Правописание мягкого знака на конце слов существительного женского рода
Правописание мягкого знака на конце слов существительного женского рода
Развитие умения правильно писать существительные с шипящими на конце слова; познакомить учащихся с правописанием мягкого знака у существительных после шипящих; развивать речь, память, мышление, наблюдательность; воспитывать интерес к урокам русского языка, отзывчивость, аккуратность
Урок состоит из восьми этапов.
1 организационный момент
2 Актуализация знаний
3 Сообщение темы и цели урока
4 Введение в тему урока
5 Работа над темой
6. Физминутка
7 Закрепление
8 Итог урока. Рефлексия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать интерес к урокам русского языка, смелость, доброту, отзывчивость
Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой учащихся.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно, ребята,
Надо потрудиться.
Актуализация знаний
1. Игра «Горячий стул».
Один из учеников садится на «горячий стул» в центре класса, а одноклассники задают ему вопросы по правилам об имени существительном.
Что называется существительным?
Какие бывают имена существительные?
Сколько родов у имени существительного?
Какие окончания имеет имя существительное в женском и мужском роде?
Сообщение темы и цели урока
меч мышь
ключ дичь
лихач дочь
царевич полночь
шалаш тишь
багаж рожь
Что общего у этих слов? (Имя существительное)
В чём различие? (1 столбик – м.р., 2 столбик – ж.р)
Какой буквой заканчиваются существительные м.рода? (на шипящие ч, ш, ж)
После каких букв пишется ь ж.рода? (после шипящих ч, ш, ж)
Кто назовёт тему нашего урока? ( Правописание ь на конце слов женского рода существительных)
Как пишутся имена существительные с шипящим на конце слова?
Работа над темой урока
1.Оформление записей в тетради (запись числа и названия вида работы).
2.Минутка чистописания.
- Написание какой буквы, мы сегодня повторим? Отгадайте.
На доске: вьюга, окунь, мальчик, мышь.
- Эта буква играет двойную роль в русском языке. Она может быть как разделительной, так и смягчающей. А ещё эта буква стоит на конце существительных женского рода после шипящих.
- О какой букве идёт речь?
- Какая особенность отличает эту букву от других? (Она не обозначает никакого звука).
- Для чего она нужна в русской азбуке?
- Письмо буквы. (Показ написания).
3. Словарно-орфографическая работа.
Молоко, фамилия, индюк, фасоль, сапоги, пирог (1 ученик работает у доски )
С 141Чтение и комментирование правила: «В именах существительных женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак (ь): ж.р. она моя - рожь, печь, ночь.
Но! У существительных мужского рода мягкий знак на конце не пишется! м.р. он мой — нож, план».
упр. 371.
Найди существительные, которые оканчиваются на шипящий.
Определи род имен существительных.
Примени правило: У каких существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак?
ночь (она, моя — ж.р.) нож (он, мой, — м.р.)
рож... плач...
доч... грач...
вещ... багаж...
мыш... мяч...
Физминутка
Закрепление
упр. 372. Спиши слова в два столбика: в первый - слова женского рода, во второй - мужского. У каких существительных пишется мягкий знак? Подчеркни его.
упр. 373.Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.
Развитие внимания, упр. 375. Найди «лишнее» слово. (устно)