Интегрированный урок по русскому языку, литературе и информатике.
Класс: 9 «А»
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения в главе «Бэла» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с применением форматирования».
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок - практикум
Повторить и систематизировать знания о СПП, материал главы «Бэла» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени и форматирование текста на компьютере.
Цель урока:
Задачи урока:
Обучающая -
Отработать умения определять и анализировать виды СПП.
Развивающая -
Развивать четкость, навыки в постановке знаков препинания в СПП, способность применять свои знания на практике.
Воспитательная -
воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение, опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое восприятие.
Программно - дидактическое обеспечение:
ЭВМ типа IBM. Локальная сеть. ОС Windows ХР, MS Office, ActivStudio. Интерактивная доска. Проектор. Музыкальные композиции (аудиозапись главы «Бэла» из романа “Герой нашего времени»).
Предварительная подготовка: Презентация «Тема», скопировать на каждый компьютер папку «Герой нашего времени» с файлом «Текст», на рабочий стол папку «СПП - тест», создать папку CПП на 11 компьютере, флипчарт, распечатать оценочный лист, наклеить стикеры разных цветов на ученические столы.
План урока:
- Организационный момент. Психологическая мобилизация. 2 мин
- Объяснение нового материала. (Презентация.) 3 мин
- Введение в произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Повторение пройденных тем. 10 мин
- Виды CПП, тест; (презентация)
- Понятие «редактирование», «форматирование», панель форматирования, меню формат. (презентация, флипчарт, стр.1 «Найди соответствие окон»)
- Практическая работа. 10 мин
- Упражнение «Найди сложноподчиненные предложения»
- Работа с текстом: копирование текста и его форматирование
- Упражнение «Найди сложноподчиненные предложения по схеме» (флипчарт, стр.2, 3)
- Работа с текстом: характеристика оформления текста (флипчарт, стр.3)
- Объяснение нового материала 5 мин
- Описание природы в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и сравнение с природой Казахстана.
- Практическая работа на закрепление. Упражнение «Составить эссе с сложноподчиненными предложениями». 13 мин
- Подведение итогов. Выставление оценок. 3 мин
- Постановка домашнего задания.. 2 мин
- Рефлексия 2 мин
Ход урока:
- Психологическая мобилизация.
- Учитель русского языка и литературы: Добрый день, ребята. Наш урок пройдет необычно. Мы проведем интегрированный урок, значит свяжем несколько предметов воедино, а именно, русский язык, литературу и информатику. Цель урока. (слайд 1)
- Учитель информатики: Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения в главе «Бэла» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с применением форматирования». (слайд 2)
- Объяснение нового материала
- Учитель русского языка и литературы: Давайте обратимся к иллюстрациям: Что на них изображено? (слайд 3) (ответы уч-ся: Лермонтов, Печорин, Бэла). Что связывает эти иллюстрации воедино? (ответы уч-ся: роман). В каком году появился роман? Какова его композиция? (ответы уч-ся: 1840г. 5 глав). Давайте прослушаем аудиозапись предисловия романа М.Ю. Лермонтова и по окончании ответим на вопрос «Что хотел сказать М.Ю. Лермонтов своим романом?». (аудиозапись предисловия романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени»). Обратимся к тексту. (слайд 4) (Ребятам раздать распечтанный текст). Из какой главы этот отрывок? (ответы учащихся: глава «Бэла»)
- Повторение пройденных тем.
- Учитель русского языка: Скажите какие предложения по составу использовал М.Ю. Лермонтов в этом отрывке? (ответы учащихся: сложноподчиненные предложения, ) Давайте вспомним виды сложноподчиненных предложений и их отличия. (слайд 5)
Все эти знания вам понадобятся при выполнении тестового задания. Для этого откройте на рабочем столе папку СПП - тест / тест 9 кл СПП.qst.
Учитель информатики: А теперь вспомним, что можно сделать с текстом на компьютере? (ответы уч-ся: удалять, копировать, перемещать, редактировать, форматировать). Что значит понятие «редактирование»? (ответы уч-ся: исправлять ошибки). А что за понятие «форматирование» и есть ли отличия?. (ответы уч-ся: изменять шрифт, размер, цвет, начертание и выравнивание). То есть оформлять текст. С помощью чего мы выполняем форматирование? (ответы уч-ся: с помощью панели инструментов форматирования и меню ФОРМАТ – ШРИФТ, ФОРМАТ - АБЗАЦ). Что означает каждый инструмент панели форматирования? (слайд 6).
(ответы уч-ся:) Какие основные вкладки находятся в этих меню, определите их и для чего они нужны? (Флипчарт, стр.1) То есть, такими способами мы можем оформить любой текст.
- Практическая работа.
- Учитель информатики: Обратимся к тексту. Откройте его по адресу: /мои документы /9А класс /Герой нашего времени /текст.doc)
- Учитель русского языка: Это уже знакомый нам отрывок из главы «Бэла». Найдите все сложноподчиненные предложения и перенесите их в таблицу.
- Учитель информатики: Затем отформатируете текст по образцу: (слайд 7). И сохраните по адресу: /Сетевое окружение /мои документы РС11 /СПП /Бэла Ф.И..doc) Во время работы ребята слушают отрывок аудиозаписи главы «Бэла» из романа “Герой нашего времени».
- Учитель русского языка: Давайте проверим, все ли верно определили виды предложений. (флипчарт, стр.2). (Выполняет ученик у доски).
Следующее упражнение «Работа со схемами». У доски 3 человека составляют схемы к предложениям (флипчарт, стр.3).
Остальные уч-ся работают по таблице со схемами. Таблица находится под текстом. Найдите и скопируйте в таблицу сложноподчиненные предложения, соответствующие схемам и сохраните под тем же именем. Чем присоединяются придаточные к главному предложению? (ответы учащихся: союзным словом который и союзами когда, чтоб).
- Учитель информатики: Не забудьте охарактеризовать текст, т.е. определить шрифт, начертание, выравнивание, интервал шрифта и междустрочный интервал. (флипчарт, стр.3).
- Объяснение нового материала.
- Учитель русского языка и литературы: Природу какого края описывает М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»? (ответы учащихся: Кавказ. Тифлис.) Давайте еще раз обратимся к тексту и найдем описание природы Кавказа. Какими средствами выразительности пользуется автор, описывая красоту Кавказа? (ответы учащихся: сравнение, эпитеты, метафоры). Таким видел Кавказ Лермонтов и изобразил его в своих картинах. (Слайд 8-10) Как вы думаете, а эти изображения Кавказского пейзажа? (Слайд 11) Это изображения Чарынского каньона, который находится в Казахстане. Что вы слышали об этом каньоне? (Ответы уч-ся). Этот каньон находится недалеко от Алматы, в долине реки Чарын. Чарынский каньон называют «младшим братом Американского Большого Каньона». Каньон - . В сравнении мы видим, что природа Казахстана и Кавказа очень похожи.
- Практическая работа на закрепление.
- Учитель русского языка и литературы: Сейчас выполним практическую работу. Составьте эссе по опорным словам. Самостоятельно озаглавьте. Используйте в нем сложноподчиненные предложения. (Слайд 12)
- Учитель информатики: Напечатайте на компьютере, примените оформление эссе на свое усмотрение, с помощью меню ФОРМАТ – ШРИФТ и ФОРМАТ – АБЗАЦ. По окончании работы сохраните по адресу: Сетевое окружение/ Мои документы РС11 /СПП /Эссе Ф.И.doc (слайд 12). Во время работы ребята слушают кавказскую и казахскую музыку.
- Подведение итогов.
- Учитель русского языка и литературы: Какие эссе у вас получились? Зачитываем эссе и подведем итоги урока с помощью оценочного листа.
- Постановка Д/З.
- Учитель русского языка и литературы: Из главы «Бэла» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выписать 5 СПП с придаточными обстоятельственными. (слайд 13).
- Рефлексия.
- Учитель информатики: А теперь мы хотим узнать Ваше мнение об уроке. Напишите свои пожелания и дайте оценку уроку на стикерах, которые лежат на столах. Используйте вопросы анкеты. (Слайд 14). Прикрепите стикеры на доску с изображением природы. (Слайд 15). (зачитываем)
- Учитель русского языка и литературы: Спасибо вам за хорошую работу на уроке.
- Учитель информатики: Урок окончен.