Конспект занятия
Тема: «Причастие как особая форма глагола».
1. Актуализация изученного. Целеполагание.
1.1.- Прежде чем сформулировать тему и цель урока, мне хотелось бы обратиться к поэтическим строчкам Д. Кедрина.
- Послушайте и скажите, о ком они? Как вы понимаете их смысл?
- Какие особенности языка стихотворения помогли вам это определить?
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
Это стихотворение о человеке, о его судьбе, её изменчивости; о том, что каждому из нас жизнь даёт испытать сполна радостей и горестей. И сколько бы ни было потерь и неудач, у человека не иссякнет желание начать всё сначала, познать жизнь.
Жизненный путь человека – это поиск, обретение счастья и потеря его, и снова движение вперед. Таков закон жизни, закон природы.
- Какие языковые особенности помогли ему создать философский образ?
Эту философскую мысль автору удалось передать, используя большое количество одиночных причастий и причастных оборотов (много видевший, знавший, всё имевший, всё потерявший, …нашедший вновь, вкус узнавший.., обладающий всем, …боящийся потерять).
- Откуда вам известна эта часть речи?
(Имеем представление о ней из школьной программы по русскому языку).
- Назовите слова в этом стихотворении, которые, на ваш взгляд, являются причастиями.
- Вот об этой части речи пойдет сегодня наш разговор. Запишите тему.
- Определите цель занятия: формирование понятия причастия как особой формы глагола.
- Задачи, способствующие достижению цели, назовем в процессе планирования нашей работы.
1.2. - Начнем с изученного. Обратимся к формулировке темы.
- Какое понятие известно? (понятие о формах глагола).
Задание: составьте логическую цепочку на тему «Формы глагола», используя необходимые из набора морфологических признаков разных частей речи (число, род, падеж, время, наклонение, лицо, спряжение). Добавьте недостающие морфологические признаки. (Составление кластера по теме).
Формы глагола
Наклонение
Изъявительное Повелительное Сослагательное
наст. вр. буд. вр. пр. вр. число число
род – в ед. ч.
лицо, лицо, род -
число число в ед ч.
- Сделайте вывод, что мы имеем в виду, называя понятие «формы глагола» (изменение глагола по наклонениям).
-Как называется в широком смысле изменение глагола по наклонениям? (Спряжение глаголов).
- Как называются формы глагола? (Спрягаемыми).
1.3. Задание:
Найдите примеры форм глагола в предложении. Укажите их, обозначьте способы выражения каждой формы.
На свете много мы таких людей найдем,
Которым всё, кроме себя, постыло
И кои думают,
Лишь мне бы ладно было,
А там весь свет гори огнём.
(И. Крылов)
Найдем – окончание –ём указывает на форму изъяв. н., буд. вр., 3 л., мн. ч.;
постыло – окончание – о указывает на форму изъяв. н., прош. вр., ед. ч., ср. р.;
думают - окончание –ют указывает на форму изъяв. н., наст. вр., 3 л., мн. ч.;
было бы - окончание – о формы прош. времени и частица «бы» указывают на форму сослаг. н., ед. ч., ср. р.;
гори – нулевое окончание и суффикс –и- указывают на форму повелит. н., ед. ч.; в предложении глагол употреблен в значении изъявительного н., будущего сложного вр., 3 л., ед. ч. – «пусть горит».
2. Постановка и решение учебных задач по теме занятия.
2.1. - Итак, нам известны спрягаемые формы глагола. Какой вопрос возникает по теме? Сформулируйте его.
- Почему причастие называют особой формой глагола? Что значит особая форма глагола?
- Достаточно ли известных знаний о формах глагола для ответа на этот вопрос?
- Надо решить определенные языковые задачи, чтобы найти ответ.
-Какие это задачи – вы попробуйте сформулировать после выполнения следующего упражнения.
2.2. Задание.
-Прочитайте стихотворение С. Маршака. Догадайтесь, как оно называется? Запишите. Найдите в нем причастия, установите смысловые связи.
Ландыш.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
С. Маршак.
Лес (какой?) разбуженный; лес (каков?) объят; бубенчики (каковы?) закрыты и плотны; цветок (какой?) спелёнутый, завернутый; в глуши (какой?) нетронутой; цветок (каков?) прохладен, хрупок и душист.
-Итак, с какой частью речи устанавливается смысловая связь причастия? Почему? (С именем существительным, т. к. причастие обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?»).
-Полностью ли определено общее грамматическое значение причастия («обозначает признак предмета») или чего-то не хватает в его формулировке? (Уточним позже).
- Какой образ помогают создать причастия в этом стихотворении? (образ нежного, распускающегося ландыша – вестника весны. Этот образ окрашен трепетным чувством лирического героя).
2.3. - Какие же задачи нам нужно решить, чтобы ответить на главный вопрос? Задачи:
1. усвоить общее грамматическое значение причастия,
2. определить его морфологические признаки, синтаксическую роль;
3. рассмотреть вопрос об образовании причастия.
-Эти задачи мы должны конкретизировать.
-Но прежде обратимся к названию изучаемой части речи – «причастие».
- Каким образом можно объяснить этот термин? (Выполнить разбор слова по составу).
-Выполните морфемный разбор слова «причастие» (окончание – «е [э]», указывает на имя сущ., основа – «причасти[i]», корень – «часть», приставка – «при»).
- Как можно понять этот термин?
Эта часть речи имеет отношение к другим частям, «причастна» к ним.
- К каким? К глаголу, исходя из темы; к прилагательному, судя по смысловым связям с именем существительным.
- Исходя из «причастности» изучаемой части речи к глаголу и прилагательному, давайте уточним основные вопросы для обсуждения по группам.
1. Грамматические связи причастия с глаголом.
2. Грамматические связи причастия с прилагательным.
3. Образование причастий действительного и страдательного залогов.
- Эти вопросы вы будете обсуждать по группам.
- Определяем ответственных за работу групп и вопросы каждой группе.
-Что будет результатом вашей работы? (устный монологический ответ выступающего с презентацией по теме, письменные ответы каждого члена группы).
- Вам также необходимо будет составить упражнение по вашей теме для практической работы.
- В связи с этим вопрос (из области методики формирования грамматических понятий в начальных классах): какие виды упражнений будем подбирать?
(По содержанию: морфологические, орфографические, синтаксические. По характеру умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические, на классификацию).
- Познакомьтесь с критериями оценки работы (приложение 1).
-Каждый из вас должен заполнить оценочный лист, прослушав ответ других групп. Ответственные за работу каждой группы обрабатывают результаты своей группы и сдают сводный оценочный лист.
- Определяем время работы – 20 минут.
2.4. Проверка выполнения групповых заданий. (Представитель каждой группы предлагает презентацию и даёт монологический ответ на тему – приложения 2- 4).
- По теме занятия подготовлено индивидуальное задание – творческий проект – лингвистическая сказка – приложение 5, 6).
- Вопрос к выступающему: «Зачем учителю начальных классов уметь сочинять лингвистические сказки?» (создаются условия для развития познавательного интереса в обучении русскому языку, творческих способностей учащихся).
3. Итог занятия.
3.1. -Какую цель поставили?
-Почему причастие называют особой формой глагола? (Причастие образуется от глагола и обладает его постоянными морфологическими признаками).
-К какой еще части речи «причастно» причастие? В чем это проявляется? (Оно обладает общим грамматическим значением, сходным с прилагательным; непостоянными признаками имени прилагательного и его синтаксической ролью – в полной форме является согласованным определением, в краткой форме – именной частью составного именного сказуемого).
3.2. - Какие этапы формирования языкового понятия «причастие как часть речи» пройдены нами?
1. Анализ языкового материала.
2. Обобщение признаков понятия.
3. Осознание формулировки понятия.
-Актуализируем свои достижения.
3.3. Задание: составьте таблицу – кластер по теме урока.
Причастие – особая форма глагола |
Грамматические связи с глаголом | Грамматические связи с прилагательным |
вид; возвратность; переходность; залог; время; образование от основы глагола; управляет именем существительным | общее грамматическое значение; синтаксическая роль; изменение по падежам, числам, родам (в ед. ч); наличие полной – краткой форм (для страдательных); согласование с именем существительным. |
Неспрягаемая форма глагола
- Сделайте вывод: как по-другому сказать, какой формой является причастие по отношению к глаголу. Почему? Особой, т.е. неспрягаемой, так как нет форм спряжения, изменяется как имя прилагательное.
- Какой следующий этап усвоения языкового понятия нужно пройти? (Конкретизация понятия на новом языковом материале – выполнение упражнений).
-Обменяйтесь упражнениями, составленными каждой группой, для выполнения домашнего задания (приложения 7-9).
3.4.- Проведем рефлексию. Ответьте на вопросы таблицы письменно.
Какими знаниями, умениями владели. | Какие знания, умения формировали. | Вопросы для дальнейшего изучения темы. |
1. Определение понятия спрягаемых форм глагола. 2. Анализ морфологических признаков глагола. 3. Этапы формирования языкового понятия. 4. Виды упражнений по содержанию языкового материала и по характеру умственных операций. | 1. Определение понятия причастия как особой формы глагола. 2. Грамматические связи причастия с глаголом и прилагательным. 3. Залоги причастия. 4. Образование причастий действительного и страдательного залога. | 1.Полный морфологический разбор причастия. 3. Склонение причастий. 2. Правописание орфограмм в суффиксах и окончаниях причастий. 3. Пунктуация в предложениях с определением, выраженным причастным оборотом. |
9