kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прямое и переносное значение слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Запланированная деятельность на уроке

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

 «Подари улыбку»

Ребята, помните песенку:

От улыбки хмурый день светлей,                                        

 От улыбки в небе радуга проснется.                                             Поделись улыбкою своей

И она к тебе еще не раз вернется.

Улыбнитесь друг другу!.  И начнем наш урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прямое и переносное значение слова»

Краткосрочное планирование урока по предмету «Русский язык и литература»

Раздел: Семья

Школа: №40 Урок 21

Дата: «____»_________20__г.

ФИО учителя: Букишева С.С.


Класс: 5 "____" класс.

Количество присутствующих: отсутствующих:

Тема: Прямое и переносное значение

Цели обучения:

5.1.1.1- понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста;

5.2.5.1- участвовать в диалоге, правильно понимая реплики и предоставляя обратную связь.

5.3.6.1- анализировать содержание небольших произведений литературы, определяя тему и основную идею;

5.4.1.1 - создавать тексты, используя элементы разговорного и художественного стилей.

Ожидаемыйрезультат

Все учащиеся смогут:

определить типы речи;

определить тему текста;

составлять и разыгрывать диалог;

правильно употреблять слова в прямом и переносном значений;

Большинство учащихся смогут:

согласовывать имена прилагательные с именами существительными;

составлять предложения, используя слова в прямом и переносном значений ;

высказывать простые оценочные суждения;

указывать тип текста;

находить в тексте тезис и доказательства;

Некоторые учащиеся смогут:

составлять тексты, используя данное начало;

составлять тексты по заданным темам;

Языковая цель

Полиязычие: просьба – өтініш,лакомиться – есть что-нибудь вкусное, не откликнется – не отвечает,крона – листва,прожорливый – қомағай,проворный – шапшаң,расправились – здесь: съели

Основные термины и словосочетания

Класс, классный,одноклассник,одноклассница,пятиклассник;

Чувствовать, почувствовать,чувство

Цель урока:

- понимают общее содержание сообщения, определяя тему текста;

- анализируют содержание небольших произведений литературы, определяя тему и основную идею;

-используют в устной и письменной речи слова в прямом и переносном значений;

Привитие ценностей

Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру;

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: казахский язык, английский язык

Навыки использ ИКТ

На данном уроке ИКТ не используется

Предварительные знания

Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста, используя глаголы нужного времени.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Организационный момент.


I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

«Подари улыбку»

Ребята, помните песенку:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей

И она к тебе еще не раз вернется.

Улыбнитесь друг другу!. И начнем наш урок.

Прослушивание аудиозаписи






Начало урока

II. Актуализация знаний.

2.Сообщение учителя. Итак, сегодня мы продолжаем работу над изучением раздела «Лексика».

Урок, ребята, я хочу начать строчками из стихотворения А.Шибаева «Слова»
Эпиграф урока:

Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А.Шибаев)
Действительно, все предметы, которые нас окружают имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. 1.Все слова какого-либо языка образуют его словарный состав, или лексику. Так, русские слова составляют лексику русского языка, казахские слова- лексику казахского языка и т.д. В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова более 70 000 слов, в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка»- более 120 000 слов.

2. Очень много слов знают, например, выдающиеся писатели. В произведениях А.С.Пушкина насчитывается около 22 тысяч разных слов.

3.Есть толковые словари. Самые известные и объёмные словари – это толковый словарь Ожегова, более70000 тыс. слов; 4-х томник Д. Ушакова, 85 тыс. слов; 17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов; толковый словарь Даля, 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц)

Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много русских слов и правильно использовать их в своей речи. Сколько же все-таки слов в русском языке?

Задание1.Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают запись в тетрадях: сведения о словарях

Вывод. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Столько слов, конечно, невозможно знать.

Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи.

Задание2: По   лексическому  значению определить, как  называется слово.

Лексический  диктант

1. Раздел языкознания, который изучает строение звуков и букв (фонетика)

2. Порядок расположения букв в азбуке (алфавит)

3. Графический знак для письма в азбуке (буква)

4. Минимальный элемент речи, воспринимаемый слухом (звук)

5. Звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком воздуха (слог)

6. Единица языка, строительный материал языка (слово)

7. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка (лексика)

ФО.Взаимопроверка. (Правильные ответы вывешиваются на доске) Поставить оценку за работу в листы оценивания. (Ошибок 0 — «5», 1–2 ошибки -«4», 3 -4 — «3», нет правильного ответа «2»)

Эпиграф урока на интерактивной доске (слайд1)


Середина урока

III.Формирование новых понятий и навыков

1.Работа по электронному учебнику.

Задание: по электронному учебнику прослушать объяснение теоретического материала «Прямое и переносное значение слов» (модуль «Речевые общения». Грамматика. Объяснение 1,2)

2.Работа по таблице

Освоение изученного материала.

Практические задания

Задание1. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют прямое, а в каких переносное значение? 

Золотой браслет —золотая пшеница,

Малыш спит — природа спит.
Школьник идёт — дождь идёт

1. На морозе щеки горят.
2. Петя светился от счастья.
3.Лес стоит под шапкой тёмною, в золотом огне купается.

Задание2. Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А.Громова).

Вывод. Когда происходит перенос значения? (когда есть сходство, олицетворение).

Задание3. Работа в группах. Деление на группы

Работа с текстом.

Группа1

Выплыло из-за елей солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла небо. Загрустила природа. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза прошла мимо. И снова над лесом светит ласковое солнце.

Задания к тексту:

- озаглавить текст, определить ключевые слова;

-найдите слова, называющие предмет;

-найти в толковом словаре лексическое значение выделенных слов;

-определите грамматические формы словосочетаний;

Группа2

Брызнули листья с деревьев. Полетели они иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись по ветру, запрыгали куницами по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и кругом. Шумит золотой дождь.

Задания к тексту:

- озаглавить текст, определить ключевые слова;

-найдите слова, называющие действия;

-найти в толковом словаре лексическое значение выделенных слов;

-определите грамматические формы словосочетаний;

Закрепление усвоенных знаний и навыков

Группа1. Задание: ответить на вопросы.

1.Что такое слово?

2. Что образуют все слова в языке?

3.Что такое лексическое значение слова?

4.Как делятся слова по лексическому значению?

5.Какие слова называются многозначными?

6.Как вы определяете переносное значение слов?

Группа2.Задание: ответить на вопросы.

1. Из чего состоит наша  речь?

2. Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка?

3.Какие словари вы знаете?

4.Какие слова называются однозначными?

5.Какие значения имеют многозначные слова?

6. Если словарный запас языка изменяется, то с  чем  это  может быть связано?

4.Творческая работа.

- Составить кластер для презентации на тему «Лексика»

-Выписать из текста слова в переносном значений и объяснить их смысл.

Формативное оценивание. Три звезды и одно пожелание

Физминутка «Снежинки»

5. Проверь себя!

Под диктовку записать слова в 2 столбика: в 1 столбик — слова с прямым значением, во 2 столбик слова с переносным значением.

Ученик идет - снег идет, гибкость ума -гибкость ветки, каменное сердце- каменный дом,
зрелые плоды -зрелый человек, золотые листья- золотое кольцо, хранить книгу- хранить память

Формативное оценивание. Самопроверка.

Проверьте работу. На экране ответы для самопроверки:

Ученик идет - снег идет

гибкость ветки - гибкость ума

каменный дом- каменное сердце

зрелые плоды – зрелый человек

золотое кольцо- золотые листья

хранить книгу- хранить память

Работа по ИКТ








Таблицыа на слайде











Практические задания
















Работа с текстом.
























Творческая работа.









Физминутка по ИКТ

Конец урока

Подведение итогов

- Ребята, о чем сегодня мы говорили на уроке? (о словах, словарном составе языка).

- Используя слова в прямом и переносном значений напишите небольшое эссе на тему «Мир, в котором я живу…»

Домашнее задание.

Дескриптор

1.определяет тему, основную мысль текста, ключевые слова;

2. использует в устной и письменной речи слова в прямом и переносном значений; ;

3.Работает в группе, выражает свои мысли;

4. отвечает на «тонкие»и «толстые»вопросы;

Рефлексия

- Ребята, урок подходит к концу. Сейчас мы должны определить активность, эффективность, увлекательность и полезность вашей работы в процессе урока. Перед вами опорные слова, с помощью которых вы можете написать рефлексию урока.

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
я не смог…
я думаю, что …














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Прямое и переносное значение слова

Автор: Букишева Сауле Сакановна

Дата: 15.05.2019

Номер свидетельства: 510340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова""
    ["seo_title"] => string(58) "urokporusskomuiazykupriamoieipierienosnoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "264963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449818148"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема презентации: Прямое и переносное значение слова "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-priezientatsii-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420183438"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока  «Типы переносных значений слов» "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-tipy-pierienosnykh-znachienii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "184767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426091335"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Прямое и переносное значение слов.""
    ["seo_title"] => string(41) "priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "257481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448344639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства