Предложения с вводными конструкциями.
Ход урок
Слайд № 1 Вводные конструкции – это инородные слова,
внутренне чуждые приютившему их предложению.
Лингвист А.М.Пешковский
Слайд № 2
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
Присаживайтесь. А начну я наш урок с эпиграфа.
Задание 1.-Ребята, у вас на столах лежит список слов. Выпишите из предложенного списка имя прилагательное (вводный), выполнить разбор по составу. От какого слова образовано данное? (Вводить). Каким способом? (Суффиксальный). Какое значение имеет приставка в-? (Движение, перемещение внутрь). Приведите ещё примеры глаголов с этой же приставкой.
Слайд № 3 Летать, свисток, вымок, черепаха, вытирать, вводный.
(проверка, ответы ребят)
Задание 2. - Следующее задание: у вас на столах лежат вопросы, на которые вы должны ответить, записав только первые буквы ответов, и тогда вы отгадаете зашифрованное слово.
(на стикерах пишут буквы и крепят их на доску магнитами)
1) К какому разряду относится прилагательное высокий? (Качественное)
2) Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы имени прилагательного? (Определение)
3) Определите группу односоставных предложений с главным членом подлежащим. (Назывное)
4) Какой буквой обозначается на письме звук (э)? (е)
5) Какой частью речи является слово "пять десятых"? (Числительное)
6) Что такое "инфинитив"? (Неопределенная форма)
7) Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов. (Орфография)
Ответ: КОНЕЧНО
Слайд № 5. Задание 3: - Учитель: 3) Выполнить синтаксический разбор предложения:
Эта повесть нам, конечно, понравилась.
- Все ли слова вы смогли подчеркнуть как члены предложения? (нет). Почему вы не подчеркнули слово конечно?
Я не случайно дала задания именно с этими словами. Почему, как вы думаете, я предложила задания именно с этими словами?
- Прочитайте их еще раз и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
( Уч-ся формулируют тему «Вводные слова»)
Слайд № 6. – Запишите, пожалуйста, тему урока «Предложения с вставными конструкциями»)
- Сегодня у нас урок – урок открытия новых знаний. Скажите, можем ли мы сразу приступить к их открытию? (нет)
- А что нам для этого надо? (определить цели)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока (Учащимся незнаком термин «вводные слова», поэтому учащиеся могут определить цель как:
Слайд № 7 - уметь находить слова, не являющиеся членами предложения;
- понимать их роль в предложении
- Ребята, в общем, цель сформулирована верно, предлагаю по ходу урока откорректировать её, чтобы к концу урока сделать верный вывод по теме.
Стадия осмысления.
(Приём «Фишбоун». Голова: Понятие о вводных словах. Хвост: Употребление вводных слов конкретизирует и структурирует речь.)
- Ребята, перед вами схема «Фишбоун», которую нам предстоит заполнить в течение урока. Это «скелет» нашей темы, и если мы сумеем правильно выделить вопросы, относящиеся к нашей теме, и правильно на них ответить, то цель нашего урока будет достигнута.
Итак, в верхней части– «рёбра», здесь мы должны попытаться поставить вопросы по теме. В нижней части мы должны будем записать ответы на каждый поставленный вопрос.
(Учащиеся в парах обсуждают, на какие вопросы они должны найти ответы в течение урока, затем пары высказывают мнения, класс обсуждает предложения. Уточняется цель урока. Заполняют верхнюю часть схемы (в тетрадях и на доске):
Как называется это явление?
Синтаксическая роль в предложении.
Что выражают?
Как выделяются на письме и в устной речи?
Слайд № 8 Задание 4: Затем учащимся предлагаются предложения для анализа, учащиеся работают в парах, пытаясь ответить на вопросы. Найденные в парах ответы записываются в тетрадях учащихся в нижней части (с правой стороны) «рыбы».
Наша команда победит. Наша команда, безусловно, победит.
Возможно, наша команда победит. К счастью, наша команда победит.
По мнению тренера, наша команда победит.
- Ребята, я думаю, ваши предположения уже готовы. Давайте обсудим их.
(В результате обсуждения появляется примерно такая запись на доске (записи в тетрадях будут скорректированы позже):
Вводные слова.
Не являются членами предложения.
Чувства, уверенность, источник сообщения.
На письме запятыми, в речи – интонацией.
(С понятием «вводные слова» учащихся знакомит учитель, так как ранее с этим явлением учащиеся не встречались. Возвращает учащихся к значению слов «вводный», «вводить»)
- Ребята! Давайте вернемся к словам «вводный» и «вводить», что они обозначают и попробуем сформулировать, что такое вводные конструкции.
(работа со словарем)
Слайд № 9 - А в помощь я вам еще дополнительно предлагаю ассоциативный ряд
Слайд № 10 Определение. Вводные конструкции- это вводные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Слайд № 11 -Внимание! На ваши сотовые телефоны пришли сообщения.
Я не смогу, по мнению врача, Странное дело, по прогнозам
Участвовать в соревновании. обещали дождь, а за окном яркое солнце.
Следовательно, останусь дома.
Вообразите, мне позвонили Чего доброго, придется опять возвращаться!!!
Именно тогда, когда я не ждал.
(сообщения, распечатанные лежат в конвертах на столах. Высвечиваются на экране)
- Ничего не замечаете странного? ( маловероятно, что могут прийти такие смс)
-Почему маловероятно, что вы получите такие сообщения?
(мнения ребят)
- Какой вывод можно сделать? (мнения ребят)
- А чем в СМС мы зачастую заменяем эти эмоции, которые передают вводные слова?
(Ничем. Мы их просто опускаем)
- Ребята, посмотрите на ассоциативный ряд, может, он вам поможет сформулировать определение, что такое вводные слова.
(ассоциативный ряд Слайд )
- Следующий этап работы – выполнение упражнений. Ваша задача – во время выполнения предложенных на уроке упражнений убедиться в том, что наши предположения верны или, наоборот, требуют редактирования, уточнения.
Слайд 12. Задание 5: - Сравните предложения. Во всех ли предложениях есть вводные слова? Как это можно доказать? Выделите вводное слово запятыми.
К сожалению дорогу нам преградил ручей. К сожалению, его примешивалась досада.
(Учащиеся выполняют задание в тетрадях, затем обсуждают с классом ответы. (Вводные слова не зависят от других членов предложения, их можно переставить на другое место, извлечь из предложения вообще).
Дополняется «скелет»: «не являются членами предложения, не связаны с членами предложения».
ФИЗМИНУТКА
Задание 6: Задание по группам: в предложение ввести вводные слова с целью выразить отношение к тому, о чём говорится в предложении
1 группа – степень уверенности,
2 группа – различные чувства,
3 группа – источник сообщения.
Записать, расставить знаки препинания.
Завтра будет хорошая погода. Эта повесть нам понравилась. Экскурсия будет интересной.
Учащиеся выполняют задание в группах, обсуждают, затем вслух для всего класса делают вывод о роли вводных слов, группах по значению.
Слушаем 1 группу (зачитывают предложения). Ваш вывод.
2 группа (зачитывает предложения). Ваш вывод.
3группа (зачитывает предложения). Ваш вывод.
- Обратимся к материалу учебника. Мы назвали несколько групп вводных слов по значению. Сравните полученный список со списком в учебнике, дополните свой в тетради (попутно дополняется пункт 3 в «скелете рыбы»: отношение говорящего к сообщению (чувства, уверенность, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах оформления мыслей).
Как вы думаете, где нам может пригодиться умение употреблять вводные слова со значением «Способы оформления мыслей»? (в составлении текста-рассуждения)
- Вы выполнили все упражнения. Ответьте ещё раз на последний поставленный вами вопрос. Как выделяются вводные слова на письме и в устной речи?
(Вводные слова выделяются в речи интонацией, на письме – запятыми).
Слайд № 13 Задание7: - Проверим, как вы усвоили тему: творческое списывание.
Расставьте знаки препинания, найдите вводные слова, определите их значение. Правильность расстановки знаков препинания проверит ваш сосед по парте.
Наверное, не все знают о том, что муравьи разбираются в геометрических фигурах. Оказывается, они различают треугольник, круг, квадрат. Муравьёв, например, удалось научить двигаться по направлению к треугольнику и не обращать внимания на круг. Пожалуй, самое интересное, что муравьи, как выяснилось, могут двигаться, разделяя углы на равные части.
Слайд № 14 Проверь по эталону
Рефлексия.
- Итак, давайте вернёмся ещё раз к цели нашего урока.
(Учащиеся вспоминают, какую цель ставили перед собой.)
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? Что вы узнали о новом для вас понятии? Всё ли стало ясным? Поделитесь проблемами.
Последнее обращение к приёму «Фишбоун»: учитель обращает внимание на дополнения к схеме, сделанные в ходе урока, просит учащихся ещё раз сверить записи на доске и в тетрадях, озвучить запись.
Учащиеся сопоставляют свои ответы с ответами товарищей и высказываниями учителя.
- Внимание! Снова звонят ваши телефоны, пришла еще одна СМСка. В ваших телефонах еще есть свободное место:
– напишите СМС о своих ощущениях от урока, используя вводную конструкцию. Пусть сообщение будет для самих себя, для меня, для одноклассников….
(пишут сообщения на отдельных листах и крепят их к доске)
Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке в оценочных листах.
Домашнее задание: составить текст-рассуждение с применением вводных слов (выбрать наиболее подходящую группу вводных слов по значению).