kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Причастие как особая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА                                                                         Описание проекта

  • Название проекта:

Причастие как особая форма глагола

  • Предметная область:

русский язык, методика преподавания русского языка в начальных классах.

  • Участники проекта: студенты 3 курса педагогического колледжа  специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».
  • Цель проекта: формирование понятия причастия как особой формы глагола.
  • Краткое содержание проекта

Студенты  осуществляют  следующие  виды деятельности:

  1. составление схемы-кластера «Спрягаемые формы глагола»,
  2. анализ спрягаемых форм глагола в тексте,
  3. анализ термина, общего грамматического значения и на его основе – роли причастия как средства изобразительности в художественном тексте,
  4. составление монологического ответа и презентации в работе по подгруппам по вопросам проекта:
  • грамматические связи причастия с глаголом,
  • грамматические связи причастия с прилагательным,
  • образование причастий действительного  и страдательного залогов;
  1.  представление индивидуального творческого проекта,
  2.  составление   упражнений по вопросам работы подгрупп,
  3. актуализация изученного по теме – составление таблицы – кластера,
  4. взаимооценка  выполненных видов деятельности,
  5. рефлексия.

 

2) Основа проекта:

  • Содержание, соответствующее образовательному стандарту по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» (специальность «Преподавание в начальных классах»).
  • Раздел: «Формирование грамматических понятий. Части речи».
  • Дидактические и методические задачи  проекта:

Создать условия

  • для формирования компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации; 
  •  формирования грамматических понятий в их взаимосвязи (причастие – глагол, прилагательное;  спрягаемые и неспрягаемые формы глагола);
  • развития монологической речи;
  • совершенствования постижения замысла художественного произведения путём анализа морфологических изобразительных средств;
  • развитие умения анализировать этапы формирования языкового понятия с точки зрения методики  преподавания русского языка в начальных классах;
  • формирования умения интерпретировать научный материал в жанре лингвистической сказки;
  • формирования  критического мышления, навыков работы в команде.

3) Автор  проекта: Попова С. В. - преподаватель русского языка с методикой преподавания в начальных классах Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа КМНС – филиала КГБОУ СПО «ХПК».

Источники информации:

Интернет-ресурсы:

1.http://www dic.academic.ru,

2. www.wikipedia.org.

3. Е. С. Антонова, С.В. Боброва. Методика преподавания русского языка в начальных  классах. М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

4. А. М. Земский. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1986 г.

5. Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 1989 г.

6. С. И. Львова. Уроки словесности. «Дрофа», 1996 г.

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, проектор мультимедиа.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия»

Конспект занятия

Тема: «Причастие как особая форма глагола».


1. Актуализация изученного. Целеполагание.

1.1.- Прежде чем сформулировать тему и цель урока, мне хотелось бы обратиться к поэтическим строчкам Д. Кедрина.

- Послушайте и скажите, о ком они? Как вы понимаете их смысл?

- Какие особенности языка стихотворения помогли вам это определить?


Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Все боящийся потерять.


Это стихотворение о человеке, о его судьбе, её изменчивости; о том, что каждому из нас жизнь даёт испытать сполна радостей и горестей. И сколько бы ни было потерь и неудач, у человека не иссякнет желание начать всё сначала, познать жизнь.

Жизненный путь человека – это поиск, обретение счастья и потеря его, и снова движение вперед. Таков закон жизни, закон природы.

- Какие языковые особенности помогли ему создать философский образ?

Эту философскую мысль автору удалось передать, используя большое количество одиночных причастий и причастных оборотов (много видевший, знавший, всё имевший, всё потерявший, …нашедший вновь, вкус узнавший.., обладающий всем, …боящийся потерять).

- Откуда вам известна эта часть речи?

(Имеем представление о ней из школьной программы по русскому языку).

- Назовите слова в этом стихотворении, которые, на ваш взгляд, являются причастиями.

- Вот об этой части речи пойдет сегодня наш разговор. Запишите тему.

- Определите цель занятия: формирование понятия причастия как особой формы глагола.

- Задачи, способствующие достижению цели, назовем в процессе планирования нашей работы.

