1.Замените придаточные предложения причастными оборотами. Обозначьте действительные и страдательные причастия.
Люди, которые борются за мир. Самолет, который летит в небе. Птицы, которые улетают на юг. Дом, которые построили рабочие. Фильм, который увидели ребята. Мальчики, которые играют в футбол. Художник, который рисует картину. Дерево, который посадил брат.
2.Определите разряды причастий. Объясните знаки препинания при причастном обороте
Снег, засыпавший дорогу, блестел на солнце.- Дорога, засыпанная снегом, уходила вдаль. Рабочие, разгружающие вагон, старались выполнить работу к сроку. Вагоны, разгруженные рабочими, стояли на станции. Дети, посадившие сад, гордились своей работой. Сад, посаженный детьми, зацвел весной. Фонари, освещающие улицу, были неяркими. Улица, освещенная фонарями, была нам знакома.
3.От глаголов прошедшего времени образуйте краткие страдательные причастия. Подчеркните как член предложения.
Шестиклассник украсили классную комнату. Девочка побелила стены коридора. Зрители посмотрели новый фильм. Учитель проверил наши тетради. Нашу школу наградили Почетной грамотой.
4.Расставьте запятые при причастных оборотах. Укажите род, число, падеж причастий.
Вдруг я заметил двух птиц летевших к водопаду.2.Ржавые большие листья шелестели колеблемые ветром.3.Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра.4.Шум гудящий над головой усиливался.5.Березы окружавшие площадку сразу выдвинулись вперед.6.Хозяйка прошла в небольшую комнату уставленную старинной мебелью.7.Пушкин первый дал нам прекрасные стихи написанные на родном языке.
Подведение итогов
Д/з повторить изученное о причастии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮТМИиТ г. ЮРГИ»
УРОК ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
10 КЛАСС
Составитель: Е.Ю. Таран,
учитель русского языка
и литературы
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЮРГА
2015
Цель: формирование у учащихся умений и навыков, предусмотренных данной темой, подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи:
Образовательные: закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий, овладение приёмами различения действительных и страдательных причастий и прилагательных, научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда, экономного расхода времени.
Тип урока: повторение изученного в предыдущих классах.
Форма урока: практика в процессе деятельности, урок – диалог, показ (демонстрация).
Опорные понятия, термины:
- причастие;
- действительные и страдательные причастия;
- суффиксы причастий;
- орфограмма.
Формы контроля:
- групповой контроль;
- фронтальный контроль;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с тестами и заданиями, демонстрационные таблицы.
Ход урока
Оформление урока. (Слайд №1).
1. Организационный момент. Мотивация. (Слайд №2).
- Ребята, посмотрите в окно. Какой сегодня прелестный день! Погода настраивает на позитивное рабочее настроение. Приглядитесь внимательно, и вы увидите всю прелесть и неповторимость зимнего дня. В воздухе слышим пение птиц. Подует ветерок, чуть надломит ветку и опять утихнет, словно прислушивается к чему-то. И самое интересное, что в этом году зима не забывает нас радовать хорошей погодой.
Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы вы сегодня качественно поработали и показали свои знания по данной теме, при ответах были последовательны, логичны. Вдохните в себя свежесть белого снега, тепло солнечных лучей. Вперед в мир знаний!
2.Подготовка к теме урока. Актуализация знаний.
А)Работа с глаголами.
- Вы уже обратили внимание на слова, оформленные на слайде.
настраива..т
увид..те
слыш..м
надлом…т
не забыва…т
- К какой части речи относятся данные слова? (глаголы). – Какие задания можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы, определить грамматические признаки слов и др.)
- Вставим пропущенные буквы и объясним свой выбор. (Используются сигнальные карточки И-Е). –Слова какой части речи можно образовать от данных слов? (причастия).
(Дети устно образовывают от каждого глагола все виды причастий).
Б) Орфографическая минутка. Подготовка к ЕГЭ.
