kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Типы переносных значений слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-практикум подачи новых знаний.

Жанибекова А.К. учитель русского языка и литературы ср. школы имени Ы.Алтынсарина  Карасайского района  Алматинской области

Цель урока: дать понятие о метафоре и метонимии.

Задачи урока: образовательные (выработать навыки нахождения в тексте слов с переносным значением и определения его типов; конструировать словосочетания предложений со словами в переносном значений;  обогащать словарный запас учащихся); развивающие (развивать связную речь учащихся); воспитательные (воспитывать трудолюбие, старание, самостоятельность в учебной работе, прививать интерес к языковой теме).

Методы и приемы урока: эвристическая беседа, слово учителя, использование интерактивной доски, просмотр слайдов, групповая работа.

Наглядность, оборудование:  словарь Ожегова, рисунки, слайды, карточки. 

Этапы урока

Виды работы

1.Орг. момент

Слайд №1

Добрый день, добрый час

       Как я рада, видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

2.Сообщение темы, целей и задач урока

Слайд №2

Число, запись темы и задач урока

3.Проверка домашнего задания, чтобы активизировать знания учащихся

-Слайд №3

-Ребята, что было задано на дом? проверяется дом.  задание 7 на стр.27 и 5  параграф)

–Что такое лексика? (Все слова образуют его словарный состав, или лексику).

–Что такое лексическое значение? (Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение).

-Какие слова называются однозначными, а какие - многозначными?  (Слово может иметь одно или несколько значений).

–Какие слова называются омонимами? ( Это слова, совпадающие по своему звучанию или написанию, но совершенно разные по лексическому значению).

–Чем отличаются омонимы от многозначных слов? ( В многозначных словах значения связаны между собой, а омонимы -разные слова, в значениях нет ничего общего).

–Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположными лексическими  значениями).

Когда ученики ответили на вопросы и приводили примеры, учитель подводит итог выполнения домашнего задания.

4.Объяснение нового материала

Ребята, в 5-ом классе вы узнали, что такое многозначные слова и что у них кроме прямого значения есть ещё значение. Какое? (переносное). Прямое значение слова  - это его основное значение. Переносное значение слова -это его второе значение, которое возникает на основе прямого и связано с ним по смыслу.

Послушать стихотворение

Слайд №4

Железную подкову кузнец ковал коню,

Я в человеке волю железную ценю,

Пусть звона наковальни не слышала она,

       Но, как железо, твердой и крепкой быть  должна.

Анализ стихотворения

Слайд №5

Выпишите слова подкова (какая?) и воля (какая?). Ученики записали  железная подкова и железная воля. В каком значений  употреблено слово железная в  1-м случае? ( в прямом, потому  что подкова сделана из железа). А во 2-м случае?  (в переносном, так как автор назвал волю железной по сходству  с основным значением  крепость, прочность).

2.Вопросы. - А вы, ребята, как думаете, воля, воспитание воли, самовоспитание касается ли только взрослых? (Нет.  Воспитывать  волю, заниматься самовоспитанием надо и детям). Верно! Воспитание силы воли — это стремление, способность осуществлять поставленные перед собой цели. Нужно заниматься самовоспитанием, делать не только то, что хочется, а и то, что необходимо, не оставлять, на завтра то, что можно сделать  сегодня.

А теперь вернёмся к нашей теме. В русском  языке существуют два типа переносных значений: 1-й тип — метафора, это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (ручка ребёнка – дверная ручка); 2-й тип - метонимия, это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами или явлениям (Школа вышла на субботник): связь между школой и учащимися).

5.Закрепление.

Работа по учебнику и по словарю Ожегова.

Слайд №6

1.Ученики выписывают метафоры (например: Плывёт эскадрилья журавлей); выписывают примеры метонимии (например: Говорила спина, т.е. человек, стоящий спиной).

 2. Упр. 2(стр.29) по учебнику

3.Работая по словарю Ожегова, 1-я группа определяет лексическое значение слова вешние; 2-я группа—мгла; 3-я группа — лазурь.

физкультминутка

- дети встают, начинают зарядку специально для подросткового  возраста среднего звена

Для групповой работы класс делится на 3 группы. Учитель раздает группам карточки с заданиями: для 1-ой группы — выписать примеры метонимии; для 2-ой группы - выписать примеры метафоры;  для 3-й группы — составить  предложения по картине, употребляя слова с переносным значением. Далее проверяется выполнение заданий, исправляются ошибки. Теперь, ребята, давайте поиграем в игру

Слайд №7 «Кто быстрее?».

 Вам надо определить, какое значение прямое, а какое — переносное: 1) горлышко ребёнка — горлышко бутылки; 2) глазное  яблоко спелое яблоко; 3) сосуд для воды - кровеносные сосуды; крыло орла крыло  самолёта;  4) подошва  горы — подошва ноги.

Учитель: Молодцы! Хорошо справились с заданием.  А сейчас постарайтесь определить, о каких предметах говорится в загадке. Справочные слова: очки, ключ.

1.Нас много в играх набирают, и на нос надевают. (Очки).

2.Из  земли я воду извлекаю, и ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего за вознаграждение не прошу. (Ключ).Здесь, ключ –родник, ключ –приспособление для открывания и закрывания замка, музыкальный ключ.

7.Рефлексия

Итог.

-О чём вы сегодня узнали?

-Чей ответ вас сильно заинтересовал?

-С какими типами переносных значений слов мы познакомились?

-Что называется метафорой?

-Что называется метонимией?

-Сможете ли использовать в речи метафоры и метонимии?

8.Оценивание.

Домашнее задание

Выставить оценки каждому ответившему за учебные деятельности на уроке, за переживание и поддерживание друг друга.

-похлопайте друг другу, спасибо за урок и за ваш позитив!

Упр.6, страница 30.Указать, в каких примерах выделенные слова имеют  прямое, а в каких - переносное значение. Какое сходство есть у каждой пары предметов ( по цвету, по форме, по качеству, по действию)?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Типы переносных значений слов» »

«Типы переносных значений слов»

урок-практикум подачи новых знаний.

Жанибекова А.К. учитель русского языка и литературы ср. школы имени Ы.Алтынсарина Карасайского района Алматинской области

Цель урока: дать понятие о метафоре и метонимии.

Задачи урока: образовательные (выработать навыки нахождения в тексте слов с переносным значением и определения его типов; конструировать словосочетания предложений со словами в переносном значений; обогащать словарный запас учащихся); развивающие (развивать связную речь учащихся); воспитательные (воспитывать трудолюбие, старание, самостоятельность в учебной работе, прививать интерес к языковой теме).

Методы и приемы урока: эвристическая беседа, слово учителя, использование интерактивной доски, просмотр слайдов, групповая работа.

Наглядность, оборудование: словарь Ожегова, рисунки, слайды, карточки.

Этапы урока

Виды работы

1.Орг. момент

Слайд №1

Добрый день, добрый час

Как я рада, видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.


2.Сообщение темы, целей и задач урока

Слайд №2

Число, запись темы и задач урока

3.Проверка домашнего задания, чтобы активизировать знания учащихся

.

-Слайд №3

- Ребята, что было задано на дом? проверяется дом. задание 7 на стр.27 и 5 параграф)

–Что такое лексика? (Все слова образуют его словарный состав, или лексику).

–Что такое лексическое значение? (Каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение).

-Какие слова называются однозначными, а какие - многозначными? (Слово может иметь одно или несколько значений).

–Какие слова называются омонимами? ( Это слова, совпадающие по своему звучанию или написанию, но совершенно разные по лексическому значению).

–Чем отличаются омонимы от многозначных слов? ( В многозначных словах значения связаны между собой, а омонимы -разные слова, в значениях нет ничего общего).

–Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположными лексическими значениями).

Когда ученики ответили на вопросы и приводили примеры, учитель подводит итог выполнения домашнего задания.


4.Объяснение нового материала

Ребята, в 5-ом классе вы узнали, что такое многозначные слова и что у них кроме прямого значения есть ещё значение. Какое? (переносное). Прямое значение слова - это его основное значение. Переносное значение слова -это его второе значение, которое возникает на основе прямого и связано с ним по смыслу.


Послушать стихотворение

Слайд №4

Железную подкову кузнец ковал коню,

Я в человеке волю железную ценю,

Пусть звона наковальни не слышала она,

Но, как железо, твердой и крепкой быть должна.

Анализ стихотворения

Слайд №5

Выпишите слова подкова (какая?) и воля (какая?). Ученики записали железная подкова и железная воля. В каком значений употреблено слово железная в 1-м случае? ( в прямом, потому что подкова сделана из железа). А во 2-м случае? (в переносном, так как автор назвал волю железной по сходству с основным значением крепость, прочность).

2.Вопросы. - А вы, ребята, как думаете, воля, воспитание воли, самовоспитание касается ли только взрослых? ( Нет. Воспитывать волю, заниматься самовоспитанием надо и детям). Верно! Воспитание силы воли — это стремление, способность осуществлять поставленные перед собой цели. Нужно заниматься самовоспитанием, делать не только то, что хочется, а и то, что необходимо, не оставлять, на завтра то, что можно сделать сегодня.



А теперь вернёмся к нашей теме. В русском языке существуют два типа переносных значений: 1-й тип — метафора, это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (ручка ребёнка – дверная ручка); 2-й тип - метонимия, это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами или явлениям (Школа вышла на субботник): связь между школой и учащимися).


5.Закрепление.

Работа по учебнику и по словарю Ожегова.

Слайд №6

1 .Ученики выписывают метафоры (например: Плывёт эскадрилья журавлей); выписывают примеры метонимии (например: Говорила спина, т.е. человек, стоящий спиной).

2. Упр. 2(стр.29) по учебнику

3.Работая по словарю Ожегова, 1-я группа определяет лексическое значение слова вешние; 2-я группа—мгла; 3-я группа — лазурь.


физкультминутка

- дети встают, начинают зарядку специально для подросткового возраста среднего звена

Для групповой работы класс делится на 3 группы. Учитель раздает группам карточки с заданиями: для 1-ой группы — выписать примеры метонимии; для 2-ой группы - выписать примеры метафоры; для 3-й группы — составить предложения по картине, употребляя слова с переносным значением. Далее проверяется выполнение заданий, исправляются ошибки. Теперь, ребята, давайте поиграем в игру

Слайд №7 «Кто быстрее?».

Вам надо определить, какое значение прямое, а какое — переносное: 1) горлышко ребёнка — горлышко бутылки; 2) глазное яблоко спелое яблоко; 3) сосуд для воды - кровеносные сосуды; крыло орла крыло самолёта; 4) подошва горы — подошва ноги.

Учитель: Молодцы! Хорошо справились с заданием. А сейчас постарайтесь определить, о каких предметах говорится в загадке. Справочные слова: очки, ключ.

1.Нас много в играх набирают, и на нос надевают. (Очки).

2.Из земли я воду извлекаю, и ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего за вознаграждение не прошу. (Ключ).Здесь, ключ –родник, ключ –приспособление для открывания и закрывания замка, музыкальный ключ.



7.Рефлексия

Итог.

-О чём вы сегодня узнали?

-Чей ответ вас сильно заинтересовал?

-С какими типами переносных значений слов мы познакомились?

-Что называется метафорой?

-Что называется метонимией?

-Сможете ли использовать в речи метафоры и метонимии?

8.Оценивание.

Домашнее задание

Выставить оценки каждому ответившему за учебные деятельности на уроке, за переживание и поддерживание друг друга.

-похлопайте друг другу, спасибо за урок и за ваш позитив!

Упр.6 , страница 30.Указать, в каких примерах выделенные слова имеют прямое, а в каких - переносное значение. Какое сходство есть у каждой пары предметов ( по цвету, по форме, по качеству, по действию)?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Типы переносных значений слов»

Автор: Жанибекова Алмагуль Керейтбаевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184767

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока на тему "Когда слово употребляется в переносном значении". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-koghda-slovo-upotriebliaietsia-v-pierienosnom-znachienii"
    ["file_id"] => string(6) "108993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404012742"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "113601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410550556"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства