Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Вводные конструкции. Употребление в речи»
Тема урока: Урок развития речи. Вводные конструкции. Употребление в речи.
Цели деятельности учителя: формирование типа правильной читательской деятельности при работе с предложениями, содержащими вводные конструкции.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Метапредметные:
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляет познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в предложениях, в текстах.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, называет и обосновывает свою точку зрения; строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляет свои мысли в устной форме.
Предметные умения: владеет навыками работы с предложениями, с текстом, использует приобретённые знания для создания практических работ.
Ход урока.
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наш урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте, И на уроке не зевайте!
Ребята, какие качества ученика вам помогут в работе на уроке? (ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ,
Молодцы, ребята! Эти качества очень высоко ЦЕНятся среди людей!
Ребята, если бы вам задали на дом параграф, который называется «Вводные конструкции. Употребление в речи», вы смогли бы до чтения определить, о чём пойдёт речь в параграфе? (о правильном употреблении вводных конструкций в речи, о правильном чтении предложений с данными конструкциями). Исходя из ваших предположений, скажите, пожалуйста, чему мы должны научиться на уроке? (Правильно употреблять вводные конструкции в речи, читать предложения с правильной интонацией, находить в предложениях данные конструкции и расставлять знаки препинания, строить правильно своё высказывание, употребляя вводные слова и предложения).
А так ли уж важно нам знать вводные слова, предложения, вставные конструкции? Или, может быть, не стоит нам на этом заострять внимание? Как вы думаете? (ответы учащихся)
Работа с текстом стихотворения А. Кушнера «Вводные слова»: послушайте внимательно стихотворение и сделайте вывод о роли вводных слов в нашей речи. (читает наизусть учитель)
Возьмите вводные слова. От них кружится голова, Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь, И все ж удобны потому, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. Мне скажут “К счастью… “ И потом Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд. Меня, как всех , не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова “во-первых”, “во-вторых “, Они, начав издалека, Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа.
Предполагаемый ответ учащихся. Действительно, вводные слова иногда замедляют нашу речь, но, с другой стороны, помогают нам выразить своё отношение к тому, о чём мы сообщаем, связать наши мысли. Следовательно, изучать вводные слова и употреблять их в нашей речи необходимо.
Учитель: изучать вводные слова и конструкции необходимо ещё и для того, чтобы успешно сдать экзамены: в КИМах 9 класса в части В (В5), и в части А (А22) 11 класса есть задания на выбор правильного варианта, а в части С 9 и 11 класса нужно ввести аргументы, написать сочинение-рассуждение.
Построение предложений с вводными конструкциями. Работа в парах. Учитель: работая в парах, попробуем доказать, что высказывание с вводными словами и предложениями необходимо употреблять в речи. Задание: построить предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов: кажется, конечно, может быть, к счастью, к несчастью, я уверен.
Письмо пришло вчера. К счастью, письмо пришло вчера. Конечно, письмо пришло вчера. К несчастью, письмо пришло вчера. Кажется, письмо пришло вчера. Может быть, письмо пришло вчера. Я уверен, письмо пришло вчера.
- Прочитайте предложения. О чем в них сообщается? Чем отличаются предложения друг от друга?
Вывод: перед нами вводные слова и предложения, с их помощью говорящий выражает свое отношение к тому, о чём говорит.
Проверка пунктуационной грамотности: Оцените результаты работы по эталону (на слайде эталон – учащиеся сверяют и оценивают свои результаты)
Оценочный лист
Вопросы для самооценки
«+», «-»
Правильно ли поняли задание?
Согласовали свои действия?
Правильно построили предложения?
Знаки препинания верно поставили?
Справились с заданием без подсказки?
Выполнили самооценку/взаимооценку?
ВЫВОД: задание выполнили успешно!
Культура речи. Учитель: Вводные слова обогащают нашу речь, но неуместное использование вводных слов ведет к засорению речи. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.
Отредактируйте предложения, в которых вводные слова употреблены неправильно: Мне, конечно, четырнадцать лет. Ему, конечно, не меньше тринадцати лет. Я, значит, живу у самой речки. Васютка слышал гудок теплохода. Значит, недалеко река. (на слайде эталон)
Оценочный лист
Вопросы для самооценки
«+», «-»
Правильно ли поняли задание?
Согласовали свои действия?
Правильно отредактировали предложения?
Знаки препинания верно поставили?
Справились с заданием без подсказки?
Выполнили самооценку/взаимооценку?
ВЫВОД: задание выполнили успешно!
Работа с текстом стихотворения. Задание: Прочитаем, соблюдая интонацию конца предложения, подберём вводные слова к ответам на вопросы и прочитаем составленные предложения. Как прозвучат предложения-ответы с вводными словами? Поясните, какие из вводных слов более уместны в ответе.
(строчки выплывают по щелчку, дети дают предположительные ответы, затем выплывает ответ автора. Детям раздать только вопросы и сделать пропуски для ответов)
Работа с текстом стихотворения Константина Бальмонта. Задание: Прочитаем, обращая внимание на повторяющиеся вводные слова и вопросительные знаки в конце каждого предложения.
Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Различность голосов?
Быть может, вся природа –
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа –
Желанье красоты?
Учитель: Почему поэт употребляет вводное сочетание слов быть может?
Как бы вы ответили на вопрос поэта, что есть природа? Эту творческую работу мы сейчас с вами постараемся выполнить, используя вводные слова и предложения при ответе на вопрос ЧТО ЕСТЬ ПРИРОДА? На работу вам всего 5 минут.
Критерии, характеризующие планируемые результаты: Какие знания получили? Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?
Критерии успешности: Вы получили запланированные результаты? Вы сегодня стали грамотнее, чем вчера?
Критерии ценности: Какое значение имеют для вас полученные знания об употреблении вводных слов и предложений в речи? Грамотному человеку необходимы эти знания? Почему важно уметь правильно выстраивать своё высказывание?
Оцените свое отношение к результатам урока: (на слайде, можно отвечать хором)
- Вы довольны результатами?
- Вы довольны работой на уроке?
- Какое у вас настроение? (покажите, улыбнитесь)
- Поблагодарите друг друга за хорошую работу!
Учитель: И я вас благодарю, мне было с вами приятно и интересно работать!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рагозинская средняя школа»
Седельниковского муниципального района
Омской области
Урок Русского языка в 8 классе. развитие речи.
Работа с текстом.
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Балашенко Г.И.
Рагозино - 2016
Рабочая тетрадь
по русскому языку
ученика(цы) 8 класса
МБОУ «Рагозинская СШ»
_______________________
Ф.И. ученика
Пятнадцатое мая, среда.
Классная работа
Тема: Урок развития речи «Употребление вводных конструкций в речи»
Построение предложений с вводными конструкциями. Работа в парах.
Задание: построить предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов: кажется, конечно, может быть, к счастью, к несчастью, я уверен.
Письмо пришло вчера. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте предложения.
О чем в них сообщается?
Чем отличаются предложения друг от друга?
Оцените результаты работы по эталону
Оценочный лист «Данетка»
Вопросы для самооценки
Отметка
Правильно ли поняли задание?
Согласовали свои действия?
Правильно построили предложения?
Знаки препинания верно поставили?
Справились с заданием без подсказки?
Выполнили самооценку/взаимооценку?
ВЫВОД: задание выполнили успешно!
Задание: Отредактируйте предложения, в которых вводные слова употреблены неправильно:
Мне, конечно, четырнадцать лет. Ему, конечно, не меньше тринадцати лет. Я, значит, живу у самой речки. Васютка слышал гудок теплохода. Значит, недалеко река.
Оценочный лист «Данетка»
Вопросы для самооценки
Отметка
Правильно ли поняли задание?
Согласовали свои действия?
Правильно отредактировали предложения?
Знаки препинания верно поставили?
Справились с заданием без подсказки?
Выполнили самооценку/взаимооценку?
ВЫВОД: задание выполнили успешно!
Работа с текстом стихотворения. Задание: Прочитаем, соблюдая интонацию конца предложения, подберём вводные слова к ответам на вопросы и прочитаем составленные предложения. Как прозвучат предложения-ответы с вводными словами? Поясните, какие из вводных слов более уместны в ответе.
Работа с текстом стихотворения Константина Бальмонта. Задание:Прочитаем, обращая внимание на повторяющиеся вводные слова и вопросительные знаки в конце каждого предложения.
Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Различность голосов?
Быть может, вся природа –
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа –
Желанье красоты?
Задание: Как бы вы ответили на вопрос поэта, что есть природа? Эту творческую работу мы сейчас с вами постараемся выполнить, используя вводные слова и предложения при ответе на вопрос ЧТО ЕСТЬ ПРИРОДА? На работу вам всего 5 минут.
Оценочный лист «Данетка»
Вопросы для самооценки
Отметка
Правильно ли поняли задание?
Согласовали свои действия?
Правильно построили своё высказывание?
Знаки препинания верно поставили?
Справились с заданием без подсказки?
Выполнили самооценку/взаимооценку?
ВЫВОД: задание выполнили успешно!
22-24 – «5»
19-21 – «4»
16-18 – «3»
Подведение итогов урока. Рефлексия
Система критериев:
Критерии, характеризующие планируемые результаты: Какие знания получили? Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?
Критерии успешности: Вы получили запланированные результаты? Вы сегодня стали грамотнее, чем вчера?
Критерии ценности: Какое значение имеют для вас полученные знания об употреблении вводных слов и предложений в речи? Грамотному человеку необходимы эти знания? Почему важно уметь правильно выстраивать своё высказывание?