1.2. - Начнем с изученного. Обратимся к формулировке темы.

- Какое понятие известно? (понятие о формах глагола).

Задание: составьте логическую цепочку на тему «Формы глагола», используя необходимые из набора морфологических признаков разных частей речи (число, род, падеж, время, наклонение, лицо, спряжение). Добавьте недостающие морфологические признаки. (Составление кластера по теме).


Формы глагола


Наклонение




Изъявительное Повелительное Сослагательное



наст. вр. буд. вр. пр. вр. число число


род – в ед. ч.

лицо, лицо, род -

число число в ед ч.


- Сделайте вывод, что мы имеем в виду, называя понятие «формы глагола» (изменение глагола по наклонениям).

-Как называется в широком смысле изменение глагола по наклонениям? (Спряжение глаголов).

- Как называются формы глагола? (Спрягаемыми).

1.3. Задание:

Найдите примеры форм глагола в предложении. Укажите их, обозначьте способы выражения каждой формы.

На свете много мы таких людей найдем,

Которым всё, кроме себя, постыло

И кои думают,

Лишь мне бы ладно было,

А там весь свет гори огнём.

(И. Крылов)

Найдем – окончание –ём указывает на форму изъяв. н., буд. вр., 3 л., мн. ч.;

постыло – окончание – о указывает на форму изъяв. н., прош. вр., ед. ч., ср. р.;

думают - окончание –ют указывает на форму изъяв. н., наст. вр., 3 л., мн. ч.;

было бы - окончание – о формы прош. времени и частица «бы» указывают на форму сослаг. н., ед. ч., ср. р.;

гори – нулевое окончание и суффикс –и- указывают на форму повелит. н., ед. ч.; в предложении глагол употреблен в значении изъявительного н., будущего сложного вр., 3 л., ед. ч. – «пусть горит».

2. Постановка и решение учебных задач по теме занятия.

2.1. - Итак, нам известны спрягаемые формы глагола. Какой вопрос возникает по теме? Сформулируйте его.

- Почему причастие называют особой формой глагола? Что значит особая форма глагола?

- Достаточно ли известных знаний о формах глагола для ответа на этот вопрос?

- Надо решить определенные языковые задачи, чтобы найти ответ.

-Какие это задачи – вы попробуйте сформулировать после выполнения следующего упражнения.

2.2. Задание.

-Прочитайте стихотворение С. Маршака. Догадайтесь, как оно называется? Запишите. Найдите в нем причастия, установите смысловые связи.

Ландыш.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

С. Маршак.


Лес (какой?) разбуженный; лес (каков?) объят; бубенчики (каковы?) закрыты и плотны; цветок (какой?) спелёнутый, завернутый; в глуши (какой?) нетронутой; цветок (каков?) прохладен, хрупок и душист.

-Итак, с какой частью речи устанавливается смысловая связь причастия? Почему? (С именем существительным, т. к. причастие обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?»).

-Полностью ли определено общее грамматическое значение причастия («обозначает признак предмета») или чего-то не хватает в его формулировке? (Уточним позже).

- Какой образ помогают создать причастия в этом стихотворении? (образ нежного, распускающегося ландыша – вестника весны. Этот образ окрашен трепетным чувством лирического героя).

2.3. - Какие же задачи нам нужно решить, чтобы ответить на главный вопрос? Задачи:

1. усвоить общее грамматическое значение причастия,

2. определить его морфологические признаки, синтаксическую роль;

3. рассмотреть вопрос об образовании причастия.

-Эти задачи мы должны конкретизировать.

-Но прежде обратимся к названию изучаемой части речи – «причастие».

- Каким образом можно объяснить этот термин? (Выполнить разбор слова по составу).

-Выполните морфемный разбор слова «причастие» (окончание – «е [э]», указывает на имя сущ., основа – «причасти[i]», корень – «часть», приставка – «при»).

- Как можно понять этот термин?

Эта часть речи имеет отношение к другим частям, «причастна» к ним.

- К каким? К глаголу, исходя из темы; к прилагательному, судя по смысловым связям с именем существительным.

- Исходя из «причастности» изучаемой части речи к глаголу и прилагательному, давайте уточним основные вопросы для обсуждения по группам.

1. Грамматические связи причастия с глаголом.

2. Грамматические связи причастия с прилагательным.

3. Образование причастий действительного и страдательного залогов.

- Эти вопросы вы будете обсуждать по группам.

- Определяем ответственных за работу групп и вопросы каждой группе.

-Что будет результатом вашей работы? (устный монологический ответ выступающего с презентацией по теме, письменные ответы каждого члена группы).

- Вам также необходимо будет составить упражнение по вашей теме для практической работы.

- В связи с этим вопрос (из области методики формирования грамматических понятий в начальных классах): какие виды упражнений будем подбирать?

(По содержанию: морфологические, орфографические, синтаксические. По характеру умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические, на классификацию).

- Познакомьтесь с критериями оценки работы (приложение 1).

-Каждый из вас должен заполнить оценочный лист, прослушав ответ других групп. Ответственные за работу каждой группы обрабатывают результаты своей группы и сдают сводный оценочный лист.

- Определяем время работы – 20 минут.

2.4. Проверка выполнения групповых заданий. (Представитель каждой группы предлагает презентацию и даёт монологический ответ на тему – приложения 2- 4).

- По теме занятия подготовлено индивидуальное задание – творческий проект – лингвистическая сказка – приложение 5, 6).

- Вопрос к выступающему: «Зачем учителю начальных классов уметь сочинять лингвистические сказки?» (создаются условия для развития познавательного интереса в обучении русскому языку, творческих способностей учащихся).

3. Итог занятия.

3.1. -Какую цель поставили?

-Почему причастие называют особой формой глагола? (Причастие образуется от глагола и обладает его постоянными морфологическими признаками).

-К какой еще части речи «причастно» причастие? В чем это проявляется? (Оно обладает общим грамматическим значением, сходным с прилагательным; непостоянными признаками имени прилагательного и его синтаксической ролью – в полной форме является согласованным определением, в краткой форме – именной частью составного именного сказуемого).

3.2. - Какие этапы формирования языкового понятия «причастие как часть речи» пройдены нами?

1. Анализ языкового материала.

2. Обобщение признаков понятия.

3. Осознание формулировки понятия.

-Актуализируем свои достижения.

3.3. Задание: составьте таблицу – кластер по теме урока.


Причастие – особая форма глагола


Грамматические связи

с глаголом

Грамматические связи с прилагательным


  1. вид;

  2. возвратность;

  3. переходность;

  4. залог;

  5. время;

  6. образование от основы глагола;

  7. управляет именем существительным


  1. общее грамматическое значение;

  2. синтаксическая роль;

  3. изменение по падежам, числам, родам (в ед. ч);

  4. наличие полной – краткой форм (для страдательных);

  5. согласование с именем существительным.


Неспрягаемая форма глагола


- Сделайте вывод: как по-другому сказать, какой формой является причастие по отношению к глаголу. Почему? Особой, т.е. неспрягаемой, так как нет форм спряжения, изменяется как имя прилагательное.

- Какой следующий этап усвоения языкового понятия нужно пройти? (Конкретизация понятия на новом языковом материале – выполнение упражнений).

-Обменяйтесь упражнениями, составленными каждой группой, для выполнения домашнего задания (приложения 7-9).

3.4.- Проведем рефлексию. Ответьте на вопросы таблицы письменно.


Какими знаниями, умениями владели.

Какие знания, умения формировали.

Вопросы для дальнейшего изучения темы.


1. Определение понятия спрягаемых форм глагола.

2. Анализ морфологических признаков глагола.

3. Этапы формирования языкового понятия.

4. Виды упражнений по содержанию языкового материала и по характеру умственных операций.


1. Определение понятия причастия как особой формы глагола.

2. Грамматические связи причастия с глаголом и прилагательным.

3. Залоги причастия.

4. Образование причастий действительного и страдательного залога.


1.Полный морфологический разбор причастия.

3. Склонение причастий.

2. Правописание орфограмм в суффиксах и окончаниях причастий.

3. Пунктуация в предложениях с определением, выраженным причастным оборотом.







9



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Оценочный лист

Группа №


Критерии оценки.


Степень выражения качества:





1.Соответствие содержания ответа теме выступления.


2. Научность, достоверность материала.


3. Соответствие примеров теме.


4. Логичность изложения.


5. Грамотность речи (устной и письменной).


6. Доступность изложения.


7. Соответствие практического задания теме сообщения.


Не выражено

выражено в слабой степени

проявляется в высокой степени

Итог – общее количество баллов



Инструкция.


Оцените каждое из шести качеств ответа по шкале от 0 до 2, где

ноль – «качество не выражено»;

единица – «качество выражено в слабой степени»;

два – «качество проявляется в высокой степени».

Подсчитайте количество баллов.

Укажите номер группы, которую оценивали.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Творческий проект: лингвистическая сказка «Сказочный случай».

Цель: создать связный текст в жанре лингвистической сказки на тему «Причастие как особая форма глагола».

Задачи:

  • усвоение теоретического материала по теме;

  • овладение практическими умениями образования причастий и морфологического разбора причастия как части речи;

  • отбор языкового материала для содержания текста;

  • трансформация научного текста в художественный жанр сказки: обдумывание заголовка, персонажей, сюжета, его специфики и языковых особенностей (с использованием изобразительно-выразительных средств).

Методы: сбор информации, выявление проблем, построение текста - синтез, обобщение.

Подготовила: студентка 631 группы - Мельникова Ксения.

Сказка о причастии:

Есть на свете государство с гордым названием - Русский Язык. Много в нем славных городов: Фонетика, Словообразование, Лексика, Синтаксис... Но речь не о них. Самый богатый город этого государства - Морфология. Живет в нем губернатор Глагол. Лучше него правителя трудно найти: справедливый, внимательный, добрый. И все у него в жизни есть: и слава, и богатство, и молодая распрекрасная жена по имени Прилагательное. Жить бы ему да радоваться. Но есть у него печаль тайная. Не дает Бог детей. И что только они с молодой женой не делали! Не осталось в государстве ни одной доброй колдуньи, к которой бы они не обращались с просьбой помочь своей беде. Но были бессильны добрые колдуньи. Совсем отчаялись Глагол и Прилагательное. Приуныли.

И вот однажды глубокой ночью пробудился губернатор Глагол от того, что кто-то дергал его за большой палец правой руки, которая свесилась с кровати во сне. Открыл губернатор глаза и дивится: на прикроватном коврике сидят странные маленькие бородатые люди и смотрят на него. Он скорей будить свою жену - прилагательное. Пробудилась и она. Взглянула на коврик и ахнула:

- Кто эти гномы?

Вперед вышел самый бородатый из человечков, и вот что он сказал:

- Мы великая семья гномов. Нас прозвали Суффиксами за то, что мы помогаем людям завести детей. Мы услышали, что у вас беда, и поспешили на помощь. Меня зовут Ущ, а еще здесь есть мои родные братья Ющ, Ащ, Ящ, мои двоюродные братья Ом, Ем, Им, мои сыновья Вш и Ш, и мои племянники Нн, Енн, Ённ и Т. Все мы готовы помочь вам. Но и себе взамен кое-что попросим.

- Что же вы хотите? - спросил Глагол.

- Вот наше условие: пусть дитя ваше никогда и никуда не появляется без кого-нибудь из нас. А коли забудет хоть раз про нас - исчезнет тотчас же! - отвечал гном Ущ.

Долго думали добрые супруги, долго советовались. Много просят Суффиксы за свою услугу, но ведь и услуга велика. Наконец решились. И обратился Глагол к Суффиксам с такой речью:

- Будь по-вашему. Хоть и тяжелое ваше условие, выполним мы его. Мы согласны!

И только проговорил он эти слова, гномы исчезли. Подивились Глагол и Прилагательное и вскоре уснули крепким сном...

...Не обманули Суффиксы Глагола. Через некоторое время родилась у супругов дочка, да такая пригожая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Назвали ее Причастие. И у отца, и у матери взяла она их лучшие качества: вид у неё отцовский, время тоже его, а ещё возвратность, да переходность, залог свой тоже от отца приобрела. И в глагол она пошла тем, что научилась управлять подчинёнными их – существительными. А у матери позаимствовала она волшебные способности изменяться по числам, родам и падежам, а также «сокращаться» (быть в краткой форме в страдательном залоге). Научилась у мамы - прилагательного она общаться, то есть согласовываться с существительными и роль синтаксическую приобрела у неё. И никогда не забывает мудрая губернаторская дочка обещания, данного её родителями гномам Суффиксам - всегда берет кого-нибудь из них с собою...

Было это или не было, не знаем, но слышали мы эту сказку от доброй феи и рассказали ее вам всю, ничего не прибавив, ничего не убавив.

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 2»

Тема : « Грамматические связи причастия с глаголом »

Тема : « Грамматические связи причастия с глаголом »

Грамматическое значение.   Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.  Примеры:  Какой?  нарисова нн ый портрет(его нарисовали)  какое?  утих ш ее море(оно утихло)

Грамматическое значение.

  • Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.

Примеры:

Какой?

нарисова нн ый портрет(его нарисовали)

какое?

утих ш ее море(оно утихло)

Имеет вид :   1. Совершенный  Несовершенный  обдумать играть  обдума нн ый игра вш ий  (поступок) (котёнок)

Имеет вид :

1. Совершенный Несовершенный

обдумать играть

обдума нн ый игра вш ий

(поступок) (котёнок)

2. Возвратность   Невозвратность   фонарь,  освеща ющ ий ся  освеща ющ ий  переулок улицу

2. Возвратность Невозвратность

фонарь,

освеща ющ ий ся освеща ющ ий

переулок улицу

3.  Переходность Непереходность  кого? В.п где? Д.п  любящий детей идущий по улице

3. Переходность Непереходность

кого? В.п где? Д.п

любящий детей идущий по улице

Залог  4. Действительный  Страдательный  распусти вш ий ся  рассказа нн ая  цветок (цветок история  распустился) (историю  рассказал)

Залог

4. Действительный Страдательный

распусти вш ий ся рассказа нн ая

цветок (цветок история

распустился) (историю

рассказал)

Имеет формы времени :  5. Настоящее   Прошедшее  отдыха ющ ий отдыха вш ий (человек), (человек),  изуча ем ый изуч енн ый  (предмет) (предмет)

Имеет формы времени :

5. Настоящее Прошедшее

отдыха ющ ий отдыха вш ий (человек), (человек),

изуча ем ый изуч енн ый

(предмет) (предмет)

Образование словосочетаний с существительными в косвенном падеже .  х   (прич +сущ в косв.п.):  прич х после чего? ( Р.п.)  прогуливавшийся после дождя  прич возле чего? (Р.п)  построенный возле дома  гл после чего? (Р.п)  прогуливаться после дождя  гл возле чего? (Р.п)  построить возле дома

Образование словосочетаний с существительными в косвенном падеже .

х

(прич +сущ в косв.п.):

прич х после чего? ( Р.п.)

прогуливавшийся после дождя

прич возле чего? (Р.п)

построенный возле дома

гл после чего? (Р.п)

прогуливаться после дождя

гл возле чего? (Р.п)

построить возле дома

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 3»

Тема : «Грамматические связи причастия с прилагательным».

Тема : «Грамматические связи причастия с прилагательным».

  • Согласование с именем существительным
  • Изменение по падежам, числам, родам (ед.ч.) в полной форме (для страдательных)
  • Наличие полной и краткой формы (для страдательных)
  • Синтаксические функции
Согласование с именем существительным:   Поблескивали лужицы от тающего снега. (согласование в ед.ч., м.р., род. падеже)  Зеленеет облитая палящим солнцем роща. (согласование в ед.ч., ж.р., им. падеже)

Согласование с именем существительным:

Поблескивали лужицы от тающего снега.

(согласование в ед.ч., м.р., род. падеже)

Зеленеет облитая палящим солнцем роща.

