kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

            УМК:

1.         Программа «Школа 2100», Москва, «Баласс» 2010 г.

2.         Учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, авторы Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Москва, «Баласс», 2013 г.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока:

Познакомить с правилами написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода и правописанием существительных мужского рода с шипящими на конце;

Совершенствовать умения распознавать существительные по родам;

Проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак».

Развивать мышление, внимание;

Воспитывать любовь к русскому языку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

Проверяют готовность рабочего места

2.Актуализация знаний

Белые снежинки

Падают с небес.

В серебристой шубке

Спит притихший лес.

Птички улетели

В дальние края.

Мишка спать улегся,

Вся в снежке земля.

А зайчишка серый

Шубку поменял.

И теперь белее,

Чем снежок он стал.

Спрячется в сугробе,

Вот и зайки нет!

Даже злой волчонок

Не отыщет след.

Спят в лесу деревья

Спят и видят сны,

Как весной листочки

Выпустят они.

Как зазеленеет

Травка у ручья,

И покинут птички

Дальние края. (А.Вишневская)

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

На доске у нас два столбика слов из этого стихотворения, некоторые из них приняли начальную форму. Какую общую характеристику мы можем дать этим словам?

Какого рода существительные в первом столбике?

А во втором столбике?

Что мы можем сказать о окончаниях в словах первого и второго столбика?

Вы назвали два признака по которым можно разбить имена существительные на две группы. А существует ли третий признак? Кто был самым внимательным?

Снежинка                 Лес

Земля                      Ручей

Шубка                     След

Зайка                        Сон

Травка                     Край

Молодцы! Мы вспомнили с вами понятия род и склонение имен существительных. А слов какого склонения не было в стихотворении?

Какую характеристику можно дать существительным 3-го склонения?

Высказывают свое мнение по стихотворению

Все эти слова – существительные.

Женского рода

Мужского рода.

Окончания –а и –я, во втором окончания нулевые.

В первом столбике окончания –а, -я, а во втором нулевые окончания

В первом столбике даны существительные 1-го склонения, а во втором 2-го.

Слов 3-го склонения.

Это существительные женского рода, в начальной форме, которые оканчиваются на мягкий знак.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

3.Открытие новых знаний

На партах у вас лежат карточки с небольшим текстом. Положите их перед собой и прочитайте задание. Что требуется сделать?

Летняя ноч… коротка. Первый луч…  солнца заглянул ко мне в комнату. Я долго не мог проснуться. Ночью мыш…  не давала мне спать. Когда я вышел на крыльцо, то над моей головой пролетел стриж….  Я пошел на речку. На берегу шуршал камыш….

Какие слова вы подчеркнули?

Почему существительные луч, стриж и камыш нельзя отнести к 3-му склонению?

А почему мягкий знак пишется в словах «мышь» и «ночь»? Выберите одно из утверждений:

1- мягкий знак является разделительным

2 - обозначает на письме мягкость согласного

Давайте послушаем сказку и подумаем, какова  роль мягкого знака в данных словах.

Жили-были три рода: Мужской, Женский и средний. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они не могли поделить мягкий знак  после шипящих согласных ж, ч, щ, ш. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду мягкий знак…

Между кем произошел спор в сказке?  

После каких согласных они не могли поделить мягкий знак?

Вы уже догадались какая тема нашего урока?

Откроем учебники на странице 4. Прочитайте тему нашего урока. Какие цели вы можете поставить перед собой?

Выполняем упражнение 173 в учебнике. Что требуется в задании?

По каким признакам мы можем это сделать?

Сначала разделим слова по признаку «мужской и женский род» и запишем их в два столбика.

Какой вывод можем сделать по полученной записи?

Если мы увидим существительное с мягким знаком после шипящего, то что о нем мы сможем еще сказать?

Правильно, значит мягкий знак после шипящих в именах существительных указывает и на то, что это существительное женского рода.

А можно ли дописать в один столбик существительные дверь, тетрадь, а в другой лом, столб? Почему?

Прочитаем правило на стр. 5

Нужно подчеркнуть существительные 3-го склонения.

Ночь и мышь.

Потому что они мужского рода, а 3-е склонение может быть только женского.

Мягкий знак не может быть разделительным, так как мягкий знак на конце слова.

Мягкость согласного  не может обозначать тоже, так как звук [ш] всегда твердый, а [ч] – всегда мягкий.

Между Женским и Мужским родом.

После шипящих.

Женского.

Правописание мягкого знака после букв шипящих в именах существительных.

(Один ученик у доски, остальные работают в тетрадях.)

Разделить слова на 2 группы.

Существительные женского и мужского рода и существительные с мягким знаком после шипящих и без него.

В существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется, а в существительных женского рода пишется всегда.

Что оно женского рода.

Нельзя, потому что в них нет шипящих звуков на конце слова.

Предметные УУД:

– правильно писать слова  с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

–  находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

4. Закрепление изученного

А теперь выполните самостоятельно упражнение 174 на стр. 6.

Проверка задания:

Какие слова вы написали в столбик, где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме?

С разделительным ь?

Где ь указывает на то, что это существительное женского рода?

Сельдь, польза, топь, ширь

Раздолье, стулья, соловьи

Дичь, чушь, полночь, дрожь.

Личностные УУД:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

5. Итог урока

– С каким новым случаем употребления мягкого знака вы сегодня познакомились?

– Какова роль мягкого знака?

– По какому признаку мы можем эти слова объединить в одну группу?

Мягкий знак – показатель грамматической формы слова.

Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце. Существительные третьего склонения.

6. Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

Какие знания вам в этом помогли?

Чему учились на уроке?

Кому бы вы сегодня поставили отметку?

С помощью смайлика покажите свое настроение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных »

Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных

УМК:

1. Программа «Школа 2100», Москва, «Баласс» 2010 г.

2. Учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, авторы Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Москва, «Баласс», 2013 г.

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока:

Познакомить с правилами написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода и правописанием существительных мужского рода с шипящими на конце;

Совершенствовать умения распознавать существительные по родам;

Проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак».

Развивать мышление, внимание;

Воспитывать любовь к русскому языку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?


Проверяют готовность рабочего места


2.Актуализация знаний

Белые снежинки

Падают с небес.

В серебристой шубке

Спит притихший лес.


Птички улетели

В дальние края.

Мишка спать улегся,

Вся в снежке земля.


А зайчишка серый

Шубку поменял.

И теперь белее,

Чем снежок он стал.


Спрячется в сугробе,

Вот и зайки нет!

Даже злой волчонок

Не отыщет след.


Спят в лесу деревья

Спят и видят сны,

Как весной листочки

Выпустят они.


Как зазеленеет

Травка у ручья,

И покинут птички

Дальние края. (А.Вишневская)

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

На доске у нас два столбика слов из этого стихотворения, некоторые из них приняли начальную форму. Какую общую характеристику мы можем дать этим словам?

Какого рода существительные в первом столбике?

А во втором столбике?

Что мы можем сказать о окончаниях в словах первого и второго столбика?

Вы назвали два признака по которым можно разбить имена существительные на две группы. А существует ли третий признак? Кто был самым внимательным?

Снежинка Лес

Земля Ручей

Шубка След

Зайка Сон

Травка Край


Молодцы! Мы вспомнили с вами понятия род и склонение имен существительных. А слов какого склонения не было в стихотворении?

Какую характеристику можно дать существительным 3-го склонения?




























Высказывают свое мнение по стихотворению


Все эти слова – существительные.

Женского рода


Мужского рода.

Окончания –а и –я, во втором окончания нулевые.

В первом столбике окончания –а, -я, а во втором нулевые окончания


В первом столбике даны существительные 1-го склонения, а во втором 2-го.





Слов 3-го склонения.



