КГУ «Киевская средняя школа»
Тема урока:
Правописание мягкого знака после шипящих
в именах существительных.
Учитель русского языка и литературы:Кушанова Ж.А.
с. Миролюбовка
Цель: Организация работы учащихся по восприятию,осмыслению,первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме ’’Имя существительное’’.
Задачи:
-Способствовать формированию знаний , умений ,навыков учащихся ,распознавать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
-Развивать орфографическую зоркость при правописании существительных с шипящими на конце,гигиенические навыки письма ,внимание ,память ,связную речь ,познавательные способности учащихся;
-Воспитывать интерес к изучению русского языка, дружеское отношение к окружающим людям,чувство долга перед товарищами,коллективизм.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания.
1)прочитайте составленные дома предложения. Назовите существительные с шипящими на конце. Определите род имен существительных.
2)прочитайте из словаря 5 имен существительных с мягким знаком на конце и 5 имен существительных без мягкого знака на конце.
III. Актуализация знаний учащихся.
1.Устный опрос учащихся.
а) что такое имя существительное?
б) что обозначают имена существительные?
в) на какие вопросы отвечают имена существительные?
г) как изменяются имена существительные?
д) какого рода бывают имена существительные?
2.Подумайте, как связать одним словом:
а) приспособление, с помощью которого открывают замок в двери;
б) часть суток от вечера до утра;
в) маленький ребенок;
г) человек с высшем образованием, который лечит больных;
д) каменное сооружение для отопления помещений, приготовления пищи;
е) суп со свеклой, капустой и другими овощами;
ж) растение, из молотых зерен которого выпекают ржаной хлеб;
3.Сравнить, как написаны существительные мужского и женского рода.
4.Расскажите правило о написании существительных с шипящими на конце.
IV. Объяснение темы урока.
1.Работа в тетрадях
а) Мягкий знак -хитрый знак!
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто проситься.
б) словарно-орфографическая работа;
в) фонетический разбор слов: товарищ, помощь;
г) словарный диктант. Подобрать к данным словам однокоренные имена существительные с шипящим звуком на конце: тихий, сторожить, плакать, помогать, глухой, дрожать, лгать.
Определить род имен существительных.
V. Физминутка.
VI. Закрепление темы урока.
1.Работа по учебнику.
2.Работа в группах.
а) 1 группа: собрать в корзину существительные мужского рода с шипящими на конце;
2.группа: собрать в корзину существительные женского рода с шипящими на конце.
3.Игра: «Будь внимателен». Учитель называет существительные. Учащиеся поднимают карточку с Ь, если его нужно писать. Не поднимают, если Ь не пишется. Стриж, скрипач, печь, дочь, карандаш, сторож, лещ, мышь, уж, мяч, рожь, борщ, овощ, ложь, малыш, молодежь, ночь, врач, нож, дичь, калач, помощь.
4.Работа над текстом.
а) Прочитать текст. Озаглавить.
б) Найти ошибки.
в) Выписать предложения, в которых есть имена существительные женского рода,оканчивающиеся на шипящие.
Летняя ноч…. Коротка. Первый луч… солнца заглянул ко мне в комнату. Я долго не мог проснуться. Ноч…ю мыш… не давала мне спать. Когда я вышел на крыльцо, то над моей головой пролетел стриж… Я пошел на речку. На берегу шуршал камыш…
VII. Подведение итогов урока.
А теперь подведем итоги. Что мы сегодня делали на уроке? Над какой темой работали? Комментирование оценок.
VIII. Рефлексия.
Что вам понравилось на уроке? А что было самым сложным? Кто был самым активным учеником на уроке?
IX. Домашнее задание.
Повторить и закрепить знания о правописании имен существительных с шипящими на конце. Подготовиться к контрольному диктанту