III.Формирование новых понятий и навыков 1.Работа по электронному учебнику. Задание: по электронному учебнику прослушать объяснение теоретического материала «Прямое и переносное значение слов» (модуль «Речевые общения». Грамматика. Объяснение 1,2) 2.Работа по таблице Освоение изученного материала. Практические задания Задание1. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют прямое, а в каких переносное значение? Золотой браслет —золотая пшеница, Малыш спит — природа спит. Школьник идёт — дождь идёт 1. На морозе щеки горят. 2. Петя светился от счастья. 3.Лес стоит под шапкой тёмною, в золотом огне купается. Задание2. Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А.Громова). Вывод. Когда происходит перенос значения? (когда есть сходство, олицетворение). Задание3. Работа в группах. Деление на группы Работа с текстом. Группа1 Выплыло из-за елей солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла небо. Загрустила природа. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза прошла мимо. И снова над лесом светит ласковое солнце. Задания к тексту: - озаглавить текст, определить ключевые слова; -найдите слова, называющие предмет; -найти в толковом словаре лексическое значение выделенных слов; -определите грамматические формы словосочетаний; Группа2 Брызнули листья с деревьев. Полетели они иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись по ветру, запрыгали куницами по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и кругом. Шумит золотой дождь. Задания к тексту: - озаглавить текст, определить ключевые слова; -найдите слова, называющие действия; -найти в толковом словаре лексическое значение выделенных слов; -определите грамматические формы словосочетаний; Закрепление усвоенных знаний и навыков Группа1. Задание: ответить на вопросы. 1.Что такое слово? 2. Что образуют все слова в языке? 3.Что такое лексическое значение слова? 4.Как делятся слова по лексическому значению? 5.Какие слова называются многозначными? 6.Как вы определяете переносное значение слов? Группа2.Задание: ответить на вопросы. 1. Из чего состоит наша речь? 2. Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка? 3.Какие словари вы знаете? 4.Какие слова называются однозначными? 5.Какие значения имеют многозначные слова? 6. Если словарный запас языка изменяется, то с чем это может быть связано? 4.Творческая работа. - Составить кластер для презентации на тему «Лексика» -Выписать из текста слова в переносном значений и объяснить их смысл. Формативное оценивание. Три звезды и одно пожелание Физминутка «Снежинки» 5. Проверь себя! Под диктовку записать слова в 2 столбика: в 1 столбик — слова с прямым значением, во 2 столбик слова с переносным значением. Ученик идет - снег идет, гибкость ума -гибкость ветки, каменное сердце- каменный дом, зрелые плоды -зрелый человек, золотые листья- золотое кольцо, хранить книгу- хранить память Формативное оценивание. Самопроверка. Проверьте работу. На экране ответы для самопроверки: Ученик идет - снег идет гибкость ветки - гибкость ума каменный дом- каменное сердце зрелые плоды – зрелый человек золотое кольцо- золотые листья хранить книгу- хранить память |