Это существительные женского рода, в начальной форме, которые оканчиваются на мягкий знак.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



Коммуникативные УУД:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

3.Открытие новых знаний

На партах у вас лежат карточки с небольшим текстом. Положите их перед собой и прочитайте задание. Что требуется сделать?

Летняя ноч… коротка. Первый луч… солнца заглянул ко мне в комнату. Я долго не мог проснуться. Ночью мыш… не давала мне спать. Когда я вышел на крыльцо, то над моей головой пролетел стриж…. Я пошел на речку. На берегу шуршал камыш….

Какие слова вы подчеркнули?

Почему существительные луч, стриж и камыш нельзя отнести к 3-му склонению?

А почему мягкий знак пишется в словах «мышь» и «ночь»? Выберите одно из утверждений:

1- мягкий знак является разделительным


2 - обозначает на письме мягкость согласного


Давайте послушаем сказку и подумаем, какова роль мягкого знака в данных словах.


Жили-были три рода: Мужской, Женский и средний. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они не могли поделить мягкий знак после шипящих согласных ж, ч, щ, ш. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду мягкий знак…

Между кем произошел спор в сказке?

После каких согласных они не могли поделить мягкий знак?

Вы уже догадались какая тема нашего урока?


Откроем учебники на странице 4. Прочитайте тему нашего урока. Какие цели вы можете поставить перед собой?

Выполняем упражнение 173 в учебнике. Что требуется в задании?



По каким признакам мы можем это сделать?




Сначала разделим слова по признаку «мужской и женский род» и запишем их в два столбика.

Какой вывод можем сделать по полученной записи?




Если мы увидим существительное с мягким знаком после шипящего, то что о нем мы сможем еще сказать?

Правильно, значит мягкий знак после шипящих в именах существительных указывает и на то, что это существительное женского рода.

А можно ли дописать в один столбик существительные дверь, тетрадь, а в другой лом, столб? Почему?

Прочитаем правило на стр. 5




Нужно подчеркнуть существительные 3-го склонения.

Ночь и мышь.


Потому что они мужского рода, а 3-е склонение может быть только женского.


Мягкий знак не может быть разделительным, так как мягкий знак на конце слова.

Мягкость согласного не может обозначать тоже, так как звук [ш] всегда твердый, а [ч] – всегда мягкий.












Между Женским и Мужским родом.

После шипящих.

Женского.




Правописание мягкого знака после букв шипящих в именах существительных.

(Один ученик у доски, остальные работают в тетрадях.)


Разделить слова на 2 группы.

Существительные женского и мужского рода и существительные с мягким знаком после шипящих и без него.


В существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется, а в существительных женского рода пишется всегда.


Что оно женского рода.



Нельзя, потому что в них нет шипящих звуков на конце слова.

Предметные УУД:

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

4. Закрепление изученного

А теперь выполните самостоятельно упражнение 174 на стр. 6.

Проверка задания:

Какие слова вы написали в столбик, где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме?

С разделительным ь?

Где ь указывает на то, что это существительное женского рода?




Сельдь, польза, топь, ширь


Раздолье, стулья, соловьи


Дичь, чушь, полночь, дрожь.

Личностные УУД:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

5. Итог урока

– С каким новым случаем употребления мягкого знака вы сегодня познакомились?

– Какова роль мягкого знака?

– По какому признаку мы можем эти слова объединить в одну группу?

Мягкий знак – показатель грамматической формы слова.

Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце. Существительные третьего склонения.


6. Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?


Какие знания вам в этом помогли?


Чему учились на уроке?


Кому бы вы сегодня поставили отметку?


С помощью смайлика покажите свое настроение.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных

Автор: Устинова Надежда Владиславовна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) ""Правописание мягкого знака на конце имён существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "104608"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402738697"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по русскому языку по теме:" Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-miaghkii-znak-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "108429"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403696523"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_miaghkii_znak_na_kontsie_imion_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "425581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502980113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства