kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.)

 Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.

Оборудование: ОСК «Причастие», таблица, сказка, компьютер.

Ход урока

I. План.

  1. Причастие как особая форма глагола.
  2. Признаки прилагательного у причастия.
  3. Признаки глагола у причастия.
  4. Использование причастий в речи.

II.Лекция с элементами беседы.

 Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов

  1. Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола

 ( Инсценировка сказки).

  1. Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21).
  2. Оформление алгоритма.

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Причастие

Признаки глагола

Признаки прилагательного

  1. Признак по действию.
  2. Вид (сов. и несов.)
  3. Время (наст. и прош.)
  1. Вопрос (Какой? Какая? Какое?)
  2. Род.
  3. Число.
  4. Падеж.
  5. Синтаксическая роль.

 

  1. Обучающая игра «Суть».

Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?

Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа  на поставленный вопрос.

 

4.   Возвратность

5.   Переходность.

6.   Краткая или полная форма.

5. Использование причастий в речи.

Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)

Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

За столом сидят ученики и читают книгу.

Мы встретили старика, который    жил в избе, стоящей на опушке леса

За столом сидят ученики, читающие книгу.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.

III.Движение темы.

 

1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.

 

2. Тренировочные упражнения.                                                                                       

а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия?  Определение морфологических  признаков.

Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п.

б)  Дифференцированное задание.

Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия.

   1 в. На «3».

   2 в. На «4» и «5».

1 вариант.

 

1. Укажите причастие.

1. черный

2. чернеет

3. чернеющий

4. черноватый

5.  чернея

                                                                                        х

2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».

1.  спящий щенок

2.  белая мгла

3.  зеленый цвет

4.  спелая ягода

5.  теплый ветер

                                                                                             х

3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».

1.  рекомендуемая программа

2.  слушающий музыку

3.  зажженный фонарь

4.  светлое небо

5.  собранные грибы

4. Найдите в предложении причастие.

       1        2      3            4                5               6         7                                                                      

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.

Ключ:

1

2

3

4

3

1

4

5

2 вариант.

1.Укажите причастие.

1. белый

2. белеет

3. белеющий

4. беловатый

5.  белея

                                                                                        х  

2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».

1.  болотная трава

2.  горячая печь

3.  спеющая ягода

4.  мелкий брод

5.  последний лист

6.  темный горизонт

                                                                                            х

3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».

1.  читающий мальчик

2.  читальный зал

3.  созревающие зерна

4.  скошенная трава

5.  каменный дом

6.  поющие птицы

                                                                                          х

4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.».

1. вспаханное поле

2. смеющийся ребенок

3. смелый борец

4. горячий напиток

5. горящий костер

6. покрасневший плод

5.   Найдите в предложении причастие.

 

       1        2        3                   4               5          6   7     8              9                10                                 

У Чехова был запоминающийся низкий  бас с густым металлом, гибкие

                11            12                      13        14         15        16

 интонации, переливающиеся  в какой-то лёгкий  распев. (М.Громов.) 

Ключ:

1

2

3

4

5

3

3

2;5

1;2;5;6

4;12

IV. Подытожим урок.

        Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола" »

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.)


Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.


Оборудование: ОСК «Причастие», таблица, сказка, компьютер.


Ход урока

I. План.

  1. Причастие как особая форма глагола.

  2. Признаки прилагательного у причастия.

  3. Признаки глагола у причастия.

  4. Использование причастий в речи.

II.Лекция с элементами беседы.

Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу .

М.В. Ломоносов

  1. Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола

( Инсценировка сказки).

  1. Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21).

  2. Оформление алгоритма.

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Причастие


Признаки глагола

Признаки прилагательного

  1. Признак по действию.

  2. Вид (сов. и несов.)

  3. Время (наст. и прош.)

  1. Вопрос (Какой? Какая? Какое?)

  2. Род.

  3. Число.

  4. Падеж.

  5. Синтаксическая роль.


  1. Обучающая игра «Суть».

Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?

Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа на поставленный вопрос.


4. Возвратность

5. Переходность.

6. Краткая или полная форма.



5. Использование причастий в речи.

Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)


Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

За столом сидят ученики и читают книгу.

Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса

За столом сидят ученики, читающие книгу.


Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.


III.Движение темы.


1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.


2. Тренировочные упражнения.

а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия? Определение морфологических признаков.

Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п.

б) Дифференцированное задание.

Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия.

1 в. На «3».

2 в. На «4» и «5».



1 вариант.


1. Укажите причастие.

1. черный

2. чернеет

3. чернеющий

4. черноватый

5. чернея

х

2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».

1. спящий щенок

2. белая мгла

3. зеленый цвет

4. спелая ягода

5. теплый ветер

х

3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».

1. рекомендуемая программа

2. слушающий музыку

3. зажженный фонарь

4. светлое небо

5. собранные грибы

4. Найдите в предложении причастие.

1 2 3 4 5 6 7

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.


Ключ:


1

2

3

4

3

1

4

5



2 вариант.

1.Укажите причастие.

1. белый

2. белеет

3. белеющий

4. беловатый

5. белея

х

2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».

1. болотная трава

2. горячая печь

3. спеющая ягода

4. мелкий брод

5. последний лист

6. темный горизонт

х

3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».

1. читающий мальчик

2. читальный зал

3. созревающие зерна

4. скошенная трава

5. каменный дом

6. поющие птицы

х

4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.».

1. вспаханное поле

2. смеющийся ребенок

3. смелый борец

4. горячий напиток

5. горящий костер

6. покрасневший плод


5. Найдите в предложении причастие.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У Чехова был запоминающийся низкий бас с густым металлом, гибкие

11 12 13 14 15 16

интонации, переливающиеся в какой-то лёгкий распев. (М.Громов.)


Ключ:


1

2

3

4

5

3

3

2;5

1;2;5;6

4;12


IV. Подытожим урок.

Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола"

Автор: Хахар Рахме Губаровна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Причастие как особая форма глагола. "
    ["seo_title"] => string(41) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-2"
    ["file_id"] => string(6) "135889"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417001604"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Причастие как особая форма глагола (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(47) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417001662"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Разработка урока русского языка в 10-м классе на тему "Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия". "
    ["seo_title"] => string(145) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-10-m-klassie-na-tiemu-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "190420"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427171117"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка теста по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "201973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429161013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства