Тема: Прямое и переносное значение слов. 5 класс.
Цели урока :
- образовательные: дать понятие учащимся о прямых и переносных
значениях слова, отработать умения правильного
употребления их в речи.
- развивающие : привить навыки творческой деятельности, формировать
логические способности, учить детей делать выводы,
расширить их лексический кругозор.
- воспитательные: воспитывать творчески мыслящую, инициативную
личность, пробудить интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, практический.
Оборудование: картины, музыка П.И.Чайковского «Времена года»
( «Октябрь»), раздаточный материал, слайды на тему «Осень».
Ход урока:
Унылая пора!
Очей очарованье!
А.С.Пушкин.
. Организационный момент.
Ну,теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»
- . Проверка домашнего задания.
Упражнение 100 на странице 43.
Списать, вставляя пропущенные буквы. Проверить их написание.
- . Вступительная беседа.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский написал замечательное музыкальное произведение о природе «Времена года».Сейчас вам предлагаю послушать отрывок из него.
- Какое настроение вызывает у вас эта музыка?
- Что вы себе представляете, когда слушаете эту музыку?
- Какие краски вы бы взяли, разукрашивая воображаемые образы?
- О каком времени года эта музыка?
Ответ: Осень.
Итак, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово «Осень»?
- . Составление кластера.
Осенний ветер постарался ваши слова соединить, и вот что получилось:
листопад грусть холод
Осень
птицы дождь унылая пора
- .Чтение стихотворение Абая «Осень»
Читает ученик.
VI. Словарная работа.
Окутали – басты
Ползёт – наступает
Безлистые – без листьев
Скребёт – бьёт
Иссохшие –
- . Беседа с учащимся.
- Ранней или поздней поре осени посвятил Абай своё стихотворение?
- Какие картины поздней осени рисует поэт?
- Какое чувство у поэта вызывает картина поздней осени?
Ребята, обратите внимание на словосочетания:
тучи окутали, осень ползёт, тянут безлистые руки ветвей
Какие слова использованы в переносном значении?
.Объяснение новой темы.
Запись темы в рабочих тетрадях.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение слова – это лексическое значение, основанное на сходстве между собой предметов, явлений.
Золотое кольцо – прямое значение
Золотые часы – прямое значение
Золотая осень – переносное значение
Золотые листья – переносное значение
- . Закрепление изученного материала.
Упражнение 103 стр.46
Указать, в каких словосочетаниях выделенные слова имеют переносное значение, в каких – прямое.
Золотой браслет – золотая пшеница, ученик идёт – дождь идёт, ребёнок спит – природа спит, волк воет – ветер воет.
X.Работа с тестом.
Найдите словосочетание с переносным значением.
1. А) Нос человека
Б) Нос лодки
В) Нос девочки
2.А) Чёрные глаза
Б) Чёрная кожа
В) Чёрные мысли
3. А) Богатый край
Б) Богатый урожай
В) Богатый язык
4.А) Шумит ребёнок
Б) Шумит река
В) Шумит дождь
5. А) Золотые волосы
Б) Золотые часы
В) Золотые монеты
Упражнение 107 стр.46.
Списать. Найти слово, которое употреблено в переносном значении.
Золотые руки -
Руки не из золота
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете.
. Рубрика. «Это интересно знать».
История названий осенних месяцев.
сентябрь, октябрь, ноябрь
- .Творческая работа.
Чтение учениками стихов об осени.
XIII.Музыкальный тренинг.
На слайдах картины осени.
Текст.
Осень.
Осень пришла в лес. Лес стал очень красив, когда все листья раскрылись в яркие цветы. Потом подули сердитые ветры. Они сдирали жёлтые, красные
листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю. Скоро лес поредел,ветки обнажились,а земля под ними покрылась разноцветными листьями.
Как прекрасна золотая осень!
Любите ли вы осень?
. Подведение итогов урока.
Составление синквейна на тему
«Осень»
1.Осень
2.Тёплая,ранняя.
3.Падает,желтеет,шуршит
4.Как прекрасна золотая осень!
5.Время года.
Обобщить имеющиеся и полученные знания.
Знаю
Узнал
Слова,имеющие одно значение, называются однозначными.
Слова, имеющие несколько значений,
называются многозначными.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение слова – это лексическое значение, основанное
на сходстве, близости между собой
предметов.
.Домашнее задание.
Подготовить мини – сочинение «Осень –самая прекрасная пора».