урок-практикум подачи новых знаний.
Жанибекова А.К. учитель русского языка и литературы ср. школы имени Ы.Алтынсарина Карасайского района Алматинской области
Цель урока: дать понятие о метафоре и метонимии.
Задачи урока: образовательные (выработать навыки нахождения в тексте слов с переносным значением и определения его типов; конструировать словосочетания предложений со словами в переносном значений; обогащать словарный запас учащихся); развивающие (развивать связную речь учащихся); воспитательные (воспитывать трудолюбие, старание, самостоятельность в учебной работе, прививать интерес к языковой теме).
Методы и приемы урока: эвристическая беседа, слово учителя, использование интерактивной доски, просмотр слайдов, групповая работа.
Наглядность, оборудование: словарь Ожегова, рисунки, слайды, карточки.
Этапы урока
Виды работы
1.Орг. момент
Слайд №1
Добрый день, добрый час
Как я рада, видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2.Сообщение темы, целей и задач урока
Слайд №2
Число, запись темы и задач урока
3.Проверка домашнего задания, чтобы активизировать знания учащихся
-Слайд №3
-Ребята, что было задано на дом? проверяется дом. задание 7 на стр.27 и 5 параграф)
–Что такое лексика? (Все слова образуют его словарный состав, или лексику).
–Что такое лексическое значение? (Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение).
-Какие слова называются однозначными, а какие - многозначными? (Слово может иметь одно или несколько значений).
–Какие слова называются омонимами? ( Это слова, совпадающие по своему звучанию или написанию, но совершенно разные по лексическому значению).
–Чем отличаются омонимы от многозначных слов? ( В многозначных словах значения связаны между собой, а омонимы -разные слова, в значениях нет ничего общего).
–Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположными лексическими значениями).
Когда ученики ответили на вопросы и приводили примеры, учитель подводит итог выполнения домашнего задания.
4.Объяснение нового материала
Ребята, в 5-ом классе вы узнали, что такое многозначные слова и что у них кроме прямого значения есть ещё значение. Какое? (переносное). Прямое значение слова - это его основное значение. Переносное значение слова -это его второе значение, которое возникает на основе прямого и связано с ним по смыслу.
Послушать стихотворение
Слайд №4
Железную подкову кузнец ковал коню,
Я в человеке волю железную ценю,
Пусть звона наковальни не слышала она,
Но, как железо, твердой и крепкой быть должна.
Анализ стихотворения
Слайд №5
Выпишите слова подкова (какая?) и воля (какая?). Ученики записали железная подкова и железная воля. В каком значений употреблено слово железная в 1-м случае? ( в прямом, потому что подкова сделана из железа). А во 2-м случае? (в переносном, так как автор назвал волю железной по сходству с основным значением крепость, прочность).
2.Вопросы. - А вы, ребята, как думаете, воля, воспитание воли, самовоспитание касается ли только взрослых? (Нет. Воспитывать волю, заниматься самовоспитанием надо и детям). Верно! Воспитание силы воли — это стремление, способность осуществлять поставленные перед собой цели. Нужно заниматься самовоспитанием, делать не только то, что хочется, а и то, что необходимо, не оставлять, на завтра то, что можно сделать сегодня.
А теперь вернёмся к нашей теме. В русском языке существуют два типа переносных значений: 1-й тип — метафора, это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (ручка ребёнка – дверная ручка); 2-й тип - метонимия, это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами или явлениям (Школа вышла на субботник): связь между школой и учащимися).
5.Закрепление.
Работа по учебнику и по словарю Ожегова.
Слайд №6
1.Ученики выписывают метафоры (например: Плывёт эскадрилья журавлей); выписывают примеры метонимии (например: Говорила спина, т.е. человек, стоящий спиной).
2. Упр. 2(стр.29) по учебнику
3.Работая по словарю Ожегова, 1-я группа определяет лексическое значение слова вешние; 2-я группа—мгла; 3-я группа — лазурь.
физкультминутка
- дети встают, начинают зарядку специально для подросткового возраста среднего звена
Для групповой работы класс делится на 3 группы. Учитель раздает группам карточки с заданиями: для 1-ой группы — выписать примеры метонимии; для 2-ой группы - выписать примеры метафоры; для 3-й группы — составить предложения по картине, употребляя слова с переносным значением. Далее проверяется выполнение заданий, исправляются ошибки. Теперь, ребята, давайте поиграем в игру
Слайд №7 «Кто быстрее?».
Вам надо определить, какое значение прямое, а какое — переносное: 1) горлышко ребёнка — горлышко бутылки; 2) глазное яблоко — спелое яблоко; 3) сосуд для воды - кровеносные сосуды; крыло орла — крыло самолёта; 4) подошва горы — подошва ноги.
Учитель: Молодцы! Хорошо справились с заданием. А сейчас постарайтесь определить, о каких предметах говорится в загадке. Справочные слова: очки, ключ.
1.Нас много в играх набирают, и на нос надевают. (Очки).
2.Из земли я воду извлекаю, и ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего за вознаграждение не прошу. (Ключ).Здесь, ключ –родник, ключ –приспособление для открывания и закрывания замка, музыкальный ключ.
7.Рефлексия
Итог.
-О чём вы сегодня узнали?
-Чей ответ вас сильно заинтересовал?
-С какими типами переносных значений слов мы познакомились?
-Что называется метафорой?
-Что называется метонимией?
-Сможете ли использовать в речи метафоры и метонимии?
8.Оценивание.
Домашнее задание
Выставить оценки каждому ответившему за учебные деятельности на уроке, за переживание и поддерживание друг друга.
-похлопайте друг другу, спасибо за урок и за ваш позитив!
Упр.6, страница 30.Указать, в каких примерах выделенные слова имеют прямое, а в каких - переносное значение. Какое сходство есть у каждой пары предметов ( по цвету, по форме, по качеству, по действию)?