kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Причастие

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: .

– Дать понятие причастия.

– Показать специфику причастия как особой формы глагола.

– Указать синтаксические особенности причастия в словосочетании.

– Научить распознавать причастие и отличать его от прилагательного.

– Приучить учеников к употреблению причастия в речи как аналога конструкции «который что-то делает».

- Сформировать уважительное отношение к богатству русского языка с помощью причастий.

- Развить логическое мышление в ходе распознавания причастий.

- Развить речь учеников путем обогащения ее причастиями.

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Метод – беседа.

Ребята, в этом году мы уже прошли несколько частей речи. Давайте, вспомним, какие это части речи? (Существительное, прилагательное, глагол).

III Изучение нового материала.

Метод изучения:

Беседа.

А теперь посмотрите на доску и попытайтесь определить, какими частями речи являются выделенные слова. (На доске словосочетания: в Чернеющем лесу, Говоривший Человек, Сжигаемое топливо, Вогнутая линза. Ученики предполагают, что это прилагательные, так как отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак и согласуются с существительным). Давайте выделим у этих слов суффиксы (-ющ-, - вш-, - ем-, - т-). Разве мы встречали у прилагательных такие странные суффиксы (проблемная ситуация). Вы правильно сказали, что эти слова обозначают признак, но обратите внимание, какой именно признак несут они в себе? (признак предмета по действию). Видите, какие странные слова: как прилагательные, они обозначают признак и, как глаголы – заключают в себе действие. Такие слова называются Причастиями – это особые формы глагола, которые имеют признаки глагола и прилагательного.

2. Составление таблицы:

А сейчас мы составим таблицу, в которой отобразим, что вбирает в себя причастие от прилагательного, а что от глагола.

Признаки прилагательного

Признаки глагола

имеют те же окончания изменяются по родам, числам и падежам согласуются с существительным в роде, числе и падеже отвечают на вопрос Какой? какая? какое?

время: настоящее (играющий ребенок), прошедшее (игравший ребенок) вид: несовершенный (бежавший ребенок), совершенный (прибежавший ребенок) возвратная форма, которая передается с помощью возвратного суффикса -ся (-сь): Разливавшаяся река способность иметь при себе зависимое существительное (опаленное ветром) или наречие (горящий ярко) особые глагольные вопросы Что делающий? что сделавший?

Иногда бывает очень сложно отличить причастие от прилагательного, для этого мы с вами составим следующую таблицу отличий причастия и прилагательного:

Когда мы изучали с вами такой тип словосочетаний как сущ+прилаг., мы говорили, что слово, от которого задается вопрос, называется… как? (главным), а слово, к которому задается вопрос, называется? (зависимым). В словосочетаниях же типа сущ.+прич. существительное называется Определяемым словом, а причастие – Определяющим: Летящие птицы

IV Закрепление изученного:

1) 1. Вид работы: заполнение таблицы по образцу (с доской).

2. Упр. 50 3. Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (аналитические: морфемный разбор, определение грамматических категорий),

3. Выполнение упражнения:

Прич.+сущ.

От какого глагола образовано

Признаки глагола

 

Вид время возвратность

Признаки прилагательного

 

Число род падеж

Пронизанных туч

Озаривший луч

Гаснувший луч

Летящий лист

Спешащий лист

Пронизать

Озарить

Гаснуть

Лететь

Спешить

Сов. прош. невозвр.

Вид

Сов. прош. невозвр.

Вид.

Несов. прош. невозвр.

Вид

Несов. наст. невозвр.

Вид

Несов. наст. невозвр.

Вид

Мн. ч. - р. п.

Ед. ч. м. р им. п.

Ед. ч. м. р. им. п.

Ед. ч. м. р. им. п.

Ед. ч. м. р. им. п.

6. Один человек у доски (так чтобы не видел класс) вносит эти слова из упражнения в заранее подготовленную учителем таблицу. Сидящие на месте проверяют правильность анализа слов.

7. Вывод: Чтобы определить некоторые признаки причастия целесообразно обратиться к инфинитиву глагола, от которого оно образовано.

2) 1. Вид работы: заполнение таблицы по образцу с элементами осложненного списывания.

Подведение итогов урока

6.Д/з упр 53

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастие »

Тема урока: Причастие

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: .

– Дать понятие причастия.

– Показать специфику причастия как особой формы глагола.

– Указать синтаксические особенности причастия в словосочетании.

– Научить распознавать причастие и отличать его от прилагательного.

– Приучить учеников к употреблению причастия в речи как аналога конструкции «который что-то делает».

- Сформировать уважительное отношение к богатству русского языка с помощью причастий.

- Развить логическое мышление в ходе распознавания причастий.

- Развить речь учеников путем обогащения ее причастиями.

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Метод – беседа.

Ребята, в этом году мы уже прошли несколько частей речи. Давайте, вспомним, какие это части речи? (Существительное, прилагательное, глагол).

III Изучение нового материала.

Метод изучения:

Беседа.

А теперь посмотрите на доску и попытайтесь определить, какими частями речи являются выделенные слова. (На доске словосочетания: в Чернеющем лесу, Говоривший Человек, Сжигаемое топливо, Вогнутая линза. Ученики предполагают, что это прилагательные, так как отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак и согласуются с существительным). Давайте выделим у этих слов суффиксы (-ющ-, - вш-, - ем-, - т-). Разве мы встречали у прилагательных такие странные суффиксы (проблемная ситуация). Вы правильно сказали, что эти слова обозначают признак, но обратите внимание, какой именно признак несут они в себе? (признак предмета по действию). Видите, какие странные слова: как прилагательные, они обозначают признак и, как глаголы – заключают в себе действие. Такие слова называются Причастиями – это особые формы глагола, которые имеют признаки глагола и прилагательного.

2. Составление таблицы:

А сейчас мы составим таблицу, в которой отобразим, что вбирает в себя причастие от прилагательного, а что от глагола.

Признаки прилагательного

Признаки глагола

имеют те же окончания изменяются по родам, числам и падежам согласуются с существительным в роде, числе и падеже отвечают на вопрос Какой? какая? какое?

время: настоящее (играющий ребенок), прошедшее (игравший ребенок) вид: несовершенный (бежавший ребенок), совершенный (прибежавший ребенок) возвратная форма, которая передается с помощью возвратного суффикса -ся (-сь): Разливавшаяся река способность иметь при себе зависимое существительное (опаленное ветром) или наречие (горящий ярко) особые глагольные вопросы Что делающий? что сделавший?

Иногда бывает очень сложно отличить причастие от прилагательного, для этого мы с вами составим следующую таблицу отличий причастия и прилагательного:

Когда мы изучали с вами такой тип словосочетаний как сущ+прилаг., мы говорили, что слово, от которого задается вопрос, называется… как? (главным), а слово, к которому задается вопрос, называется? (зависимым). В словосочетаниях же типа сущ.+прич. существительное называется Определяемым словом, а причастие – Определяющим: Летящие птицы

IV Закрепление изученного:

1) 1. Вид работы: заполнение таблицы по образцу (с доской).

2. Упр. 50 3. Цель упражнения: отрабатываются умения учебно-познавательные (аналитические: морфемный разбор, определение грамматических категорий),

3. Выполнение упражнения:

Прич.+сущ.

От какого глагола образовано

Признаки глагола

 

Вид время возвратность

Признаки прилагательного



 

Число род падеж

Пронизанных туч

Озаривший луч

Гаснувший луч

Летящий лист

Спешащий лист

Пронизать

Озарить

Гаснуть

Лететь

Спешить

Сов. прош. невозвр.

Вид

Сов. прош. невозвр.

Вид.

Несов. прош. невозвр.

Вид

Несов. наст. невозвр.

Вид

Несов. наст. невозвр.

Вид

Мн. ч. - р. п.

Ед. ч. м. р им. п.

Ед. ч. м. р. им. п.

Ед. ч. м. р. им. п.

Ед. ч. м. р. им. п.

6. Один человек у доски (так чтобы не видел класс) вносит эти слова из упражнения в заранее подготовленную учителем таблицу. Сидящие на месте проверяют правильность анализа слов.

7. Вывод: Чтобы определить некоторые признаки причастия целесообразно обратиться к инфинитиву глагола, от которого оно образовано.

2) 1. Вид работы: заполнение таблицы по образцу с элементами осложненного списывания.

Подведение итогов урока

6.Д/з упр 53














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Причастие

Автор: Бергузиноа Гульмира Жабатаевна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: Действительные и страдательные причастия "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "100889"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402398209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "307742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458413661"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "«Причастие»"
    ["seo_title"] => string(13) "prichastiie_1"
    ["file_id"] => string(6) "390891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486903083"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Урок -игра  " Причастие""
    ["seo_title"] => string(20) "urokighraprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "300812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456805906"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства