kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастие и рабочая тетрадь

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ  ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ  КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. МОРФОЛОГИЯ.ПРИЧАСТИЕ.

                                     ПРИЧАСТИЕ

Причастие (есімше)- особая форма глагола,которая обозначает  признак предмета (затты? сыны) по действию (іс-?рекетіне ?арай) и отвечает на вопросы какой?,какая?,какое?,какие?.

Форм будущего времени причастия не имеют.

 Н а ч а л ь н а я  форма причастия (есімшені? бастап?ы т?рі)- именительный падеж единственного числа мужского рода.

Причастие похоже на глагол: образуется от глагола и на имя прилагательное:склоняется, как имя прилагательное,отвечает на вопросы какой? и т.д.

     ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

 Д е й с т в и т е л ь н ы е  причастия обозначают признак того предмета,который сам производит действие.

 

Действительные причастия

Страдательные причастия

настоящего времени

прошедшего времени

настоящего времени

прошедшед-шего времени

Вдруг на яркой полосе,пересека-ющей пол,промельк-нула тень

(М.Лермонтов).

В сенях она опрокинула чайник и свечу,стоя-вшую на полу

(М.Лермонтов).

Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый

(М.Лермонтов).

Голова Машука дымилась,как загашенный факел

(М.Лермон-тов).

 

С т р а д а т е л ь н ы е  причастия обозначают признак того предмета,который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

 

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

   

Д е й с т в и т е л ь н ы е  причастия  н а с т о я щ е г о 

 в р е м е н и   образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов  -ущ- (-ющ-) для  глаголов 1-го  спряжения,-ащ- (-ящ-) для глоголов 2-го  спряжения.

Например, играют-играющий,пишут-пишущий,

строят-строящий,кричат-кричащий.

Д е й с т в и т е л ь н ы е  причастия  п р о ш е д ш е г о

  в р е м е н и  образуются от основы неопределённой формы глагола или основы прошедшего времени глагола (которые чаще всего совпадают) при помощи суффиксов   -вш- (от глаголов с основой на гласный) и –ш-  (от глаголов с основой на согласный).

Например, читать-читал-читавший;смеяться-смеялся-смеявшийся;замёрзнуть-замёрз-замёрзший.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

 

С т р а д а т е л ь н ы е   причастия  н а с т о я щ е г о

   в р е м е н и   образуются от основы настоящего времени переходных  глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ем-(-ом-) (от глаголов 1-го спряжения) и –им- (от глаголов 2-го спряжения).

 Например, склонять-склоняют-склоняемый; вести-ведут-ведомый; видеть-видят-видимый.

С т р а д а т е л ь н ы е   причастия  п р о ш е д ш е г о

 в р е м е н и  образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов   -нн-,-енн-(-ённ-) и –т-.

При помощи суффикса –нн- причастия образуются только от основ глаголов на –ать(-ять).

Например, засеять-засеянный,замешать-замешанный,разбросать-разбросанный.

 

 

                   КРАТКИЕ  СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

С т р а д а т е л ь н ы е   причастия  имеют  п о л н у ю (толымды)  и   к р а т к у ю (?ыс?а)  ф о р м у  :

Например,накрахмаленной,украшенной,приклеенные- страдательные причастия в полной форме, в предложении они являются согласованными определениями и пишутся с двумя н.

Приклеена,украшена,накрахмалена- страдательные причастия в краткой форме, в предложении они являются сказуемыми и пишутся с одной буквой н.

Следует правильно произносить:

Взять-взятый-взят-взята-взято-взяты,внести-внесённый-внесён-внесена-внесено-внесены.

 Причастный оборот-это причастие с зависимыми словами.    

Причастный оборот обособляется, если находится после определяемого слова.

Например,На столе лежало письмо,написанное внуком.-определяемое слово письмо.

Причастный оборот не обособляется, если относится к личному местоимению или находится после определяемого слова.

Например,Написанное внуком письмо лежало на столе.-определяемое слово письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь учеников по разделу

 «Морфология. Причастие»

Морфология: причастие.

Задание №1

Определить виды причастий по суффиксам.

-ащ-,-ящ-,

-ущ-,-ющ-

-енн- (-енн-),

-нн-,-т-

-вш-,-ш-

-ом-,-ем-,-им-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

Образовать от глаголов причастия.

Глаголы

Причастия

Успокоиться

 

Пробудиться

 

Решить

 

Взволновать

 

Засыпать

 

Укрепить

 

Защищать

 

Утомить

 

Просить

 

Вспахать

 

Закончить

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Задание №3

                         Образовать краткие формы причастий.

 

Страдатель-ные причастия прошедшего времени

Краткие причастия

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

Затопленный

 

 

 

 

Удивленный

 

 

 

 

Закрытый

 

 

 

 

Развешанный

 

 

 

 

Погашенный

 

 

 

 

Оцененный

 

 

 

 

Увиденный

 

 

 

 

Поведенный

 

 

 

 

Запрещенный

 

 

 

 

Задание №4

Поставить ударение на словах.

Взят, взята, взято, взяты; начат, начата,начато,начаты;внесен, внесена,

внесено,внесены; добыт, добыта, добыто,добыты;загнут,загнута,загнуто,загнуты; задан,задана,задано,заданы;издан,издана,издано,изданы;отдан,

отдана,отдано,отданы;

занят,занята,занято,заняты.

Задание №5

Определить синтаксическую роль причастий.

 

Спектакль окончен. Оконченный спектакль.Написанное сочинение. Сочинение написано.Человек рожден.Пройденный путь.Окно окрашено.Накрахмаленная рубашка.Сплетенная корзина.Исправленная ошибка.

Задание №6

Вставить пропущенные буквы страдательных причастий.

Вед..мый,вид..мый,слыш..мый,нос...мый, руковод..мый,невозмут...мый, необозр..мый,завис...мый,достиж...мый,управля...мый.

 

 

Задание №7

Перевод.

На русском языке

На казахском языке

Загнанный

 

Изданный

 

Отданный

 

 

Ж?рілген

 

                        Айтыл?ан

 

?сірілген

Загнутый

 

Добытый

 

Укрепленный

 

 

Орыл?ан

 

Мада?тал?ан

 

Жа?алан?ан

Замерзший

 

Помогший

 

Приспособленный

 

 

К?рінген

 

Ме?герген

 

Ая?тал?ан

 

Же?ілген

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастие и рабочая тетрадь »

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. МОРФОЛОГИЯ.ПРИЧАСТИЕ.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие (есімше)- особая форма глагола,которая обозначает признак предмета (заттың сыны) по действию (іс-әрекетіне қарай) и отвечает на вопросы какой?,какая?,какое?,какие?.

Форм будущего времени причастия не имеют.

Н а ч а л ь н а я форма причастия (есімшенің бастапқы түрі)- именительный падеж единственного числа мужского рода.

Причастие похоже на глагол: образуется от глагола и на имя прилагательное:склоняется, как имя прилагательное,отвечает на вопросы какой? и т.д.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Д е й с т в и т е л ь н ы е причастия обозначают признак того предмета,который сам производит действие.


Действительные причастия

Страдательные причастия

настоящего времени

прошедшего времени

настоящего времени

прошедшед-шего времени

Вдруг на яркой полосе,пересека-ющей пол,промельк-нула тень

(М.Лермонтов).

В сенях она опрокинула чайник и свечу,стоя-вшую на полу

(М.Лермонтов).

Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый

(М.Лермонтов).

Голова Машука дымилась,как загашенный факел

(М.Лермон-тов).


С т р а д а т е л ь н ы е причастия обозначают признак того предмета,который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.




ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Д е й с т в и т е л ь н ы е причастия н а с т о я щ е г о

в р е м е н и образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для глаголов 1-го спряжения,-ащ- (-ящ-) для глоголов 2-го спряжения.

Например, играют-играющий,пишут-пишущий,

строят-строящий,кричат-кричащий.

Д е й с т в и т е л ь н ы е причастия п р о ш е д ш е г о

в р е м е н и образуются от основы неопределённой формы глагола или основы прошедшего времени глагола (которые чаще всего совпадают) при помощи суффиксов -вш- (от глаголов с основой на гласный) и –ш- (от глаголов с основой на согласный).

Например, читать-читал-читавший;смеяться-смеялся-смеявшийся;замёрзнуть-замёрз-замёрзший.



ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ


С т р а д а т е л ь н ы е причастия н а с т о я щ е г о

в р е м е н и образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ем-(-ом-) (от глаголов 1-го спряжения) и –им- (от глаголов 2-го спряжения).

Например, склонять-склоняют-склоняемый; вести-ведут-ведомый; видеть-видят-видимый.

С т р а д а т е л ь н ы е причастия п р о ш е д ш е г о

в р е м е н и образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-,-енн-(-ённ-) и –т-.

При помощи суффикса –нн- причастия образуются только от основ глаголов на –ать(-ять).

Например, засеять-засеянный,замешать-замешанный,разбросать-разбросанный.



КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

С т р а д а т е л ь н ы е причастия имеют п о л н у ю (толымды) и к р а т к у ю (қысқа) ф о р м у :

Например,накрахмаленной,украшенной,приклеенные- страдательные причастия в полной форме, в предложении они являются согласованными определениями и пишутся с двумя н.

Приклеена,украшена,накрахмалена- страдательные причастия в краткой форме, в предложении они являются сказуемыми и пишутся с одной буквой н.

Следует правильно произносить:

Взять-взятый-взят-взята-взято-взяты,внести-внесённый-внесён-внесена-внесено-внесены.

Причастный оборот-это причастие с зависимыми словами.

Причастный оборот обособляется, если находится после определяемого слова.

Например,На столе лежало письмо,написанное внуком.-определяемое слово письмо.

Причастный оборот не обособляется, если относится к личному местоимению или находится после определяемого слова.

Например,Написанное внуком письмо лежало на столе.-определяемое слово письмо.















Рабочая тетрадь учеников по разделу

«Морфология. Причастие»

Морфология: причастие.

Задание №1

Определить виды причастий по суффиксам.

-ащ-,-ящ-,

-ущ-,-ющ-

-енн- (-енн-),

-нн-,-т-

-вш-,-ш-

-ом-,-ем-,-им-


















Задание №2

Образовать от глаголов причастия.

Глаголы

Причастия

Успокоиться


Пробудиться


Решить


Взволновать


Засыпать


Укрепить


Защищать


Утомить


Просить


Вспахать


Закончить














Задание №3

Образовать краткие формы причастий.


Страдатель-ные причастия прошедшего времени

Краткие причастия

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

Затопленный





Удивленный





Закрытый





Развешанный





Погашенный





Оцененный





Увиденный





Поведенный





Запрещенный





Задание №4

Поставить ударение на словах.

Взят, взята, взято, взяты; начат, начата,начато,начаты;внесен, внесена,

внесено,внесены; добыт, добыта, добыто,добыты;загнут,загнута,загнуто,загнуты; задан,задана,задано,заданы;издан,издана,издано,изданы;отдан,

отдана,отдано,отданы;

занят,занята,занято,заняты.

Задание №5

Определить синтаксическую роль причастий.


Спектакль окончен. Оконченный спектакль.Написанное сочинение. Сочинение написано.Человек рожден.Пройденный путь.Окно окрашено.Накрахмаленная рубашка.Сплетенная корзина.Исправленная ошибка.

Задание №6

Вставить пропущенные буквы страдательных причастий.

Вед..мый,вид..мый,слыш..мый,нос...мый, руковод..мый,невозмут...мый, необозр..мый,завис...мый,достиж...мый,управля...мый.



Задание №7

Перевод.

На русском языке

На казахском языке

Загнанный


Изданный


Отданный



Жүрілген


Айтылған


Өсірілген

Загнутый


Добытый


Укрепленный



Орылған


Мадақталған


Жаңаланған

Замерзший


Помогший


Приспособленный



Көрінген


Меңгерген


Аяқталған


Жеңілген



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Причастие и рабочая тетрадь

Автор: Каратаева Джайдаркул

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Определение и рабочая тетрадь "
    ["seo_title"] => string(35) "opriedielieniie-i-rabochaia-tietrad"
    ["file_id"] => string(6) "150638"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420538958"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Календарно-тематическое планирование уроков английского языка в 9 классе к УМК Афанасьева О.В."
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_urokov_angliiskogo_iazyka_v_9_klasse_k_umk"
    ["file_id"] => string(6) "615124"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1665938707"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "причастие 10 кл "
    ["seo_title"] => string(17) "prichastiie-10-kl"
    ["file_id"] => string(6) "208345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430787466"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:  «Деепричастие. Деепричастный оборот» "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-dieieprichastiie-dieieprichastnyi-oborot"
    ["file_id"] => string(6) "166003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422894089"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства