kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение и рабочая тетрадь

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ  ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ  КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. СИНТАКСИС.ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

      Определение (аны?тауыш)-это второстепенный член предложения (т?рлаусыз с?йлем м?шесі), который обозначает признак (сын)-вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? (?андай?) и принадлежность (меншік) предмета,вопросы: чей?, чья?, чье?, чьи? (?ай?), подчеркивается волнистой чертой (ирек немесе тол?ынды сызы?).

Виды определения:

-согласованное (?иысатын)-связываются с существительным в роде, числе и падеже (белая кофта);

-несогласованное (?иыспайтын)-согласуется с существительным по способу управления (кофта белого цвета);

 

              Способы выражения определений

Вид опреде-ления

Способы выражения

Примеры

1.Согла-сованное

1.Имя прилагательное

Здесь вижу двух озер лазурные (какие?) равнины.

 

2.Причастие

(Какое?)Побледне-вшее небо стало опять синеть.

 

3.Порядковое числительное

На (какой?)третий день пути лыжники вышли на широкую равнину.

 

4.Местоимение

Вижу (чей?) твой образ.

2.Несогла-сованное

1.Имя существительное или местоимение с предлогами и без предлогов

Охота (какая?) с ружьем и собакой прекрасна сама по себе.

 

2.Синтаксически цельное словосочетание

В углу стоял шкаф (какой?) из красного дерева.

 

3.Простая форма сравнительной степени прилагательного

Одна из девушек (какая?), постарше, на меня едва обратила внимание.

 

4.Наречие

Были поданы яйца

(какие?) всмятку.

 

5.Неопределенная форма глагола

Пришло время (какое?) говорить правду.

 

Однородными (біры??ай) определения бывают тогда,

когда каждое из них относится к определяемому слову и обозначают одно понятие.

Например:На лугу росли красные, желтые, оранжевые (какие?-цвет) цветы.

Неоднородными (біры??ай емес) определения бывают тогда, когда характеризуют предмет с разных сторон.

Например: Умный  высокий (какой?-интеллект и рост) человек.

Приложение (ай?ындауыш)-это вид определения (аны?тауышты? т?рі), выраженного именем существительным. Оно ставится в том же падеже, роде и числе, что и определяемое слово: летчик-испытатель (И.п,ед.ч.,м.р.), летчика-испытателя (Р.п.,ед.ч.,м.р.);

 

Значение приложения

Примеры

1.Различные качества (?р- т?рлі сын)

Чижа захлопнула злодейка-западня.

2.Национальность (?лт)

Кирила Петрович выписал из Москва для своего маленького Саши

француза-учителя.

3.Возраст (жас)

Неторопливо идет

сторож-старик.

4.Профессия (к?сіп)

Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.

5.Названия газет и журналов, книг (газет, журнал, кітаптарды? атаулары), предприятий (к?сіпорын), произведений (шы?арманы? аты)

 (эти определения являются несогласован-ными)

Я выписываю газету «Улан».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение и рабочая тетрадь »

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. СИНТАКСИС.ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Определение (анықтауыш)-это второстепенный член предложения (тұрлаусыз сөйлем мүшесі), который обозначает признак (сын)-вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? (қандай?) и принадлежность (меншік) предмета,вопросы: чей?, чья?, чье?, чьи? (қай?), подчеркивается волнистой чертой (ирек немесе толқынды сызық).

Виды определения:

-согласованное (қиысатын)-связываются с существительным в роде, числе и падеже (белая кофта);

-несогласованное (қиыспайтын)-согласуется с существительным по способу управления (кофта белого цвета);


Способы выражения определений

Вид опреде-ления

Способы выражения

Примеры

1.Согла-сованное

1.Имя прилагательное

Здесь вижу двух озер лазурные (какие?) равнины.


2.Причастие

(Какое?)Побледне-вшее небо стало опять синеть.


3.Порядковое числительное

На (какой?)третий день пути лыжники вышли на широкую равнину.


4.Местоимение

Вижу (чей?) твой образ.

2.Несогла-сованное

1.Имя существительное или местоимение с предлогами и без предлогов

Охота (какая?) с ружьем и собакой прекрасна сама по себе.


2.Синтаксически цельное словосочетание

В углу стоял шкаф (какой?) из красного дерева.


3.Простая форма сравнительной степени прилагательного

Одна из девушек (какая?), постарше, на меня едва обратила внимание.


4.Наречие

Были поданы яйца

(какие?) всмятку.


5.Неопределенная форма глагола

Пришло время (какое?) говорить правду.


Однородными (бірыңғай) определения бывают тогда,

когда каждое из них относится к определяемому слову и обозначают одно понятие.

Например:На лугу росли красные, желтые, оранжевые (какие?-цвет) цветы.

Неоднородными (бірыңғай емес) определения бывают тогда, когда характеризуют предмет с разных сторон.

Например: Умный высокий (какой?-интеллект и рост) человек.

Приложение (айқындауыш)-это вид определения (анықтауыштың түрі), выраженного именем существительным. Оно ставится в том же падеже, роде и числе, что и определяемое слово: летчик-испытатель (И.п,ед.ч.,м.р.), летчика-испытателя (Р.п.,ед.ч.,м.р.);


Значение приложения

Примеры

1.Различные качества (әр- түрлі сын)

Чижа захлопнула злодейка-западня.

2.Национальность (ұлт)

Кирила Петрович выписал из Москва для своего маленького Саши

француза-учителя.

3.Возраст (жас)

Неторопливо идет

сторож-старик.

4.Профессия (кәсіп)

Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.

5.Названия газет и журналов, книг (газет, журнал, кітаптардың атаулары), предприятий (кәсіпорын), произведений (шығарманың аты)

(эти определения являются несогласован-ными)

Я выписываю газету «Улан».
























Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис.Определение»

Синтаксис.Второстепенные члены предложения.Определение.

Задание№1

Распределить определения по грамматическому значению.

Признак-вопрос какой?

Принадлежность-вопрос чей?












Слова для справок:Российский гражданин,лесничий дом,ежедневное посещение,третий ряд,побледневшее небо,лисья хитрость,волчий аппетит,светлый день, охотничий выстрел,

его лицо,мое мнение, худое лицо,подозрительный человек,высокий рост,продвинутый студент.


Задание№2

Расставить, где возможно, знаки препинания при определениях.

  1. Красные желтые синие шары.

  2. Жизненная реальная проблема.

  3. Древняя старая история.

  4. Высокий интеллигентный человек.

  5. Умное морщинистое лицо.

  6. Бурный стремительный поток.

Задание№3

Продолжить ряды однородных определений.

  1. Оранжевый, серый,...

  2. Большой, громадный,...

  3. Глупый, тупой,...

  4. Маленький, небольшой,...

  5. Низкий, приземистый,...

  6. Светлый, ясный,...

  7. Пасмурный, облачный,...


Задание№4

Образовать согласованные и несогласованные определения.

Согласованное определение

Несогласованное определение

Кирпичный сарай

Сарай из кирпича


Гражданин России

Жизненная правда



Шкаф из дерева

Высокорослый студент



Дядя с усами

Веснушчатое лицо



Переплет синего цвета

Книжная полка



План года

Квартальный отчет



Задание№5

Найти и подчеркнуть определения.

1.Пришло время говорить правду.

2.У него не было возможности поехать к другу.

3.Сбылась мечта летать на дельтоплане.

4.Были поданы яйца всмятку.

5.Охота с ружьем и собакой.

6.Лестница на чердак.

7.Полка для книг была сделана самими учениками.

8.На столе лежала газета для учителей.

9.На молодых вишнях алели поспевающие ягоды.

10.На нем было платье навыпуск.

11.У него была привычка при разговоре смотреть

собеседнику в лицо.

12. На сжатых полях виднелось дерево.

13.Потребность учиться должна быть главным качеством

человека.

14.Он представил возможность им встретиться наедине.





Задание№6

Запомни: приложения!

  1. Чижа захлопнула злодейка-западня.

  2. Он представил нам казастанского летчика-испытателя.

  3. Мы прочитали роман «Путь Абая».

  4. Наш класс выписывает журнал «Мөлдір бұлақ».

  5. Завод «Запорожсталь»-крупное предприятие.

  6. Неторопливо ходит сторож-старик.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Определение и рабочая тетрадь

Автор: Каратаева Джайдаркул

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая тетрадь по дисциплине "Философия" для специальностей СПО "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-tietrad-po-distsiplinie-filosofiia-dlia-spietsial-nostiei-spo"
    ["file_id"] => string(6) "110872"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406719000"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая тетрадь по английскому языку для начальных классов "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-tietrad-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "159547"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421922040"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов"
    ["seo_title"] => string(122) "okazaniie-mieditsinskikh-uslug-v-priedielakh-svoikh-polnomochii-rabochaia-tietrad-dlia-samostoiatiel-noi-raboty-studientov"
    ["file_id"] => string(6) "276592"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452765836"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая тетрадь для студентов по специальности 210801 «Почтовая связь», МДК 02.01"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaiatietraddliastudientovpospietsialnosti210801pochtovaiasviazmdk0201"
    ["file_id"] => string(6) "320848"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461157312"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая тетрадь для студентов по специальности 210801 «Почтовая связь», МДК 02.01"
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaiatietraddliastudientovpospietsialnosti210801pochtovaiasviazmdk02011"
    ["file_id"] => string(6) "320849"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461157320"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства