Просмотр содержимого документа
«прямое и переносное значение слова »
Прямое и переносное значение слов.
Цели: 1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова
2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.
3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора.
4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.
Ход урока: Мотивация.
1) Слово учителя:
- Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?
(Народный богатырь, герой многих былин)
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-тобоку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »
Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица
перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.
Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,
переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»
(запись в тетрадях).
2) Запись на доске:
железные гвозди, железное здоровье.
Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает
«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное
обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в
этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье
называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось
переносное значение.
3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся):
золотое кольцо, золотое слово
4)Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании
«золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и
золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).
5)Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосочетании золотые руки?
(Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно любую работу).
6) Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:
Золотые руки – Руки не из золота. Золотые руки Не боятся холода. В ссадинах, В мозолях Руки эти, Самые нужные Руки На свете.
7) Информация о толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)
8)Задание:Найти в школьном толковом словаре 2-3 слова с переносным значением, составить с выбранными словами распространенные предложения.
9)Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одниминостранцем.
10) Инсценировка текста:
Иностранец подходит к продавцу ягод.
- Что продаете?
- Черную смородину.
- А почему ж она белая?
- Потому что зеленая.
11)Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый,
неспелый)
12) Информация об использовании слов с переносным значением в художественных произведениях. (Сведения из учебника).
13)Словарная работа:олицетворение,метафора
14) Выполнить упр.339
15)Учитель: Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только поэтическую речь, но и прозаическую.