(согласование в ед.ч., ж.р., им. падеже)

Изменение по :  1. По падежам (растущий клен): Им.п. Растущий клен Р.п. Растущего клена Д.п. Растущему клену  2. По числам (растущий клен): Растущий клен (ед.ч.) Растущие клены (мн.ч.)  3. По родам (растущий): Растущий клен (м.р. –ий) Растущее дерево (с.р. –ее) Растущая фиалка (ж.р. –ая)

Изменение по :

1. По падежам (растущий клен):

Им.п. Растущий клен

Р.п. Растущего клена

Д.п. Растущему клену

2. По числам (растущий клен):

Растущий клен (ед.ч.)

Растущие клены (мн.ч.)

3. По родам (растущий):

Растущий клен (м.р. –ий)

Растущее дерево (с.р. –ее)

Растущая фиалка (ж.р. –ая)

Наличие полной и краткой формы (для страдательных).  Например: открытый  страд. открыт  прич. открыта изменяются по родам в ед.ч.  пр. вр. открыто  открыты – изменяется по числам Например: хранимый  страд. храним  прич. хранима изменяются по родам в ед.ч. нас. вр. хранимо  хранимы – изменяется по числам

Наличие полной и краткой формы (для страдательных).

Например: открытый

страд. открыт

прич. открыта изменяются по родам в ед.ч.

пр. вр. открыто

открыты – изменяется по числам

Например: хранимый

страд. храним

прич. хранима изменяются по родам в ед.ч.

нас. вр. хранимо

хранимы – изменяется по числам

Синтаксические функции. Потерянная книга нашлась.  Действительные и страдательные причастия (в полной форме) являются согласованным определением.  Книга потеряна.  Краткая форма страдательного причастия является именной частью составного именного сказуемого.  Дом оказался недостроенным.  Полная форма страдательного причастия является именной частью составного именного сказуемого.    Краткая форма страдательного причастия является именной частью составного именного сказуемого

Синтаксические функции.

  • Потерянная книга нашлась.

Действительные и страдательные причастия (в полной форме) являются согласованным определением.

  • Книга потеряна.

Краткая форма страдательного причастия является именной частью составного именного сказуемого.

  • Дом оказался недостроенным.

Полная форма страдательного причастия является именной частью составного именного сказуемого.

Краткая форма страдательного причастия является именной частью составного именного сказуемого

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 4»

Тема: «Образование причастий».

Тема: «Образование причастий».

1. Способы образования действительных, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени .

1. Способы образования действительных, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени .

Действительные Настоящее время От основы глагола настоящего времени 1 спряжения + -ущ-(-ющ-); Страдательные Прошедшее время От основы глагола неопределенной формы + -вш- , -ш-. От основы глагола настоящего времени 1спряжения + -ем-(-ом-); от основы глагола настоящего времени 2 спряжения + -ащ-(-ящ-). От основы глагола неопределенной формы + -енн-, от основы глагола настоящего времени 2 спряжения + -им-. Например: -нн-, -т-. Например: чита ющ ий чита ют (1 спр.);  теря ем ые теря ют (1 спр.);  весел ящ ий ся  весел ят ся (2 спр.). гон им ые гон ят (2 спр.).  Например: танцева вш ая танцева ть; Например: пройд енн ый прой ти; пронес ш ий ся  пронес ти сь . разби т ые разби т ь; нарисова нн ый нарисова ть.

Действительные

Настоящее время

От основы глагола настоящего времени 1 спряжения + -ущ-(-ющ-);

Страдательные

Прошедшее время

От основы глагола неопределенной формы + -вш- , -ш-.

От основы глагола настоящего времени 1спряжения + -ем-(-ом-);

от основы глагола настоящего времени 2 спряжения + -ащ-(-ящ-).

От основы глагола неопределенной формы + -енн-,

от основы глагола настоящего времени 2 спряжения + -им-.

Например:

-нн-, -т-.

Например:

чита ющ ий чита ют (1 спр.);

теря ем ые теря ют (1 спр.);

весел ящ ий ся весел ят ся (2 спр.).

гон им ые гон ят (2 спр.).

Например:

танцева вш ая танцева ть;

Например:

пройд енн ый прой ти;

пронес ш ий ся пронес ти сь .

разби т ые разби т ь;

нарисова нн ый нарисова ть.

2. Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

2. Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Перех.глаголы несов.вида: Глаголы Коли-чество форм Действительные причастия Перех.глаголы сов.вида: решать настоящее время хранить Неперех.глаголы несов. вида: решать прошедшее время реша- ющ - ий Страдательные причастия Неперех.глаголы сов.вида: реша- вш -ий решать Нет расколоть 2 3, реже 4 настоящее время нести хран- ящ -ий решиться Нет колоть храни- вш -ий сидеть нес- ущ -ий реши- вш -ий реша- ем -ый прошедшее время дремать 2 реша- ющ -ийся расколоться нес- ш -ий Нет Нет расколо- вш -ий кол- ющ -ий читать хран- им -ый задремать сид- ящ -ий реша- вш -ийся нес- ом -ый чита- ющ -ий Нет Нет коло- вш -ий реш- ённ -ый чита- вш -ий Нет дремл- ющ -ий 1 Нет сиде- вш -ий расколо- т -ый Нет Нет Нет дрема- вш -ий коло- т -ый читаемый Нет Нет Нет чита- нн -ый Нет реши- вш -ийся Нет Нет Нет расколо- вш -ийся Нет Нет задрема- вш -ий Нет Нет Нет

Перех.глаголы несов.вида:

Глаголы

Коли-чество форм

Действительные причастия

Перех.глаголы сов.вида:

решать

настоящее время

хранить

Неперех.глаголы несов. вида:

решать

прошедшее время

реша- ющ - ий

Страдательные причастия

Неперех.глаголы сов.вида:

реша- вш -ий

решать

Нет

расколоть

2

3, реже 4

настоящее время

нести

хран- ящ -ий

решиться

Нет

колоть

храни- вш -ий

сидеть

нес- ущ -ий

реши- вш -ий

реша- ем -ый

прошедшее время

дремать

2

реша- ющ -ийся

расколоться

нес- ш -ий

Нет

Нет

расколо- вш -ий

кол- ющ -ий

читать

хран- им -ый

задремать

сид- ящ -ий

реша- вш -ийся

нес- ом -ый

чита- ющ -ий

Нет

Нет

коло- вш -ий

реш- ённ -ый

чита- вш -ий

Нет

дремл- ющ -ий

1

Нет

сиде- вш -ий

расколо- т -ый

Нет

Нет

Нет

дрема- вш -ий

коло- т -ый

читаемый

Нет

Нет

Нет

чита- нн -ый

Нет

реши- вш -ийся

Нет

Нет

Нет

расколо- вш -ийся

Нет

Нет

задрема- вш -ий

Нет

Нет

Нет

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 6»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Лингвистическая сказка. «Сказочный случай». Цель: создать связный текст в жанре лингвистической сказки на тему «Причастие как особая форма глагола». Задачи: усвоение теоретического материала по теме; овладение практическими умениями образования причастий и морфологического разбора причастия как части речи; отбор языкового материала для содержания текста; трансформация научного текста в художественный жанр сказки: обдумывание заголовка, персонажей, сюжета, его специфики и языковых особенностей (с использованием изобразительно-выразительных средств). Методы: сбор информации, выявление проблемы, при построении текста - синтез, обобщение. Подготовила : студентка 631 группы Мельникова Ксения.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Лингвистическая сказка.

«Сказочный случай».

Цель: создать связный текст в жанре лингвистической сказки на тему «Причастие как особая форма глагола».

Задачи:

  • усвоение теоретического материала по теме;
  • овладение практическими умениями образования причастий и морфологического разбора причастия как части речи;
  • отбор языкового материала для содержания текста;
  • трансформация научного текста в художественный жанр сказки: обдумывание заголовка, персонажей, сюжета, его специфики и языковых особенностей (с использованием изобразительно-выразительных средств).

Методы: сбор информации, выявление проблемы, при построении текста - синтез, обобщение.

Подготовила : студентка 631 группы

Мельникова Ксения.

Фонетика Словообразование Морфология Русский язык Синтаксис Лексика

Фонетика

Словообразование

Морфология

Русский язык

Синтаксис

Лексика

Глагол Прилагательное

Глагол

Прилагательное

УЩ

УЩ

ЯЩ ЮЩ АЩ

ЯЩ

ЮЩ

АЩ

ИМ ОМ ЕМ

ИМ

ОМ

ЕМ

ВШ Ш

ВШ

Ш

ЕНН НН Т ЁНН

ЕНН

НН

Т

ЁНН

Причастие

Причастие

Глагол Прилагательное Причастие

Глагол

Прилагательное

Причастие

  • Вид;
  • Возвратность;
  • Переходность;
  • Залог;
  • Время;
  • Управляет именем существительным;
  • Образовано от глагола.
  • Грамматическое значение;
  • Согласование с именем существительным;
  • Изменяется по числам, родам, падежам;
  • Наличие полной и краткой формы;
  • Синтаксическая роль.
Конец!

Конец!

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 7»

Тема: «Грамматические связи причастия с глаголом». Задание:  1. Выпишите из предложений словосочетания по схеме:  имя существительное + причастие, разделив на две группы: с действительными причастиями и со страдательными причастиями, определите вид и переходность. 2. Укажите неопределённую форму глагола, от которого образовано каждое причастие. 3. Объясните правописание гласных в суффиксах причастий.  1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл ... мые ветром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ ... щим румянцем отразилось. 3) На мысли, дыш ... щие силой, как бисер, нижутся слова. 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу … щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле ... щих берёз. 5) После чёрного подземелья необычно ярким кажется отражённый снегами, реж ... щий глаза свет. 6) Добыва ... мый уголь льётся непрерывным потоком, грохоч ... щим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля.

Тема: «Грамматические связи причастия с глаголом».

Задание:

1. Выпишите из предложений словосочетания по схеме:

имя существительное + причастие, разделив на две группы: с действительными

причастиями и со страдательными причастиями, определите вид и переходность.

2. Укажите неопределённую форму глагола, от которого образовано каждое причастие.

3. Объясните правописание гласных в суффиксах причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл ... мые ветром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ ... щим румянцем отразилось. 3) На мысли, дыш ... щие силой, как бисер, нижутся слова. 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу … щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле ... щих берёз. 5) После чёрного подземелья необычно ярким кажется отражённый снегами, реж ... щий глаза свет. 6) Добыва ... мый уголь льётся непрерывным потоком, грохоч ... щим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля.

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 8»

Связи причастия с прилагательным.

Связи причастия с прилагательным.

  • Запишите предложения, согласуя причастия с именами существительными.
  • Определите непостоянные признаки и синтаксическую роль причастий.
  • Объясните знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Мы выходим на лёд, покрытый уже ( исслеженный ) снегом, ступаем на берег. Скользя по ( осыпающийся ) камням, поднимаюсь на высокую насыпь, ( протянувшийся ) вдоль ( открытый, голый ) берега. Поправив за спиной ружьё, застегнув плотно куртку, борясь с ( дующий ) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою ( свалившийся ) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край ( нависший ) тучи. Чуждый ( окружающий ) миру, маячит в снеговой дымке «Седов».

Мы выходим на лёд, покрытый уже ( исслеженный ) снегом, ступаем на берег. Скользя по ( осыпающийся ) камням, поднимаюсь на высокую насыпь, ( протянувшийся ) вдоль ( открытый, голый ) берега. Поправив за спиной ружьё, застегнув плотно куртку, борясь с ( дующий ) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою ( свалившийся ) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край ( нависший ) тучи. Чуждый ( окружающий ) миру, маячит в снеговой дымке «Седов».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Причастие как особая форма глагола"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "203418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429470994"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(39) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "114432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411487949"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-v-7-klassie-na-tiemu-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "191923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384339"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Открытый урок по русскому языку "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "187713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426569343"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "163624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства