы
4. Найдите в предложении причастие.
1 2 3 4 5 6 7
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
Ключ:
1
2
3
4
3
1
4
5
2 вариант.
1.Укажите причастие.
1. белый
2. белеет
3. белеющий
4. беловатый
5. белея
х
2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».
1. болотная трава
2. горячая печь
3. спеющая ягода
4. мелкий брод
5. последний лист
6. темный горизонт
х
3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».
1. читающий мальчик
2. читальный зал
3. созревающие зерна
4. скошенная трава
5. каменный дом
6. поющие птицы
х
4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.».
1. вспаханное поле
2. смеющийся ребенок
3. смелый борец
4. горячий напиток
5. горящий костер
6. покрасневший плод
5. Найдите в предложении причастие.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У Чехова был запоминающийся низкий бас с густым металлом, гибкие
11 12 13 14 15 16
интонации, переливающиеся в какой-то лёгкий распев. (М.Громов.)
Ключ:
1
2
3
4
5
3
3
2;5
1;2;5;6
4;12
IV. Подытожим урок.
Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола" »
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.)
Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу .
М.В. Ломоносов
Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола
( Инсценировка сказки).
Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21).
Оформление алгоритма.
Признаки глагола и прилагательного у причастия
Причастие
Признаки глагола
Признаки прилагательного
Признак по действию.
Вид (сов. и несов.)
Время (наст. и прош.)
Вопрос (Какой? Какая? Какое?)
Род.
Число.
Падеж.
Синтаксическая роль.
Обучающая игра «Суть».
Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?
Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа на поставленный вопрос.
4. Возвратность
5. Переходность.
6. Краткая или полная форма.
5. Использование причастий в речи.
Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)
Мы встретили старика, который жилв избе, которая стояла на опушке леса.
За столом сидят ученики и читают книгу.
Мы встретили старика, которыйжил в избе, стоящей на опушке леса
За столом сидят ученики, читающие книгу.
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.
III.Движение темы.
1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.
2. Тренировочные упражнения.
а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия? Определение морфологических признаков.
Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п.
б) Дифференцированное задание.
Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия.
1 в. На «3».
2 в. На «4» и «5».
1 вариант.
1. Укажите причастие.
1. черный
2. чернеет
3. чернеющий
4. черноватый
5. чернея
х
2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».
1. спящий щенок
2. белая мгла
3. зеленый цвет
4. спелая ягода
5. теплый ветер
х
3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».
1. рекомендуемая программа
2. слушающий музыку
3. зажженный фонарь
4. светлое небо
5. собранные грибы
4. Найдите в предложении причастие.
1 2 3 4 5 6 7
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
Ключ:
1
2
3
4
3
1
4
5
2 вариант.
1.Укажите причастие.
1. белый
2. белеет
3. белеющий
4. беловатый
5. белея
х
2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».
1. болотная трава
2. горячая печь
3. спеющая ягода
4. мелкий брод
5. последний лист
6. темный горизонт
х
3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».
1. читающий мальчик
2. читальный зал
3. созревающие зерна
4. скошенная трава
5. каменный дом
6. поющие птицы
х
4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.».
1. вспаханное поле
2. смеющийся ребенок
3. смелый борец
4. горячий напиток
5. горящий костер
6. покрасневший плод
5. Найдите в предложении причастие.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У Чехова был запоминающийся низкий бас с густым металлом, гибкие
11 12 13 14 15 16
интонации, переливающиеся в какой-то лёгкий распев. (М.Громов.)
Ключ:
1
2
3
4
5
3
3
2;5
1;2;5;6
4;12
IV. Подытожим урок.
Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
object(ArrayObject)#876 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}