kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прямое и переносное значение слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

            1)Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова

            2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

            3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора.

            4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«прямое и переносное значение слова »

Прямое и переносное значение слов.

 

Цели: 1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова

2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора.

4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.

 

Ход урока: Мотивация.

 

1) Слово учителя:

 

- Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?

(Народный богатырь, герой многих былин)

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »

Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица

перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.

Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

(запись в тетрадях).

2) Запись на доске:

железные гвозди, железное здоровье.

 

Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает

«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное

обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в

этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье

называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось

переносное значение.

 

3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся):

золотое кольцо, золотое слово

 

4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании

«золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и

золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).

 

5) Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосочетании золотые руки?

(Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно любую работу).

 

6) Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:

Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете. 

7) Информация о толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)

 

8) Задание: Найти в школьном толковом словаре 2-3 слова с переносным значением, составить с выбранными словами распространенные предложения.

 

9) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним иностранцем.

 

10) Инсценировка текста:

 

Иностранец подходит к продавцу ягод.

- Что продаете?

- Черную смородину.

- А почему ж она белая?

- Потому что зеленая.

11) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый,

неспелый)

 

12) Информация об использовании слов с переносным значением в художественных произведениях. (Сведения из учебника).

 

13) Словарная работа: олицетворение, метафора

 

14) Выполнить упр.339

 

15) Учитель: Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только поэтическую речь, но и прозаическую.

 

16) Обратимся к упр.342.

а) Чтение текста.

б) Определение стиля речи, типа речи.

в) Определение названия текста.

г) Словарная работа: лазоревый, коралловый, сапфировый.

17) Запись текста, объяснение орфограмм.

 

18) Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A

вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный

 

 

 

детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.

 

19) Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении:

 

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

 

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

- А я тогда не пойду на улицу.

- Почему?

- А чтоб меня морозы не ударили

 

в) Мальчика спрашивают о сестре

- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить?

- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

 

20) Учитель: Дети, вы услышали смешные истории. Не менее веселым, Я думаю, покажется вам упр. 340.

21) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

 

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

22) Подведем итоги урока.

Вопросы к классу:

а) Чем переносное значение отличается от прямого?

б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?

 

24) Домашнее задание:

Теоретические сведения на стр. 132-133, упр.338



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
прямое и переносное значение слова

Автор: Даирбекова Халия Данабековна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова""
    ["seo_title"] => string(58) "urokporusskomuiazykupriamoieipierienosnoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "264963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449818148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема презентации: Прямое и переносное значение слова "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-priezientatsii-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420183438"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока  «Типы переносных значений слов» "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-tipy-pierienosnykh-znachienii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "184767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426091335"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Прямое и переносное значение слов.""
    ["seo_title"] => string(41) "priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "257481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448344639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства