Слово учителя: Учитель (вывод): Глаголы прошедшего времени
а) образуются от неопределенной формы глагола;
б) в единственном числе изменяются по родам; в мужском роде – нулевое окончание (Что делал? Что сделал?); в женском роде – а, (что делала? что сделала?); в среднем роде – о ( что делало? что сделало?); в) во множественном числе имеют окончание – и (что делали? что сделали?).
Запомнить! Суффикс -СЯ пишется после суффикса –Л -м.р. Суффикс – СЬ пишется после окончания –А – ж.р. -О- ср.р. -И- мн.ч. Светился – м.р. Светилась – ж.р. Светилось - с.р. Светились – мн.ч. При основе на согласную суффикс –Л- у глаголов м. р. часто опускается: везти – вёз, везла,везло,везли нести – нес, несла,несло,несли
На земле вместе с человечеством испокон веков живут Добро и Зло. Лечат душу добрые слова, недобрые поступки ранят ее, оставляют неизгладимый след. О добрых и злых поступках вы узнаете, прочитав текст рассказа «Голубая ель», созданный Татьяной ТЭСС. ( портрет писателя) Учитель: Татьяна ТЭСС – это псевдоним Татьяны Николаевны Сосюра, советской писательницы, журналистки и публицистки,многолетней сотрудницы газеты «Известия». Родилась в 1906 году в Одессе.Закончила Одесскую консерваторию по классу рояля. Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей, публицист. Главной темой ее творчества были проблемы воспитания. Ушла из жизни в 1983 году.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прямое и переносное значение слов»
Прямое и переносное значение слов
Тема урока: «Прямое и переносное значение слов». Цели: урока: Образовательная: дать понятие о прямом и переносном значении слова: умение определять лексическое значение слов. Развивающая: научить учащихся распознавать понятие прямого и переносного значения слова развивать умение применять знания в разнообразных ситуациях:. Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении письменных задании. Тип урока: объяснение нового материала Метод обучения: словесный, наглядный, практический Формы обучения: групповой, индивидуальный, беседа по тексту
Эпиграф: « Знания зовут, а дела не ждут»
Ход урока I. Организационный момент.( посещаемость и готовность класса к уроку) Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.
II. Опрос домашнего задания: Упр 100 Вставить пропущенные буквы и объяснить значение слов. Повторение изученного по теме « Однозначные и многозначные слова» 1. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение) 2. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное) 3. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) 4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
III. Объяснение нового материала. Урок открывается с ознакомления Упр 101 на странице 44. Ребята, давайте прочитаем стихотворение Абая «Осень» (Учащийся читаю стихотворение) Тучи мрачно окутали весь небосвод - Это осень в дождях и туманах ползёт. И застывшую землю, от стужи дрожа, Кобылица напрасно копытом скребёт. Объяснение учителя: тучи окутали, осень ползёт, тянут безлистые руки ветвей — значение этих слов употреблены в прямом и переносном значении. Выражение; тучи окутали - тучи накрыли (прямое) осень ползёт - осень приближается (переносное) безлистые руки ветвей - в значении без листьев (переносное) - Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слова» Опорная схема
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, выступают в прямом значении. А некоторые слова используются для называния других предметов, признаков, действий. Например: золотые часы, золотое кольцо - слово имеет прямое (тура мағынасы) значение. При переносе наименования одного предмета в качестве наименования для другого предмета у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Например: золотые листья, золотая осень - слово имеет переносное (ауыспалы) значение.
IV. Закрепление нового материала: А теперь обратимся к учебнику на странице 46 упражнение 103 Записать в два столбика словосочетания
Прямое значение Переносное значение Золотой браслет золотая пшеница ученик идёт дождь идёт ребёнок спит природа спит волк воет ветер воет
А теперь ребята давайте потренируемся, выполним задания. Задание1: В каждой паре предложении указать слова, употреблённые в прямом и переносном значении. 1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет. 2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу. 3. Пришел с работы папа. Наконец - то пришел долгожданный день отъезда. 4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.
Задание2: Составить словосочетания с прямым значением слова, а затем с переносным значением. Зажечь(свеча, ребята, костёр, дрова). Рассыпались (монеты, зёрна, звёзды, лучи). Жемчужный (зубы, серьги, ожерелье). Золотой (волосы, кольцо, колосья, руки). Задание3: Творческая работа составит рассказ об уборке урожая по рисунку на стр. 48 Ребята составляют рассказ на основе опорных слов: осень, урожай, пшеница, комбайн, люди, дружно, созрели, золотой. Учащиеся читают составленный текст и оцениваются.
V. Домашнее задание: задание 7 «осень» стр. 47 выучить. Составить 5 - 6 предложении с прямым и переносным значением слов.