Просмотр содержимого документа
«Прямое и переносное значение слова»
Русский язык
Тема: Прямое и переносное значение слова
Задачи: повторить изученное по теме “Лексика.
формировать умение различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.
развивать творческую активность учащихся.
обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
Тип урока: урок закрепления и применения новых знаний на практике.
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка задачи.
2. Минутка чистописания
Лл лексика
3. Повторение изученного.
Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
Словарный состав языка называется …(лексика)
То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
Основное лексическое значение слова это … (прямое значение слова)
Переносное значение слова – это… ( его вторичное значение)
Задание: Распределить словосочетания в два столбика
Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.
4. Работа по учебнику
упр.82 у доски с комментированием
упр.87 работа по вариантам
5. Самостоятельная работа.
Запись под диктовку.
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).