2 | Чистописание. | Повторение изученного о шипящих звуках. Слушаем внимательно и выполняем то, о чём я буду говорить. Тетрадь наклонно положу, Ручку правильно держу, За посадкой я слежу, С чистотою я дружу, На отлично напишу. -Какие согласные звуки в этом стихотворении встречаются чаще других? (шипящие) -Назовите шипящие звуки, которые всегда мягкие. -Назовите шипящие звуки, которые всегда твёрдые. Сегодня мы потренируемся в написании букв, которые обозначают эти буквы. Дети выполняют упражнение. -Какие ещё орфограммы связаны с этими буквами? -Пропишите сочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу,чк, чн, щн. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют в тетрадях упражнение по чистописанию, соблюдая каллиграфию. | Личностные Мотивация учебной деятельности. Самоопределение деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); Выделяется содержательная область («могу») |
3 | Актуализация знаний. | Повторение изученного о мягком знаке Кон…ки, друз…я, вороб…и, роял… . -Какая буква пропущена в словах? -По какому признаку можно разделить слова на две группы? Ь – показ. мягк. Ь - разд. -Распределите слова по строчкам. -Проверка. В каких словах ь – показатель мягкости? В каких разделительный? | Выполнение упражнения в тетрадях. | Личностные Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Познавательные Способность и умение учащихся производить простые логические действия(анализ) Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные Высказывание своего мнения, готовность слушать собеседника. |
4 | Постановка проблемы. | -Закончите предложение: У матери бывает сын или ….(дочь). -К какой группе вы бы отнесли данное слово? Почему? Давайте понаблюдаем за словом. -Произнесите последний звук. Какой он? (согл, шипящ, мягк.) -Что вы можете сказать о написании слова? (после ч стоит мягкий знак) -А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. -Прочитайте слово, послушайте звук на конце. Что можете сказать? (произносится также как и с мягким знаком ) -Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе. Значит, определим это слово в третью группу. Загадка: Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. Мышь. Аналогично разбирается слово мышь. -Возникла проблема, почему же в этих словах после шипящей пишется мягкий знак? Сформулируйте цель урока. | Ответы на вопросы учителя. Выявление проблемы. Постановка цели урока. | Регулятивные Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные Формирование желания выполнять учебные действия(интерес, решение проблемы) Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
5 | Открытие детьми нового знания. | Исследовательская работа Сейчас я вам предлагаю поработать исследователями. Душ, речь, помощь, борщ, рожь, мяч. Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Какие звуки слышите на конце слов? (шипящие) Разделите эти слова на две группы по родам. Разделите страничку тетради пополам и распределите слова по столбикам. Проверка: ж.р. м.р речь душ помощь борщ рожь мяч Понаблюдайте, когда в словах пишется мягкий знак, а когда нет. На что указывает мягкий знак после шипящих у имён существительных? Почему же в словах дочь и мышь на конце написан мягкий знак? Запишите эти слова и обозначьте род. Выделите орфограмму. А теперь давайте проверим себя по учебнику и прочитаем правило, которое дают нам авторы учебника. Чтение правила. Сравните: совпали наши выводы с правилом в учебнике? На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? | Под руководством учителя ребята проводят исследовательскую работу. Выполнение упражнения в тетради. После наблюдений ребята делают вывод. Работа по учебнику. Чтение правила. | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Способность и умение учащихся производить простые логические действия(анализ, сравнение, обобщение) Коммуникативные Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
7 | Релаксация. | А сейчас сядьте поудобнее и послушайте сказку о том, как же получилось так, что мягкий знак пишется после шипящих только у существительных жеского рода. Жили-были три рода: Мужской род, Женский род и Средний род. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской и Женский род. Они никак не могли поделить мягкий знак среди шипящих согласных букв ж, ш, ч, щ. и тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины-рыцари! Уступите мягкий знак Женскому роду!» Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода единственного числа на конце после шипящих пишется мягкий знак, а у мужского рода мягкий знак отсутствует. | Отдыхают, слушая сказку. | Личностные Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. |
8 | Закрепление полученных знаний. | 1.Игра «Что или кто это?» 1. Из меня берут порою Реки свой исток. А в руках твоих открою Я любой замок. Ключ. 2. Молодые люди. Молодёжь. 3. Правда лучше, чем….. ложь. 4. Непромокаемая лёгкая одежда от дождя. Плащ. 5. Разгадай ребус. (см. слайд) Врач. 6. Предмет на котором ездил Емеля. Печь. 7. Маленький ребёнок. Малыш. 8. Мелкие деньги. Мелочь. 9. Чёрная птица, вестник наступления весны. Грач. 2. Игра «Найди лишнее слово». В каком слове надо дописать мягкий знак? Найди «лишнее» слово. 1. Пейзаж, экипаж, ландыш, дич. 2. Дрож, камыш, вещ, тиш. 3. Луч, нож, брош, гараж. 3.Работа с пословицами. Без знаний и утро – ноч… . Книга – лучший товарищ… . Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Спишите пословицы по вариантам. Первый вариант списывает пословицу, где в слове надо вставить мягкий знак, второй вариант списывает ту пословицу, где в слове мягкий знак не нужен. 4. Задание по выбору. 1) Вставь, где надо мягкий знак. Сторож…, обруч…., глуш…., скрипач…, суш…, уж…., калач…., роскош…, силач…, ёж…, чуш…., смерч… . 2) Проверь работу Кирилла. Исправь ошибки. Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь солнца упал на ландыш. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша речь. | Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова с комментированием. Выполняют работу устно, доказывают свой выбор. Читают пословицы. Объясняют смысл. Списывают пословицу ,выполняя полученную инструкцию. Проверка. Объяснить написание слов. Выполняют задание по выбору. | Личностные Формирование интереса к окружающему миру Действие нравственно-эстетического оценивания Коммуникативные Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные Планирование своей деятельности, коррекция, оценка. |
9 | Подведение итогов. Рефлексия. | Какое новое открытие мы сегодня сделали с вами на уроке? Продолжите фразы: -До этого урока я не знал(а)… -Теперь я знаю…. -Могу… -Результатом своей работы на уроке я ….. -На уроке я работал(а)… -Моё настроение… -Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу! | Оценивание своей работы. | Регулятивные оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |