kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прямое и переносное значение слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Прямое и переносное значение слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прямое и переносное значение слов»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Прямое и переносное значение слов

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний о прямом и переносном значении

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится составлять предложения с прямыми и переносными значениями слов по картинкам, давать полные ответы.

Предметные: обучающийся научится определить прямое и переносное значение слов, обучающийся получит возможность находить слова в переносном значении в художественном и научном текстах, составлять такие предложения, находить неправильное использование этих слов в тексте.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс

Т. А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва,«Просвещение», 2014г .

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Демонстративный материал: алгоритм проверки значения прямых и переносных значений слов, эталоны для самопроверки

Ход урока:

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Прочтите наш девиз, который написан на доске.

«Знание- клад, труд- ключ к нему»

Как вы его понимаете?

Ученик. Я думаю, что знания, которые мы получаем- это клад. Но чтобы найти клад, надо трудиться.

Ученик. Я хочу добавить, что Пьер Буаст хотел сказать, что ключи в наших руках. А нам надо постараться для того, чтоб этот клад постоянно пополнился.

Учитель. Ребята, а вы готовы пополнить клад?

Ученик. Готовы!

II этап. Актуализация прочного учебного действия

Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №344, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.

Эталон к упражнению №344

Однозначные слова

Многозначные слова

река, лёд, сад, работа, трактора, птицы.

пришла, улыбнулась, утихли, пробудилась, надели.


Примеры:( Пришла весна – пришла подруга; улыбнулось солнце – улыбнулась мама; утихли метели – утихли ученики; пробудилась река – пробудилась сестра; надели сады наряд – надели дети шапки)

Учитель. Те, кто выполнил упражнение №343, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.

Эталон к упражнению №343

Он мне сказал: "В кино? Идёт!"

Он не спросил: "А что идёт?"-

Мол, это к делу не идёт,

Дают билет-и он идёт.

(Ах как костюм ему идёт!)

Вдаль наша улица идёт.

Трамвай по улице идёт.

И дождь на улице идёт.

А он пешком себе идёт.

Упорно к цели он идёт.

Идёт!-О том и речь идёт...

Учитель. А у кого творческое задание, подойдите ко мне. Подобрать и выписать из словаря С.И.Ожегова 5 многозначных слов и составить с ними предложения.

Учитель. Прочитайте, какие слова вы выбрали?

А вы, ребята, посмотрите, справился ли ваш одноклассник с заданием.

Ученик.

Лук — овощ, стрелковое оружие.

Ручка — дверная, шариковая, рука.

Рукав — деталь одежды, рукав реки. 

Корень- часть слова, корень у растения.
Ученик. Моя мама добавила в суп лук. 
Мы с папой сделали лук и стрелы.

Моя правая рука была занята.

Олег в школе потерял шариковую ручку.

Брату пришлось поменять дверную ручку.

Учитель сказала:" выдели в слове корень!"

У верблюжей колючки очень длинный корень.

Учитель. Оцените ответ ученика.

Ученик. Мой одноклассник справился с заданием, выписал многозначные слова, составил предложения с многозначными словами. Я думаю, что он тему понял и выполнил все правильно.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение №344 без ошибок, поднимите руки. У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. Я не правильно указал однозначные слова. Слово птицы включил в многозначные слова.

Ученик. А я выписал только 2 однозначных слов :реки, трактора.

Учитель. Поднимите руки те , кто выполнил упражнение №345 и какие затруднения испытывали?

Ученик. А я не смог выделить многозначное слово во втором куплете стихотворения.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса

ФИ______________

Домашнее задание №344, №343, найти из толкового словаря С. И. Ожегова 5 многозначных слов с их лексическими значениями. Составить предложения с многозначными словами на каждое значение.

Составление алгоритма

Карточка № 1

Карточка № 2

Самостоятельная работа по упражнению № 348

-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

III этап. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. На доске записаны словосочетания. Распределите их по принадлежности к значению в следующую таблицу: 


прямое значение

переносное значение



1.Чистые помыслы, чистые руки;

2.Быстрая река, быстрый ум;

3. Холодное сердце, холодные руки;

4.Мягкая подушка, мягкий характер;

5. Большой футбол, большой камень.

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон 3

прямое значение

переносное значение

Чистые руки

Быстрая река

Холодные руки

Мягкая подушка

Большой камень

Чистые помыслы

Быстрый ум

Холодное сердце

Мягкий характер

Большой футбол


Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик: В первой паре было легко определить значение словосочетания «чистые руки», но мне не совсем понятно, что означает слово «помыслы».

Ученик: А я не совсем понимаю значение «большой футбол». Разве бывает еще маленький футбол?

Ученик: И я не знаю, что такое «мягкий характер».

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибки правилами, с которыми познакомились на уроке?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не умеем различать слова в прямом и переносном значении

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Определить, в каких случаях слова бываю прямыми, а в каких переносными. Находить такие предложения в художественном, публицистическом, научном текстах. Научиться составлять предложения, в которых имеются переносные значения слов.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Прямое и переносное значение слов.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Работу с учебником.


5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте § 66.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.

Ученик. Мы узнали, что одни и те же слова могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения. Выделяются прямые и переносные значения слов.  Переносные (непрямые) значения слов - такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций.

Ученик. Хочу дополнить. Прямое значение это первоначальное исходное значение слова. Как правило, прямое значение является основным наименованием определенного предмета, признака или действия.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа.

Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала

«Прямое и переносное значение слов»

Лексическое значение слов


Прямое Переносное

1. Первое, основное значение 1. Основано на сходстве, близости многозначного слова. (по форме, внешнему виду, цвету,

положению)

2.Прямо указывает на предмет, 2.Переносит наименование

действие, явление. предмета на другой предмет

(Седая голова, вершина горы, (Седая зима, вершина славы,

волчий хвост) волчий аппетит)

3.Конкретизирует то, что обозначает.

Учитель. У всех так получилось?

Ученик. Да.

Учитель. Прочитайте, найдите в предложениях слова, употребленные в прямом и переносном значении, используя алгоритм.

1.Ветер в трубе воет. Сегодня у соседей собака воет.

2.Усталый день склонилась к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3.Наконец-то папа пришел с работы. Пришел день отъезда.

4.Хозяйка согрела воды. Весёлая песня согрела нас в пути.

Ученик. В первом предложении ветер воет - в переносном значении- потому что переносит прямое значение слова на другой предмет.

Воет собака- использована в прямом значении.

Ученик. Во втором предложении -усталый день -в переносном значении, а усталый мальчик -в прямом.

Ученик. В третьем предложении "Хозяйка согрела воды" - согрела воды в прямом значении. А песня согрела- в переносном значении.

Учитель. Теперь вы можете объяснить те ошибки, которые были в начале урока.

Ученик. Да, можем.

Ученик. Значит, словосочетание «Чистые помыслы» использовано в переносном значении, что обозначает «идеальные мысли».

Ученик: И «большой футбол» также употреблено в переносном значении, так как имеется в виду футбол в масштабах страны, мира.

Ученик: Я теперь понял, что слово «мягкий» в словосочетании «мягкий характер» тоже в переносном значении.

VI этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда мы проработаем над упражнением №347, поочерёдно комментируя слова друг другу.

Ученик. Ледяная глыба -прямое значение, основное лексическое значение. Ледяной взгляд -переносное; холодный взгляд, как лёд, Переносит прямое значение слова на другой предмет.

Ученик. Море пшеницы (переносное значение) – голубое море (прямое), 

Ученик. Копирует чертёж (прямое) – копирует походку (переносное).

Ученик. Нет, голубое море- в переносном значении.

Ученик. Ты не прав. Голубое море- в прямом значении. Потому что есть такое море. Самое голубое море в Микронезии, в районе Маршалловых островов.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание

Карточка №1

Какие из этих слов употреблены в переносном значении? Объясните свой выбор, поочередно комментируя предложения друг другу, используя алгоритм.
Глубокий колодец, горит желанием помочь, горят дрова в печи,  лицо горит гневом, золото в слитках, золото волос, ходит такой кислый,  сказал кислым голосом, крыжовник был кислым,  хвойный лес, лес рук , пустая бочка, пустые разговоры , лёд 

сковал реку,  просыпать соль, ест помидоры без соли,   фиолетовая краска.  

Подслушанный учителем разговор ребят во время выполнения задания по карточке:

Ученик. Следующие словосочетания употреблены в переносном значении: горит желанием помочь, лицо горит гневом

Ученик. Золото волос, ходит такой кислый .

Ученик. Сказал кислым голосом.

Учитель. Объясните, пожалуйста, что они обозначают в прямом значении?

Ученик. В прямом значении они обозначают- горит желанием помочь – хочет быстрее помочь; лицо горит гневом – лицо покраснело от гнева

Ученик: золото волос - волосы золотого цвета; ходит такой кислый – ходит без настроения, печальный;  сказал кислым голосом – сказал недовольным голосом; лес рук  - много рук; ,пустые разговоры – неважные разговоры; лёд сковал реку – река покрылась льдом.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.

Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите картинки и придумайте словосочетания в прямом и переносном значении

1.


2.



3.

Учитель. Прочитайте, какие словосочетания вы придумали.

Ученик: Железные гвозди, железное здоровье.

Ученик. Золотая цепь, золотая осень

Ученик. Солнышко улыбается, ребенок улыбается

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

VII этап.  Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались

Учитель. Откройте карточку №2

Карточка №2

Замените в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении. Слова для справок внизу.

Ослиное упрямство, стальные мускулы, волчий аппетит , свинцовый взгляд , острое слово , воздушный пирог, веселая строка , бодрый шаг , тихий месяц , золотая пора .

(меч, трубы, человек, голос, копыто, лапы, шар, мальчик ,пули)

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?

Эталон к карточке №2

Ослиное упрямство – ослиное копыто, стальные мускулы –стальные трубы, волчий аппетит – волчьи лапы , свинцовый взгляд –свинцовые пули , острое слово –острый меч, воздушный пирог –воздушный шар , веселая строка – веселый мальчик , бодрый шаг –бодрый человек, тихий месяц – тихий голос , золотая пора –золотое кольцо .

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. В основном справились с заданием, но некоторые затруднения встретились.

Ученик. У меня наоборот, не как в эталоне: весёлый человек и бодрый мальчик. Но я думаю, что это не будет ошибкой.

Ученик. А я долго думал над словом, которое нужно было заменить в словосочетании «воздушный пирог».

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? Ученик. Можем определить прямое и переносное значение слов.

Учитель. Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет. Мы еще мало работали.

Учитель. Почему?

Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда продолжим закрепление и работаем над упражнением №348. Выпишите только те словосочетания с прилагательными , которые употреблены в переносном значении.

Учитель. Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упражнению №348

Чудесные дни

Лазоревого неба

Жемчужных берез

Коралловых веток

Сапфировых теней

На сиреневом снегу

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, испытывали некоторые затруднения.

Ученик. Я неправильно понял значения слов: коралловых и сапфировых.

Учитель. В чем особенность прилагательных, которые мы выписали?

Ученик. Они все в переносном значении.

Учитель. Оцените свою деятельность на данном уроке.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы научились различать прямое и переносное значение слов в предложениях.

Учитель. Тогда рассмотрите картину и составьте несколько предложений, используя слова в переносном значении.

Учитель. Зачитайте, какие предложения вы составили, а остальные ребята приготовьтесь оценить работу одноклассника.

Ученик. Я составил по картине такие предложения:

1.Какая прекрасная пора — зима!

2. Морозы сковали водоёмы.

3.Застыли берёзы в белоснежной бахроме, только поблёскивают мохнатые шапки на них.

4. Выйдя на улицу, можно покататься на лыжах или санках, на коньках, рисуя лезвием коньков красивые узоры на льду, слепить веселого снеговика.

Учитель. Оцените работу вашего одноклассника.

Ученик. Все предложения составлены правильно, в каждом из них есть слова в переносном значении.

Учитель. Используя эти предложения, составьте связанное высказывание, озаглавьте текст.

Учитель. Прочитайте текст.

Ученик. Я назвал свой текст «Зима».

Какая прекрасная пора — зима! Закружило, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Застыли берёзы в белоснежной бахроме, только поблёскивают мохнатые шапки на них. Кругом студёная тишь. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно укрыл землю.

Выйдя на улицу, можно покататься на лыжах или санках, на коньках, рисуя лезвием коньков красивые узоры на льду, слепить веселого снеговика.

Учитель. Ребята, вам понравился текст?

Ученик. В целом понравился. Предложения со словами в переносном значении использованы, мне кажется, что в тексте нет законченности. Можно было написать так: «Просто чудо!»

Учитель. Спасибо, ребята. Я согласна с вашими замечаниями.


IX этап. Этап рефлексии

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Определение прямого и переносного значения слов. Переносные (непрямые) значения слов - такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций.

Прямое значение — это первоначальное исходное значение слова. Как правило, прямое значение является основным наименованием определенного предмета, признака или действия

Ученик. Я хочу добавить. Мы в основном выполнили упражнения. Научились находить слова в прямом и переносном значении, составлять предложения, находить их в предложении.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяли значения слов.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.

 Учитель. Запишите домашнее задание:

1.Повторить §66, и выполнить упражнение 352.

2.Выполнить упражнение №349.

3.Придумайте 10 предложений по теме «В лесу», используя слова в переносном значении.

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Прямое и переносное значение слов

Автор: Адиятуллина Алсу Рашитовна

Дата: 19.08.2018

Номер свидетельства: 476047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова""
    ["seo_title"] => string(58) "urokporusskomuiazykupriamoieipierienosnoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "264963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449818148"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема презентации: Прямое и переносное значение слова "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-priezientatsii-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420183438"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока  «Типы переносных значений слов» "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-tipy-pierienosnykh-znachienii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "184767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426091335"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Прямое и переносное значение слов.""
    ["seo_title"] => string(41) "priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "257481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448344639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства