Презентация к интегрированному уроку «Знаки препинания» - 4 класс
Дата проведения: 20.04.2023г.
Педагог: Родикова Л.И.
высшая квалификационная категория
2023г.
1 слайд
Описание слайда:
Похвальное слово знакам препинания! Родикова Лариса Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№13 станицы Незлобной Наши проекты: (Русский язык, 4 класс)
2 слайд
Описание слайда:
Сказка о знаках препинания У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой!
3 слайд
Описание слайда:
Сказка о знаках препинания Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы: - Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. , , ,
4 слайд
Описание слайда:
Сказка о знаках препинания Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие И прочие, И прочие, И прочие... Заявили запятые: - Мы особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. - Если нет над вами точки, Запятая - знак пустой! Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой; : …
5 слайд
Описание слайда:
Двоеточие, мигая, Закричало: - Нет, постой! Я важней, чем запятая: Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. - Нет... - сказало многоточие, Еле глазками ворочая, Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие... Сказка о знаках препинания : …
6 слайд
Описание слайда:
Сказка о знаках препинания Вопросительный знак Удивился: - То есть как? Восклицательный знак Возмутился: - То есть как! - Так, - сказала точка, Точка-одиночка. Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас.
7 слайд
Описание слайда:
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].
8 слайд
Описание слайда:
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.
9 слайд
Описание слайда:
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.
10 слайд
Описание слайда:
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
11 слайд
Описание слайда:
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
12 слайд
Описание слайда:
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -»остановить , «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.
13 слайд
Описание слайда:
Куда поставить запятую? Казнить, нельзя помиловать!
14 слайд
Описание слайда:
Куда поставить запятую? Казнить нельзя, помиловать!
15 слайд
Описание слайда:
Источники: http://www.miloliza.com/marshak/znaki-prepinaniya Маршак. Знаки препинания. Стихи для детей http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/skazka-o-zapyatoi сказка о запятой http://bbsimg.ngfiles.com/5/14528000/ngbbs4733754d08459.gif восклицательный знак http://assmatlacompagniedesturbulettes.midiblogs.com/media/02/02/1504456133.gif вопросительный знак http://www.stihi.ru/pics/2012/07/13/3325.jpg точка с запятой http://www.nn.ru/data/forum/images/2011-09/39573923-11111111111.jpg http://skylarta.beon.ru/39838-308-znaki-prepinanija-istorija-funkcii-znachenija-ch-1.zhtml Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=89700415-47-72&n=21 доска http://sovetskiymultik.at.ua/_ph/191/2/43259204.jpg Вовка 1 http://sovetskiymultik.at.ua/_ph/191/2/460364948.jpg Вовка 3
Урок окружающего мира по теме: «Семейный бюджет»
Цели урока:
1. Дать общее представление о семейном бюджете
2. Создать условия для развития УУД
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
-Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации, обучение умению анализировать представленный материал.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты
Иметь представление о понятии «семейный бюджет»; знать составные части семейных доходов и расходов;
Метапредметные результаты
Характеризовать составные части семейных доходов и расходов; определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
Личностные результаты
Осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности
Мотивация
У меня в руках необычный сосуд – классный банк. Сейчас он пуст. А вот насколько мы сможем наполнить его в конце урока, во многом зависит от вас. Но только это будут не деньги, как в обычном банке, а ваши знания
-Актуализация знаний
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Эти знания пригодятся вам сегодня. - Что такое бюджет?
-Из каких двух составных частей складывается бюджет? (доход и расход)
-Что такое доход?
-Что такое расход?
- Откуда государство получает доходы? - На что государство расходует денежные средства? (Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий).
-Попробуйте связать эти два слова, составив словосочетание (семейный бюджет)
-Какова же тема сегодняшнего урока?
Постановка учебной задачи
-Давайте подумаем, на какие вопросы нам предстоит дать ответ в ходе сегодняшнего урока?
1)Что такое семейный бюджет?
2) Из каких частей состоит семейный бюджет?
3) Из чего складываются доходы и расходы семьи?
4) Как сэкономить бюджет семьи?
Работа по теме урока
-На какой из вопросов мы можем дать ответы уже в начале урока?
-Вспомнив, что такое бюджет государства, попробуйте сформулировать понятие «семейный бюджет»
-Как вы думаете, из каких частей он будет состоять?
Формулирование понятия «семейный доход»
--А вот, чтобы разобраться, из чего будет складываться семейный доход, я предлагаю вам заглянуть в один из муравейников и послушать, о чём беседуют члены этой семьи
(Сценка)
Вечером в муравейнике собралась вся дружная семья. Пришел с работы отец, вернулась из гостей бабушка, подошла мама с маленьким сынишкой, из института пришёл старший сын. Запыхавшись, в дом вбежал сын-школьник
-Папа, папа, а моему другу сегодня купили новый самокат! Я тоже хочу такой же!
– Так, сейчас разберемся, – сказал отец. -Прежде, чем купить самокат, предлагаю подсчитать наш семейный доход. Я каждый месяц приношу в дом и отдаю маме зарплату.
Бабушка тоже не осталась в стороне.
– Я тоже получаю денежки, это – моя пенсия. Пенсия-это деньги, которые платят пожилым людям за проработанное определенное количество лет.
-А наш дедушка недавно получил гонорар – вознаграждение за изданную книгу.
-И я тоже приношу деньги в доход семьи, – заявил сын-студент. –Это- моя стипендия. Стипендия - деньги, которые выплачивают студентам за хорошую учёбу.
– Наша малышка тоже получает денежки, и они называются «пособие на ребенка», – добавила мама.
Вывод: перечислите, из чего будет складываться доход этой семьи?
-А теперь подсчитаем, каков же доход нашей семьи
Ребята, помогите это сделать
Практическая работа: подсчитать доход семьи (Слайд 2)
Доходы.
Зарплата папы –50 денежек
Гонорар дедушки – 20 денежек
Пенсия бабушки – 30 денежек
Пенсия дедушки – 30 денежек
Стипендия старшего сына –10 денежек
Пособие на содержание ребенка– 5 денежек
-Итак, доход муравьиной семьи составил…145. денежек
Муравьишка:
-Ого, как много ! Значит, мне смогут купить сразу несколько самокатов?
Формулирование понятия «расход семьи»
П.В.- Как вы думаете, можно ли все деньги в семье потратить только на развлечения?
-На что ещё могут расходоваться деньги в семье?
-Как называется эта часть бюджета? (занести в таблицу на доске)
Физминутка «Расходы и доходы»
а сейчас мы отдохнём и проверим, на сколько вы разобрались с понятиями доход и расход семьи
Если названное мной понятие является доходом семьи – подпрыгните, если расходом- присядьте
Практическая работа №2 (в парах): подсчитать расход семьи
-Попробуйте предположить, на что могут быть потрачены деньги в муравьиной семье
-У вас на столах лежат листочки с товарами и услугами. Проставьте галочки рядом с выбранными товарами и услугами, а затем сложите полученные расходы
Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 денежек.
Отдых, поездка – 40 денежек.
-Прочитайте, что вы выбрали?
-Какую сумму денег придётся потратить на это?
-Сравним доходы и расходы муравьиной семьи (…………..)
-Как вы думаете, что произойдёт, если:
Доходы Дефицит бюджета, в семье не будет хватать денег для существования).
Доходы Расходы (Экономия бюджета. Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложитьсбережения).
-Какой вариант на ваш взгляд самый удачный?
-А теперь вы можете сказать, в каком случае родители смогут купить Муравьишке подарок
- Что же делать, если доходы оказались меньше расходов, и денег не хватает семье на месяц? (Нужно экономить)
- Посмотрите на картинки и попробуйте догадаться, на чём же мы можем сэкономить в семье?
* на транспорте – если пользоваться проездным
* на коммунальных услугах – экономия электричества и воды
* на продуктах - на сладостях, чипсах, газированной воде
* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы
* на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого
Игра «Ваш выбор»
-Предлагаю вам немного поиграть. Если мой совет поможет сэкономить семейный бюджет, вы киваете головой, если нет - хлопаете в ладоши.
Готовый список советов по экономии семейного бюджета
Совет
Ваш выбор
Планируй семейный бюджет исходя
из доходов
Уходя из дома, выключайте свет
Просите у родителей новую игрушку
к каждому празднику
Бережно относитесь к своим вещам
Чаще пользуйтесь услугами такси
После похода в магазин сдачу оставляйте себе
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
Напоминайте родителям о своевременной оплате налогов
- Как вы думаете, существуют ли доходы семьи, которые невозможно запланировать?
(Выигрыш по лотерейному билету, подарки, премия)
-А могут ли возникнуть расходы, которые нельзязапланировать заранее? ( Лечение, ремонт автомобиля). Слайд.
Обобщение по теме урока
Сегодня мы с вами на уроке поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
Первичное закрепление
Сейчас вам предстоит выполнить тест. Обведите верный на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.
Тест (в парах)
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....
а) расходы;
б) проценты;
в) доходы.
3. Авторское вознаграждение — это....
а) зарплата;
б) налог;
в) гонорар.
4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......
а) доходы;
б) расходы;
в) прибыль.
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….
а) больше расходов;
б) равны расходам;
в) меньше расходов.
6.Зарплата,пенсия, стипендия — это разные виды......
а) доходов;
б) расходов;
в) гонорара.
Теперь обменяйтесь листочками для проверки.(взаимопроверка)
Молодцы!
Рефлексия
Вспомните, какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока? (на экране)
-Удалось ли нам найти на них ответ?
Что такое бюджет?
Из каких частей он складывается?
Какие виды дохода семьи существуют?
Какие виды расходов могут быть в семье?
Пригодятся ли вам в дальнейшей жизни знания, полученные сегодня на уроке?
Китайская мудрость гласит: «Государство- это большая семья, а семья – это маленькое государство»
-Что объединяет семью и государство?
-Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике про семейный бюджет и ответите на вопросы, а в рабочих тетрадях выполните ….. на с…….
-У вас на столах лежат жетончики двух видов. С их помощью попробуйте оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что на уроке вам было интересно и всё понятно, возьмите жетон с числом 10, если интересно, но вы испытывали затруднения - жетон с числом 5. Выбранные жетоны предлагаю опустить в наш классный банк. На перемене вы сможете подсчитать общий доход класса
Описание презентации по отдельным слайдам:
1слайд
Описание слайда:
Для учащихся начальных классов. Внеклассное занятие. «КРАСНЫЙ,ЖЕЛТЫЙ,ЗЕЛЕНЫЙ».
2слайд
Описание слайда:
Внимание! Глядит в упор На вас трехглазый светофор- Зеленый, желтый, красный глаз. Он каждому дает приказ.
3слайд
Описание слайда:
Хоть у вас терпенья нет, Подождите: красный свет!
4слайд
Описание слайда:
Желтый свет на пути- Приготовьтесь идти!
5слайд
Описание слайда:
Свет зеленый впереди- Вот теперь переходи!
6слайд
Описание слайда:
7слайд
Описание слайда:
Какой светофор пешеходный, а какой – транспортный? транспортный пешеходный
8слайд
Описание слайда:
Азбука города Город, в котором с тобой мы живем, Можно по праву сравнить с букварем. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок. Вот она, азбука, - над головой: Знаки развешаны вдоль мостовой. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилось с тобою беда. (Я.Пишумов)
9слайд
Описание слайда:
В городе ходи по тротуару придерживаясь правой стороны !
10слайд
Описание слайда:
Переходя улицу с двусторонним движением, посмотрите сначала налево, и если поблизости нет автомобиля, начинайте переход дороги по прямой. Дойдя до середины, посмотрите направо. Если поблизости нет машины, продолжайте свой путь.
11слайд
Описание слайда:
12слайд
Описание слайда:
1 2 3 4 Кто себя ведёт правильно? + - - -
13слайд
Описание слайда:
14 слайд
Описание слайда:
Не играйте на проезжей части!
15слайд
Описание слайда:
И г р а: «Это я, это я, это все мои друзья!» -Кто из вас идет вперед Только там, где переход? -Кто из вас летит так скоро, Что не видит светофора? -Кто из вас, идя домой Держит путь по мостовой? -Знает кто, что красный свет- Это значит- хода нет?
16слайд
Описание слайда:
Шагая осторожно За улицей следи И только там, где можно, Ее переходи!
17слайд
Описание слайда:
18слайд
Описание слайда:
Прямоугольной формы – знаки особых предписаний и информационные знаки.
19слайд
Описание слайда:
Треугольные знаки с красным ободком – предупреждающие.
Если ты гуляешь просто, Все равно вперед гляди, Через шумный перекресток Осторожно проходи. Переход при красном свете За-пре-ща-ет-ся! При зеленом даже детям Разрешается!
23слайд
Описание слайда:
Если едешь ты в маршрутке И вокруг тебя народ, Не толкаясь, не зевая, Проходи скорей вперед. Ехать «зайцем», как известно За-пре-ща-ет-ся! Уступать старушке место Разрешается!
24слайд
Описание слайда:
И проспекты, и бульвары – Всюду улицы шумны, Проходи по тротуару Только с правой стороны! Тут шалить, мешать народу За-пре-ща-ет-ся! Быть примерным пешеходом Разрешается!
25слайд
Описание слайда:
26слайд
Описание слайда:
27слайд
Описание слайда:
Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую стороны улицы?
28слайд
Описание слайда:
29слайд
Описание слайда:
- надо подождать пока автобус отойдёт - внимательно посмотреть по обеим сторонам дороги и затем переходить - а если рядом есть пешеходный переход, надо переходить только по нему.
30слайд
Описание слайда:
31слайд
Описание слайда:
Правила езды на велосипеде. На велосипеде по улице можно ездить с 14 лет Кто здесь нарушитель и почему?
32слайд
Описание слайда:
Нельзя Можно
33слайд
Описание слайда:
Кто из пешеходов и водителей нарушает Правила дорожного движения?
34слайд
Описание слайда:
Правильно ли ведут себя дети? 1 2 3 4 5 6 + - + + - -
35слайд
Описание слайда:
Почему так нельзя делать?
36слайд
Описание слайда:
Чего не хватает на рисунке? Мотоциклетного шлема на голове у мальчика
37слайд
«Путешествие по Ставропольскому краю».
Познание: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и пос. Солнечнодольск, обычаи ставропольцев). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.
Коммуникация: развивать связную речь детей. Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Социализация: формировать любовь к родному посёлку, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.
Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.
Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края (СК), животноводство и сельское хозяйство СК, символика СК и ст.Незлобной (флаг и герб), картины П.М.Гречишкина;, портреты знаменитых людей Ставропольского края, семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, горох, ячмень, овёс), презентация по теме, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).
Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о СК, карты СК; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П.М. и детского поэта-А.Е.Екимцева; чтение легенд о СК;
Ребёнок: -Здравствуйте, гости дорогие, мы рады вас здесь приветствовать! Организационный момент. Нам радостно, нам весело, Смеёмся мы с утра. Но вот пришло мгновение Серьёзней быть пора. Глазки хорошо открыли, Ушки навострили. Будем думать, рассуждать И немного удивлять.
Учитель: Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае. Проходите, дети, на свои места. (рассаживаются на стулья)
Включается презентация по теме.
Ребёнок: (под музыкальный фон)
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт Отчий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот. У реки берёзка скромница И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
родной весёлый двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Учитель:
Место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (Место, где мы родились и сейчас живём называется малая родина).
Для нас с вами малая родина-это ст.Незлобная
2. Назовите край, в котором мы живём? (Мы живём в Ставропольском крае.) 3. А какой главный город края. (Главный город края – Ставрополь). Почему он назван именно так, нам расскажет…
Ставрополь, в переводе с греческого, означает – город креста. При закладке крепости - более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили. Каменный крест является символом города.
Символика СК. Учитель: Дети, перед нами герб и флаг СК. Давайте их рассмотрим поближе. Герб представляет собой щит.
Что вы видите в верхней части щита? (В верхней части щита мы видим крепость.)
А кто знает, почему изображена именно крепость? (Потому что, сначала была построена крепость, а потом город.)
Что вы видите в нижней части щита? (В нижней части щита мы видим карту СК).
Почему венок с одной стороны украшен пшеничными колосьями? (Потому что наш край называют хлеборобным краем).
А почему с другой стороны в венке мы видим листья дуба? ( Потому что наш край сильный и могучий.)
Почему на гербе изображён двуглавый орёл? ( Потому что наш край входит в состав РФ).
Давайте теперь рассмотрим флаг СК.
Почему флаг нашего края золотого цвета? ( Это цвет пшеничных колосьев)
Что означает белый крест на флаге? ( г. Ставрополь – краевой центр)
Ребята, чей это герб и флаг? ( Это герб и флаг п. Солнечнодольск)
Что означает это солнце? (Наш посёлок был построен в долине, освещенной со всех сторон солнцем) .
Назовите адрес нашего проживания в России. (пос. Солнечнодольск, Изобильненский район, Ставропольский край, Россия).
Учитель: Ребята, чтобы нам легче было рассказывать, чем славен и богат наш край, я приготовила для вас вот такой необычный цветок. Его середина – это территория нашего СК, а лепестки – его богатства.
Животноводство Воспитатель: СК - это край золотого руна.
А что такое руно? (это шерсть).
Какие животные дают человеку шерсть? ( Животные, которые дают человеку шерсть – это овцы).
А сейчас сыграем в игру «Кто лишний?» и узнаем каких домашних животных и птиц выращивают в нашем крае. Послушайте правила игры. У меня на столе лежат карточки с животными и карточки с птицами. Вы должны выбрать только тех домашних животных и птиц, которых выращивают на Ставрополье. ( Коровы, овцы, лошади, свиньи; гуси, утки, индюки, куры).
А каких насекомых разводят в нашем крае. ( В нашем крае разводят пчёл).
Сельское хозяйство. Учитель:
Дети, что изображено на лепестке? ( На лепестке изображены пшеничные колосья).
Пшеничный колос - это основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье, но на полях края растут и другие полевые культуры. Предлагаю вам сыграть в игру – «Угадай растение по семени». Я буду показывать вам семена, а вы называть растение, которому принадлежат эти семена.
Чьи эти семена? (Ответы детей: это семена пшеницы…)
Что ещё выращивают в ставропольском крае? (овощи, фрукты, виноград.)
Считается, что виноград – это главная ягода нашего края.
Полезные ископаемые.
Чтобы продолжить нашу беседу отгадайте загадку:
Под землёй их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть и газ, и много руд. Что это? (Полезные ископаемые)
А, какими полезными ископаемыми богата наша Ставропольская земля, расскажет нам Полина, с помощью пальчиковой гимнастики.
Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными).
Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль, И живительный источник - минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками). Учитель: Минеральная вода одно из главных богатств СК. Послушайте легенду о том, как появилась эта живительная вода.
В давние времена, в солнечной долине среди гор жило племя нартов. Но случилась беда. Жестокая засуха высушила родники, выжгла пастбища. Усталый путник брёл по той долине, изнывая от жажды. Почти умирая, он упал на пороге одного из домов и попросил напиться. Хозяин дома взял последний кувшин с водой, который он хранил для детей и дал напиться путнику.
- Ты дал мне самое драгоценное, что было в доме. Будет и тебе от меня награда, - сказал путник. Вышли они из дома, прошли в горную долину, где ударил в землю своим посохом гость хозяина. И на этом месте ударил ключ шипучей студёной воды. Так, за оказанное гостеприимство получили нарты драгоценный ключ минеральной воды, который исцелял их недуги, давал силы, приносил радость. Учитель: В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие? (Железноводск, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск). Я вам предлагаю немножко отдохнуть :
Физ.минутка. Раз - подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - на место сесть опять.
Природа края.
Учитель: Путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России, т.к. на Ставрополье можно увидеть и полупустыни и пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы. Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань, Терек, Егорлык) Какие озёра вы знаете? (Солёное озеро, Маныч-Гудило, Тамбуканское озеро, Провал).
Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское) Названия каких гор СК вы запомнили. ( Стрижамент, Бештау, Лысая гора, гора Верблюд, Острая гора, гора Машук).
Знаменитые люди края.
Учитель:
Дети, внимательно посмотрите на эти картины и скажите, кто их автор?
(Павел Гречишкин)
Учитель: А сейчас Богдан прочтёт стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться.
«Дедушка Туман», автор Александр Екимцев.
Лес в карман, поля в карман Спрятал Дедушка Туман, Спрятал копны и стога, И лужайки, и луга, Даже солнышко в карман Спрятал Дедушка Туман. Только он совсем забыл, Что карман дырявым был. За рекою в гору лез, Потерял поля и лес, Потерял потом луга, Копны сена и стога. У высокого кургана, Где дремал костра дымок, Из дырявого кармана Солнце вылезло само.
Учитель:
Какие ещё стихи А.Екимцева вы запомнили? («Эй, дорожки!», Ехал дождик на коне»).
Учитель:
Кто изображён на этом фото? ( тренер – Тарон Атоян. )
Он мастер спорта России по дзюдо и самбо. Занял 3-е место на чемпионате Европы по дзюдо, живёт в нашем посёлке. В нашем посёлке проживает ещё один, знаменитый на весь мир человек-спортсмен, супертяжеловес.
Назовите его имя и фамилию (Андрей Чемеркин,)
Обычаи ставропольцев. Учитель: В нашем крае проживают люди разных национальностей.
Но всех нас, людей проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков.
Как сегодня мы встречали наших гостей ? ( хлебом, солью, низким поклоном).
Почему именно с солью встречали гостей? (соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)
Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим - хлебобулочными изделиями. (дети угощают гостей и рассаживаются на свои места)
Заключительная часть
Учитель: Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю . Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о крае, запомните и сохраните в своих сердцах. Мадлена читает стихотворение «Что мы родиной зовём».
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём. Идёт музыкальный фон
Учитель: Пора прощаться.За ваши старания и знания вас ждёт угощение.