Основные понятия: причастие, глагол, прилагательное.
Ход урока
Проверка домашнего задания упр. 42.
Выписать выделенные глаголы, указать их состав (один ученик). Второй ученик подбирает глаголы, соответствующие схеме.
Образец: а) Запылала
Зажглась
Бледнеет
б) зажглась
наливается
бледнеет
синеет
запылала
побежала
Закрепление знаний учащихся об окончаниях глаголов
Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, объяснить свой выбор (письменно). Взаимопроверка.
Он стро.и.тся Строить – II спр.
Бор.е.тся бороться – I спр.
Колебл.е.тся колебаться – I спр.
Кол.е.тся колоться – I спр.
Гон.и.тся гнаться – II спр. (искл.)
Верт.и.тся вертется – II спр. (искл.)
Тороп.и.тся торопиться – II спр.
Плещ.е.тся плескаться – I спр.
Колыш.е.тся колыхаться – I спр.
Смотр.и.тся смотреться – II спр.(искл.)
Сообщение по теме развитие связной речи
Один из учеников готовит связный рассказ о глаголе как части речи (ответ должен быть со всеми примерами, подготовленными дома)
(индивидуальный устный ответ учащийся в сочетании с элементами рецензирования другими)
Можно воспользоваться памяткой:
Соответствует ли ответ заданному вопросу?
Последовательно ли отвечал товарищ?
Можно ли считать ответ полным, убедительным?
Достаточно ли примеров для подтверждения изложенных положений?
Были ли ошибки, недочеты?
Объяснение нового материала.
На доске записаны три предложения.
Стройный клен под Мелькает желтый лист Волнуется желтеющая
окошком желтеет на зелени деревьев нива
а) Выпишите однокоренные слова вместе с тем словом с которым они согласуются.
(клен) желтеет желтый (лист) желтеющая (нива)
Давайте укажем их лексическое и грамматическое значение, определим вопросы, на которые они отвечают.
Сравнение
Лексическое значение – значение цвета
Грамматическое значение
Желтеет – действие предмета (что делает?)
Желтый – признак предмета (какой?)
Желтеющая – признак предмета (какой?)
Желтый и желтеющая похожи друг на друга, но желтый – это признак постоянный, его цвет не изменится.
Желтеющая – признак непостоянный, находится в процессе действия, т.е. признак по действию.
Желтеющая, которая желтеет.
Будет ли слово желтеющая прилагательным? Нет.
Сегодня мы приступаем к изучению особой формы глагола, которая называется ПРИЧАСТИЕМ. Запишите тему урока:
Причастие как особая форма глагола.
Учитель сообщает цели урока и планируемого результата (цели можно записать на доске)
Знать: что такое причастие, его значение и грамматические признаки.
Уметь: находить причастие в тексте.
Значение причастия мы уже определили. Давайте его восстановим (вставьте пропущенные слова).
Это особая форма ..глагола.. , которая обозначает ..признак предмета по действию.. и отвечает на вопросы ..какой? какая? какое?.
Причастие имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Откройте параграф 10 и прочитайте эти грамматические и синтаксические признаки и заполните таблицу.
Причастие
Свойства глагола
Свойства прилагательного
1. Вид
1. Значение
2. Время (настоящее и прошедшее)
2. Изменяемость по родам, числам и падежам
3. Возвратность (добавляет сам учитель)
3. Роль в предложении
Затем идет хоровое прочтение правила в учебнике, после проговаривается самими учащимися начиная с сильного ученика и заканчивая сильным учеником.
Записать прилагательные с существительными, рядом однокоренные причастия. (I вариант)
Образец: темный лес – темнеющий лес.
Синий горизонт (синеющий)
Желтая кувшинка (желтеющая)
Колючий еж (колющий)
Шумный поток (шумящий)
6. Заменить причастие сочетаниями глаголов с местоимением который. (II вариант)
(Записать предложение, подчеркнуть причастие, определить его род и число)
Вылетевшее слово и на коне не догонишь. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь. Обдуманное слово дороже золота. Катящийся камень травой не обрастает.
Задание выполняется одновременно и на доске и в тетради.
какие свойства прилагательного присущи причастиям?
Списать предложения, определить вид и время причастий.
На всем протяжении реки только в одном месте к ней подходит неведомо куда ведущая дорога.
Урок №2 Причастие как особая форма глагола
Цели: 1.Закрепить знания о причастии, его грамматических признаках, сходных с грамматическими признаками глагола и прилагательного.
Формировать: 2.Умения находить причастия в тексте употреблять их в речи.
3.Развивать умение обобщать.
Методы обучения:
Практические методы.
Основные понятия – причастие.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
1. Из упр.47 выписать а) причастия, указать их вид и время (у доски); б) слова с пропусками и скобками.
Ведущая – настоящее время, несовершенный вид
2. Индивидуальные карточки
(Подобрать к причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Определить род, число и падеж причастий)(ср.р., ед.ч., И.п.)
Образец: ползущее (пресмыкающее)
Горящее, текущая, спеющая, дремлющий.
Синтаксический разбор предложения (общеклассная работа).
Морозы не могут сновать бушующую водную стихию.
[ ] (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, ничем не осложнено)
какова синтаксическая роль причастия?
Фронтальный опрос
Что такое причастие? Приведите примеры.
Назовите свойства глагола причастия.
Назовите свойства прилагательного причастия.
Какова синтаксическая роль причастий.
Подумайте, для чего нужны причастия.
5. Устная работа с предложениями. Сравнительный анализ.
Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (устно). Записаны на доске.
Мы встретили старика, Мы встретили старика,
Который жил в избе, Который жил в избе,
Которая стояла на опушке леса. стоящей на опушке леса.
Книга, которая лежит на Лежащая на столе книга
столе, уже прочитана. уже прочитана.
За столом сидят ученики За столом сидят ученики,
и читают книгу. читающие книгу.
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.
Закрепление.
6.Записать предложение, вставить вместо точек подходящие по смыслу причастия (для более слабых учеников выбрать причастия из слов для справок)
(Хорошо)
В домике ... на окраине Клина находится музей Чайковского. В музее хранятся вещи ... здесь еще при жизни композитора. Материалы ... в музее говорят об огромной, напряженной работе Чайковского. Оперы ... великим композитором знают и любят во всем мире.
Слова для справок: стоящем, бывшие, собранные, созданные.
7. Словарно-орфографическая работа.
На доске записано слово
Присутствовать
Объясните орфограмму
Разберите по составу
Этимология слова:
Суть – от глагола быти – быть в 3-м лице, мн.ч. с 19 в. укрепляется в значении «сущность»
Составьте предложения с глаголом (были, находились)
На празднике присутствовали все дети детского сада.
На северном склоне среди хвойных деревьев лежит сибирский таежный (нетронутый снег). Поднялся очень сильный ветер, и в частом осиннике,(еще не покрытом листьями), стволики стучали друг о друга.
Меня с малолетства манила (неизведанная природа), и я стал охотником. Солнце, (еще не вошедшее в силу), греет бережно и ласково.
Определите вид и время причастий.
Домашнее задание
Параграф 10.
Подобрать текст из художественной литературы с причастиями. Указать у причастий все грамматические признаки.
Урок №3 Склонение причастий
Цели: Повторить, что такое склонение.
Формировать: Умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.
а) Зачитать подобранные тексты, назвать причастия, которые употребляются в данном тексте, определить роль причастий в них.
Словарно-орфографическая работы
Записать словарные слова, написанные на доске, в тетрадь, выделить орфограммы в них. Составить со словами словосочетания «причастие+существительное»
Колонна (движущая колонна)
Гирлянда (светящаяся гирлянда)
Калитка (открывающаяся калитка) (у доски)
III. Объяснение нового материала
Шумящий поток – шумный поток.
Желтеющую кувшинку – желтую кувшинку.
Белеющим туманом – белым туманом.
Спеющая малина – спелая малина.
Ответьте на вопрос: в чем разница между прилагательным и причастием? Разница только в значении: прилагательное обозначает постоянный признак, а причастие непостоянный, временный, и признак этот по действию.
А в чем сходство между ними? (род, число, падеж, окончание)
Как определяются окончания у прилагательных? (от существительного задается вопрос, а окончания прилагательного совпадает с окончанием вопроса).
Какого? –ого, -его.
Какому? –ому, -ему.
Каким? –ым, -им.
О каком? –ом, -ем.
Какой (какою?) –ой, -ей, -ою, -ею.
Какую? –ую, -юю.
Какие? –ые, -ие.
Исключения: Именительный падеж мужского рода – какой? –ой, ый, ий.
IV. Самостоятельное чтение учащимися параграфа 11 и делают вывод.
Вывод: проговаривается вслух.
V. Устно просклонять словосочетания с причастиями и прилагательными, последнее записать в тетрадь и на доску, выделить окончания.
Образец: от надвигающейся тучи – от какой? тучи (женский род, род. падеж)
VII. Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте условия их выбора.
Д.а.леко (в)переди Васютка замет.и.л входящ.ую в глубь т.а.йги ж.ё.лтую бороздку лиственн.ого леса. Васютка пр.и.метил пихту, ш.и.роко разросш.ую.ся среди мелк.ого осин.ни.ка.
VIII. Словообразовательная работа
Выпишите из предложения прилагательное лиственного и произведите словообразовательный разбор.
Лиственн(ого) – листв(а) – суффиксный способ образования
Домашнее задание.
Знать лексическое словарных слов и их праовписание.
Упр. 51. Списать. Причастия, заключенные в скобки, поставить в нужном падеже, числе и роде. Окончания выделить.
Из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.
Урок №4 Причастный оборот
Цели: Знакомство с понятием причастный оборот, из каких компонентов он состоит.
Формировать: Умения находить причастный оборот в предложении и выделять его запятыми.
3. Развивать словесно-логическое мышление, умение конкретизировать, развивать операции анализа и синтеза.
Методы обучения
Основные понятия: причастный оборот, зависимые слова, определяемое слово.
Ход урока:
Проверка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках.
а) вспомните недостающие определении причастия:
Причастие - ... , оно обозначает признак ... и отвечает на вопросы ... .
б) зачеркните лишнее:
Причастия бывают совершенного, несовершенного вида, настоящего, будущего, прошедшего времени.
в) вспомните недостающее:
Причастия изменяются по родам ... , как и ... .
г) вставьте пропущенные буквы
Поросш...м болотом, на раскачивающ...ся березу, шумящ...м потоком, в чернеющ...м лесу, у волнующ...ся озера, о бушующ...м океане.
Объяснение нового материала.
На доске записан текст с пропущенными словами:
На опушке зимнего леса
Кругом лежит сверкающий (на солнце) снег. Дремлют посеребренные (инеем) деревья. Прижались к земле запорошенные (снегом) кусты. Молчит уснувший (до весны) лес.
Найдите причастия. Какими членами предложения они являются?
К каким словам относятся причастия? Поставьте над ними крестик Х.
Выпишем эти сочетания слов
Сверкающий на солнце снег
Посеребренные инеем деревья
Запорошенные снегом кусты
Уснувший до весны лес
Причастие + зависимые слова + определяемое слово
Причастный оборот
Чтение правила в учебнике параграф 12 (вслух)
Первичное закрепление.
Найдите в словосочетании определяемое слово, причастие и зависимые слова.
Проверенное учителем задание
Выполненное учеником упражнение
Быстро бегущая девочка
Показавшееся из-за тучи солнце
Выборочный диктант
Выписать только причастные обороты
Торопящийся человек, торопящийся на работу, поднимающийся альпинист, поднимающийся в гору, вспыхнувший ярко, вспыхнувший свет, пишущие письма, аккуратно пишущий, незасеянные поля, еще не засеянные.
После выполнения проводится взаимопроверка.
Затем учитель может показать правильный вариант выполнения, заранее записанный на доске.
Сравните в чем разница между тремя предложениями.
Кругом лежит сверкающий на солнце снег.
Кругом лежит снег, сверкающий на солнце.
Снег, сверкающий на солнце, лежит кругом.
Вывод: Причастный оборот может стоять в начале, в конце и в середине предложения, НО если он стоит после определяемого слова, то он ывделяется запятыми.
Причастный оборот.
| | сущ.
сущ., | |
Объяснительный диктант
Запись под диктовку с комментированием знаков препинания.
Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Грэй лег у костра и смотрел на отражавшую огонь, воду. Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза.
Домашнее задание: параграф 12, упражнение 54.
Урок №5 Выделение причастных оборотов запятыми.
Цели: 1.Закрепить знания учащихся о причастном обороте
2. Формировать умения выделять запятыми причастный оборот, умение конструировать предложения с причастными оборотами.
3. Развивать умение анализировать, развивать операции синтеза, умение точно употреблять слова и выражения.
Методы обучения
Основные понятия: причастный оборот, определяемое слово, зависимые слова.
Ржавые большие листья шелестели, колеблемые ветром. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами и свистом. На столе, стоявшая маленькая керосиновая лампа освещала только середину комнаты.
Образец: , ,
2. Записать первое предложение из домашнего упражнения №54 и графически объяснить знаки препинания при причастном обороте (второй ученик).
Вокруг дуба, толпились ребята, сбежавшиеся с соседних дворов.
[ребята,|сбежавшиеся с соседних дворов|]
[ , | |]
Составить предложения по схемам (третий ученик).
[ , | |].
[| |, ].
[ , | | ].
Используя словосочетания: заходившее солнце, прилетевшие птицы, забытая книга.
Работа с домашним упражнением
В это время «по цепочке» выполняются задания: найти предложения с причастными оборотами; найти предложения с одиночными причастиями (из домашнего упражнения № 54)
Устная работа
Прочитайте слова, записанные на доске, обратив внимание на правильность их произношения.
Шинель, депо, свитер, стенд, поднявший, понявший.
Объяснение нового материала.
Обратите внимание на схемы, записанные на доске. Найдите различия между ними:
[Х,| |].
[ | | Х ].
Разница в употреблении знаков препинания. Сделайте вывод, когда же ставится запятая при причастном обороте?
Вывод: если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.
Упражнение № 56.
Спишите предложения, поставьте знаки препинания (комментируемое письмо).
Никита на цыпочках вышел в коридор и увидел важно идущую ему на встречу девочку в белом. Лиля была одета в белое платье с голубой шелковой лентой, завязанной сзади в большой бант.
Девочка все время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под елкой. Там же лежали бумажные пакеты с подарками, завернутые в разноцветные платки.
Самостоятельная работа (упражнение №57)
Спишите, обозначая границы причастного оборота и расставляя пропущенные запятые.
Образец: Ветер, | дувший с моря | все время усиливался.
Цели: 1. Знать какие причастия называются действительными, а какие страдательными, их значение.
Формировать: 2. Умения различать действительные и страдательные причастия.
3. Развивать умение сравнивать, классифицировать.
Методы обучения
Основные понятия: действительные, страдательные причастия.
Ход урока:
Устная работа
Прочитайте предложения, записанные на доске, устраните в них стилистические недочеты.
В повести «Тарас Бульба», которую написал Н.В. Гоголь, рассказывается об украинском народе, который боролся за свою независимость. Собиравшиеся в Запорожской Сечи ранней весной казаки объеденились в курени.
Учащиеся отвечают, что в первом предложении повторяется слово который, в одном случае его нужно заменить причастием, например: в повести «Тарас Бульба», написанной Н.В. Гоголем ... или ... о народе, борющемся за независимость.
Во втором предложении причастный оборот собиравшиеся в Запорожской Сечи ранней весной лучше поставить после определяемого слова казаки.
Грамматический разбор
Казаки прискакали к небольшой речке, впадающей в Днепр.
в каком предложении причастие обозначает признак того предмета, который действует сам? (действительное причастие)
в каком предложении причастие обозначает признак того предмета, который испытывает на себе это действие, с которым что-то делают? (страдательный залог)
б) Запишите тему урока и задачи, стоящие перед учащимися
Прочитайте самостоятельно правило в §15.
Вывод: Действительные – это причастия, которые ... .
Страдательные – это причастия, которые ... .
Тренировочные работы.
а) Запишите словосочетания в столбик, определите какие это причастия? (на доске)
Сделавший работу мастер
Написавший картину художник
Выполняющий задание ученик
Решающий задачу пятиклассник
Прочитавший книгу друг
Ребенок, открывший дверь
б) переделайте словосочетания так, чтобы причастия стали страдательными (на доске)
Работа, сделанная мастером
Картина, написанная художником
Задание, выполненное учеником
Задача, решаемая пятиклассником
Книга, прочитанная другом
Дверь, открытая ребенком.
в) выделите суффиксы у причастий и выпишите их в два столбика: суффиксы действительных причастий и суффиксы страдательных причастий (учитель должен помочь, так как с суффиксами еще не знакомы)
-вш- -ш- -нн- -енн- -енн-
-ющ- -ущ- -ем-
-ащ- -ящ- -т-
с шипящими без шипящих
Самостоятельная работа по вариантам (проверка усвоения темы)
I вариант II вариант
Укажите сасловосочетания с действительными причастиями.
1) играющий ребенок 1) бегущие дети
2) играющий с друзьями 2) горящий костер
3) посадивший дерево 3) закрывший книгу
4) посаженное дерево 4) посланное письмо
5) объясняющий учитель 5) колеблющиеся камыши
6) объясняемое правило 6) колеблемые ветром
7) открытая книга 7) забытое правило
Укажите словосочетания со страдательными причастиями
Смотреть фильм, смотреть за порядком, играть роль, играть в футбол.
III. Объяснение нового материала
Задача нашего урока узнать от какой части речи образуются причастия (действительные) настоящего времени и при поощи чего. Обратимся к таблице:
Глаголы
Вид
Переход.
Спряж.
Суф. Причастий
Причастия
Идут
Несовер.
Непереход.
I
-ущ-, -ющ-
Ид-ущ-ий
Рисуют
Несовер.
Переход.
I
-ущ-, -ющ-
Рису-ющ-ий
Слышат
Несовер.
Переход.
II
-ащ-, -ящ-
Слыш-ащ-ий
сидят
Несовер.
Непереход.
II
-ащ-, -ящ-
Сид-ящ-ий
Вывод: действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных при помощи суффиксов –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.
Учащиеся сами могут сделать вывод после рассмотрения таблицы.
IV. Упражнение 69 (у доски).
От заданных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжения глаголов.
Слышать (I) – слушают – слушающий.
Таять (I) – тают – тающий.
V. Выборочный диктант.
Распределить причастия по столбикам в зависимости от суффиксов
-ющ- -ащ-
-ущ- -ящ-
плачущий ребенок, хлещущий дождь, строящиеся здания, колеблющийся камыш, любящая дочь, скачущий конь, тяжело дышащий больной, клокочущее море.
VI. Самостоятельная работа.
Подобрать к причастиям существительные, составить и записать с двумя из них предложения.
приготовить карточки с суффиксами –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ.
Урок №8 Действительные причастия прошедшего времени.
Цели: 1. Знакомство со способами образования действительных причастий прошедшего времени.
2. Отработка навыка написания гласной в суффиксах причастий.
3. Развивать умение классифицировать, обобщать
Основные понятия
Действительные причастия, переходные глаголы
Ход урока:
I. Повторение (знаки препинания при причастном обороте)
По вариантам:
I вариант – расставить знаки препинания в предложениях, подчеркнуть причастные обороты.
Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на темную землю. Солнце перед самым закатом вышло из-зи серых туч, покрывающих небо. Осиновая роща, поросшая кустами, медленно роняет со своих омытых дождем листьев капли.
II вариант – составить по данным схемам предложения.
1. [ Х, | |, …]
2. [ … Х, | |]
3. [| | Х …]
II. Устная пятиминутка
Учитель называет причастия вместе с существительными, учащиеся поднимают карточку с нужным суффиксом.
Вывод об образовании действительных причастий настоящего времени.
III. Объяснение нового материала.
Сообщается цель урока, тема записывается на доске и в тетрадях, с образованием действительных причастий прошедшего времени учащиеся знакомятся в процессе работы. На доске записаны глаголы, нужно определить их вид, переходность, образовать от них глаголы прошедшего времени, затем действительные причастия прошедшего времени, выделить суффиксы (помогает учитель).
Чтение §18 об образовании действительных причастий прошедшего времени.
Затем вывод проговаривается несколькими учениками.
V. Закрепление
Упражнение №75. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени.
Расколоть – расколовший.
Играть – игравший.
VI. Упражнение №76.
Распределить словосочетания в два столбика: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени.
Движущиеся предметы Растаявшего льда
Прибывающая вода Зажмурившегося мальчика
VII. Самостоятельная работа.
Переконструировать предложения так, чтобы один из глаголов-сказуемых превратился в действительное причастие прошедшего времени.
Спелая рожь колебалась от ветра и отливала золотом. (Спелая рожь, колебавшаяся от ветра, отливала золотом) Однообразный шум прибоя доносился с моря и нарушал тишину. Легкий ветер срывался иногда с озер и разливал в воздухе запах сырой лесистой почвы.
Домашнее задание:
§18, повторить §16, 17.
Упражнение 79 (составить из двух предложений одно, заменив выделенный глагол действительным причастием настоящего или прошедшего времени).
Урок №9 Страдательные причастия настоящего времени.
Цели: 1. Знакомство со способами образования страдательных причастий настоящего времени и написанием.
2. Формировать умения написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.
С образованием страдательных причастий настоящего времени учащимся предлагается познакомиться самостоятельно, работая с таблицей §19. Перед началом работы учитель поясняет, что ребята не только должны знать как образуются страдательные причастия прошедшего времени, но и сопоставить в чем сходство и различие с действительными причастиями.
Действительные причастия наст. вр.
Страдательные причастия прош. вр.
Образуются от глаголов несовершенного вида переходных, непереходных настоящего времени множественного числа I и II спряжения, с помощью суффиксов –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.
Образуются от глаголов несовершенного вида переходных настоящего времени множественного числа I и II спряжения, с помощью суффиксов –ем-, -им-.
Если дети сами затрудняются выполнить это задание, обратится к таблице, заранее записанной на доске.
Можно провести проверку качества усвоения, беседую по вопросам:
от какого вида глаголов образуется страдательное причастие настоящего времени? Почему? (глаголы свершенного вида не имеют настоящего времени)
от переходных или непереходных глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени?
Что общего и в чем различие в образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени?
III. Упражнение №80.
Выписать в два столбика словосочетания: в первый – причастия, образованные от глаголов I спряжения, во второй – причастия, образованные от глаголов II спряжения. Выделить суффиксы и окончания.
Образец:
Намагничиваемый металл К едва видимому лесу
К склоняемым существительным О множимом числе
IV. Объяснительный диктант.
а) Наступающая летняя ночь приносит прохладу. К реке сбегает едва видимая тропинка. Серебристая река, слабо озаряемая луной. Шелестит камыш, чуть колеблемый легким ветерком. Чьи-то голоса, слышимые издалека, чуть раздаются в ночной тишине.
Разбирая правописание суффиксов причастий, обращаем внимание на постановку знаков препинания при причастном обороте.
б) Некоторые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.
Вставить пропущенные буквы:
Карточка №1
Слыш...мого рокота, вид...мый в микроскоп, навева...мый воспоминаниями, огражда...мый от невзгод, колебл...мый ветром, озаря...мого луной, ороша...мый водами, леле...мый родителями.