Слайд №3.На слайде появляются слова:
настраива..мый
увид…нный
слыш…мый
надломл…нный
незабыва…мый
Задание ЕГЭ №11:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. (слышимый).
- По каким признакам вы это определили? (причастие слышимый образовано от глагола слышать – это глагол II спряжения).
В) Подготовка к самостоятельному выводу.
- Что объединяет данные слова? (все слова являются причастиями, во всех словах пропущены гласные в суффиксах причастий).
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание суффиксов причастий).
Г) Слайд №4. Записать число, тему урока, познакомиться с целью и задачами урока:
Цель:формирование умений и навыков, предусмотренных данной темой.
Задачи:
- закрепить знания о грамматических признаках причастия, сходных с грамматическими признаками глагола и прилагательного;
- сформировать умения находить причастия в тексте, различать лексико-грамматические разряды;
- развить умение работать самостоятельно и в парах, вырабатывать навыки само- и взаимоконтроля.
3.Работа по теме урока.
- Давайте вспомним все, что мы знаем о причастии и составим автобиографию одного из причастий.
А) Слайд №5. Составление «Автобиографии причастия» надломленную. Работа в группах.
Автобиография причастия
(Работа с бланком, образец которого лежит на парте каждой группы).
Я, причастие надломленный, обозначаю признак предмета по действию , происхожу из семьи частей речи: прилагательного и глагола. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: вид, время. Я – причастие прошедшего времени, совершенного вида. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой?”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме женского рода, винительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль определения.
(Каждая группа зачитывает свои тексты, другие группы делают замечания, корректируют, оценивают. После этого на слайде появляется подсказка для самопроверки).
Учащиеся работают с карточками, после расстановки ударений меняются карточками с соседом, происходит взаимопроверка и оценка).
Слайд №8. Подсказка для проверки.
Слайд №9. Критерии оценки.
В)Нахождение причастий.
- Найдите среди слов причастия.
Слайд №10. ИЗБАЛОВАННЫЙ, ПРИНЯВШИЙ.
- Докажите, что это причастия.(Отвечают на вопросы
Какой? Что сделанный? Что сделавший?, м.р., ед.ч., им. пад., сов. вид., пр. вр.).
- Чем эти причастия отличаются друг от друга по формальному показателю? (Суффикс –вш- действительного причастия, суффикс –нн- страдательного причастия).
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных? (действительные причастия обозначают такой признак, который сам совершает действие, страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета).
Г) Слайд №11. Чтение таблицы и составление высказывания о суффиксах причастий.
- Вот мы и вплотную подошли к теме нашего урока. (Учащиеся рассказывают о суффиксах действительных и страдательных причастий,комментируют таблицу «Суффиксы причастий».
4.Первичное закрепление нового материала.
А) Работа с текстом на слайде.
(Учащиеся работают в группах по 4 человека).
От данных глаголов образовать действительные и страдательные причастия, выбрав для образования подходящие суффиксы.
Слайд №11. Есть такая наука- ср..внительное язык..знание. Сп..циалистам, (ис(?)ледовать) какой(либо) язык и (сравнивать) его с другими,( не)легко обнаружить родстве..ые ему языки и определить,к какой груп( ?)е языков пр..надлежит (инт..ресовать ) их язык. Ученые пытают(?)ся определить происх..ждение (изучать) ими языка ,а следовательно ,и (говорить) на нем людей.(Из энциклопедии.)
(Учащиеся в тетрадях записывают отредактированный текст, зачитывают его, проверяют.Учащиеся устно с места объясняют правописание суффиксов причастий, производят самооценку).
Слайд №13. Текст для самопроверки.
Слайд №14. Выбор суффиксов причастий.
Б) Отработка вариантов ЕГЭ. Работа в парах.
Слайд №15. 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Никитина есть некоторая упроще(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
1) 1
2) 2
3) 1, 2
4) 1, 2, 3
Слайд №16. 2. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?
1. дремл...щая собака; зерна перемел...тся
2. стел...щееся растение; стадо гон..т
3. они ненавид...т; они кол...т лед
4. самокле...щиеся обои; терп...щий бедствие
Слайд №17. 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)догон..шь,озадач..вший
2)разбуд..шь,омыва..мый
3)беспоко..шься ,подстрел..нный
4)шепч..шься, расчист..вший.
(Учащиеся в тетрадях указывают варианты правильных ответов, потом меняются тетрадями и проверяют друг друга. Объясняют друг другу ошибки).
Слайд №18. Самопроверка.
5.Вторичное закрепление материала.
Тренажер (тесты по типу ЕГЭ).
(Работа в группах по четыре человека. Группа выполняет семь тестов на слайде, обсуждая совместно варианты ответов, выполняет проверку (ответы на слайде), представитель откаждой группы объясняет ошибочные ответы).
Слайд №19. 1.В каком ряду все слова являются причастиями? Назовите суффиксы причастий(В).
А) Слайд №34. Игра «Редактор». Восстанови предложения, добавив причастия.
1)Он прополз через частокол в сад, влез на дерево, ……. Ветвями, ………. В самую крышу дома. 2)Бедная старушка, …….. последней надежды, уныло поплелась в хату. 3)Крик ……… в стороне тучи диких гусей отдавался в дальнем озере. 4)Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, ……… спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол , ………… двор.
Слова для справок: упиравшийся, наполненный, лишенный, окружавший, раскинувшийся, двигавшийся.
(Учащиеся редактируют текст, вставляя в него подходящие по смыслу причастия, сверяют со слайдом, выделяют суффиксы и объясняют их правописание).
Слайд № 35. Самопроверка.
7. Подведение итогов урока.
А) Итоговый тест.
I вариант
1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:
Игра «Редактор». Восстанови предложения, добавив причастия.
1)Он прополз через частокол в сад, влез на дерево, ……. ветвями, ………. в самую крышу дома. 2)Бедная старушка , …….. последней надежды, уныло поплелась в хату. 3)Крик ……… в стороне тучи диких гусей отдавался в дальнем озере. 4)Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, ……… спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол , ………… двор.
Слова для справок:упиравшийся, наполненный, лишенный, окружавший, раскинувшийся, двигавшийся.
Игра «Редактор». Восстанови предложения, добавив причастия.
1)Он прополз через частокол в сад, влез на дерево, ……. ветвями, ………. в самую крышу дома. 2)Бедная старушка , …….. последней надежды, уныло поплелась в хату. 3)Крик ……… в стороне тучи диких гусей отдавался в дальнем озере. 4)Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, ……… спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол , ………… двор.
Слова для справок:упиравшийся, наполненный, лишенный, окружавший, раскинувшийся, двигавшийся.
Игра «Редактор». Восстанови предложения, добавив причастия.
1)Он прополз через частокол в сад, влез на дерево, ……. ветвями, ………. в самую крышу дома. 2)Бедная старушка , …….. последней надежды, уныло поплелась в хату. 3)Крик ……… в стороне тучи диких гусей отдавался в дальнем озере. 4)Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, ……… спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол , ………… двор.
Слова для справок:упиравшийся, наполненный, лишенный, окружавший, раскинувшийся, двигавшийся.
Игра «Редактор». Восстанови предложения, добавив причастия.
1)Он прополз через частокол в сад, влез на дерево, ……. ветвями, ………. в самую крышу дома. 2)Бедная старушка , …….. последней надежды, уныло поплелась в хату. 3)Крик ……… в стороне тучи диких гусей отдавался в дальнем озере. 4)Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, ……… спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол , ………… двор.
Слова для справок:упиравшийся, наполненный, лишенный, окружавший, раскинувшийся, двигавшийся.
Итоговый тест. I вариант
1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Никитина есть некоторая упроще(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
1) 1
2) 2
3) 1, 2
4) 1, 2, 3
2. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?
1. дремл...щая собака; зерна перемел...тся
2. стел...щееся растение; стадо гон..т
3. они ненавид...т; они кол...т лед
4. самокле...щиеся обои; терп...щий бедствие
3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?