Правописание приставок и предлогов
(для групп с казахским языком обучения)
Цели урока:
- Формирование умений и навыков выделять предлог и приставку в слове. Отработка навыка отграничения предлога от приставки. Развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления
- умения систематизировать полученные задания, развитие умения применять теоритические знания на практике. Закрепление навыков слитного и раздельного написания
- Умение работать в группе, анализировать собственный уровень знаний
Оборудование: карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточка-ключ для самопроверки, карточки для самостоятельной дифференцированной работы.
Ход урока:
I.Организационный момент
1.Пояснение и запись темы темы, постановка задач урока
II.Изучение нового материала
Объяснение нового материала ведется методом наблюдения в сочетании с эвристической беседой.
Выполнение заданий, цель которой-научить определять значение приставки.
1.От глаголов- писать, читать, делать- образовать новые слова с приставкой пере-, рядом записать перевод на казахский язык. Сосредоточив внимание на словах с одинаковой приставкой, помогаем осознать ее значение, то есть во всех этих словах приставка пере- обозначает повторение действия.
2.При помощи приставок в-, вы-, у-, при-, с- образовать новые слова от глагола лететь
в- кірді
вы- шы?ты
у- летел – ?шып кетті
при- келді
с- т?сті
На основе этой работы делается вывод: в казахском языке приставок нет. Значение русских приставок передается разными словами.
3. Отличие приставок от предлогов, при этом эффективен прием алгоритмизации действий учащегося. Проводится анализ предложений:
Все зависит от правления завода. Отправление поезда вечером
Определите, к каой части речи относятся выделенные слова. Поставьте к ним вопрос .
Определите, включает ли поставленный вопрос предлог.
В первом предложении: (от чего? ) от праления,
поставленный вопрос включает предлог. Применяем правило: если между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, то это предлог.
Во втором предложении: (что?) отправление – это часть основы –приставка
Приставка- часть слова, пишется слитно, а предлог- часть речи и пишется раздельно.
Однако бывает трудно отличить приставку от предлога, так как большинство приставок образовано от предлогов.
С изменением приставки меняется значение существительного: отбой,забой, прибой, при склонении приставка от слова не отрывается, так как является частью слова.
Предлог не меняет значения слов, но при склонении существительных изменяется: проснулся от боя часов (с боем часов, по бою часов)
Давайте уточним особенности приставки и предлога и не будем путать
Предлог – служебная часть речи. Он служит для связи слов в предложении. Недаром в переводе с греческого, слово «предлог» означает перед словами. Таким образом, предлог- это отдельное слово, а значит, пишется с другими словами раздельно.
Предлог очень «капризная» часть речи. Он может стоять перед существительными или прилагательными, а вот перед глаголом находиться отказывается. А вот приставка не так «упряма», может быть потому, что она всего лишь часть слова. Эту часть можно встретить и в глаголе, и в существительном, и в прилагательном, и в словах других частей речи. С помощью приставки образуются новые слова. Приставка влияет и на значение слова . Между приставкой и корнем невозможно поставить никакого слова или вопроса.
III. Задания для отработки навыков правописания приставок и предлогов
1.-Данные существительные с предлогом заменить существительными с приставкой и составить с ними словосочетания.
Без закона, без прав, без чести, без души, без порядка, без хитрости, без системы, без сил, без пощады, без пользы, без воли, без порядка, без страха, без конца, без вкуса, без плана.
2.-Запишите отдельно существительные с приставками и существительные с предлогами.Объясните их правописание.
Преподаватель защитил диссертацию на звание кандидата наук. У этой книги интересное название. За рубку леса, браконьеров привлекают к ответственности. Заводу требуются рабочие. Жильцы внесли плату за воду. С задачей я справился легко. За дачей виднеется лес. Над стройкой развевается флаг. Строительная организация занялась надстройкой дома.
3.-Классифицируйте слова с приставкой -за, учитывая значение, которое она придает данному слову: заговорить, засмеяться, зарубежный, залить, заморский.
4.-Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по часям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, на(бело), (без)умолку, (не)смотря на трудности.
5.Заменить продиктованные слова одним подходящим по смыслу словом с двумя –с или двумя -з на стыке корня и приставки.
Прекратить, знакомство, произвести следствие, начать сильно смеяться, сесть по своим местам, беспечное настроение, лишенная смысла речь, жестокий поступок, очевидная истина.
6. Заменить приведенные выражения одним прилагательным с приставкой –пре или –при
Крепость, которую нельзя взять; враги, которых нельзя примирить; равнина, которой не видно конца; желание, которое нельзя побороть.
7.С продиктованными парами слов составить словосочетания
Ввиду- в виду; вместо- в место; навстречу- на встречу; насчет- на счет; вроде- в роде; вследствие- в следствии.
8. Образуйте от данных слов с предлогом существительные
Под свечой (подсвечник), под стаканом (подстаканник), под одеялом (пододеяльник), на конце (наконечник), без работы (безработица), без покоя (беспокойный)
Подведение итогов
Учащимся предложить заполнить сравнительную таблицу «Особенности приставок и предлогов», формулировка вывода.
Домашнее задание
Найти сведения о приставках и предлогах русского языка, еще не открытых на уроке, подобрать и написать слова с этими приставками и предлогами.