kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на шипящий».

Цель: ознакомить учащихся с правописанием имен существительных женского рода, заканчивающихся на шипящий, учить пользоваться правилом учебника (с опорой на схему); развивать орфографические умения, каллиграфические навыки, логическое мышление, связную речь; воспитывать аккуратность, культуру речи.

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Каллиграфическая минутка

ь ь , ьи  ьи, ья ья.

  1. Орфографическая минутка (игровая технология)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                         (Лось)

Тяжело нам в них ходить

По асфальту летом,

Но легко по льду скользить

Нам зимой при этом.

                          (Коньки)

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

                            (Медведь)

 

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье —

Ароматное... (варенье)

Не пускает за порог,

Бьет, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга -

Белая и злая … (вьюга)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

- Что объединяет эти слова? (во всех этих словах пишется ь)

- Объясните «работу» ь в этих словах. (1. Указывает на мягкость предыдущего согласного. 2. Разделяет предыдущий согласный и последующий гласный)

- Подчеркните в данных словах мягкий знак – показатель мягкости одной чертой, а разделительный мягкий знак – двумя.

  1. Сообщение темы и цели урока (технология проблемного обучения)

Постановка проблемной задачи

- Прочитайте пословицы, записанные на доске.

- Как вы их понимаете?

Речь как меч: сечет и правого, и виноватого.

Есть грош, так будет и рожь.

- Прочитайте имена существительные с мягким знаком.

- Какую роль выполняет в них ь? Является ли он разделительным? (нет)

Указывает ли он на мягкость? (нет, [ч] – всегда мягкий, а [ш]– всегда твердый)

  • Для чего он нужен в этих словах? (варианты детей)

- Сегодня мы это узнаем. Ознакомимся с правилом употребления ь и будем учиться применять его на практике.

  1. Изучение нового материала

1. Работа в парах

- Из пословиц выпишите имена существительные в столбики по родам.

речь      меч

рожь     грош

- Сделайте вывод о правописании ь после шипящих в именах существительных.

2. Слушание сказки о мягком знаке

Над рекой опускалась Ночь. Вода становилась темной, не веселой. Ночь думала, что хозяйкой будет только она, что никто не нарушит ее покой. Но тут она услышала тихий шепот. Прислушалась. Так и есть: это разговаривает Камыш. Ночь притаилась и услышала тяжелый вздох и грустный шепот.

-  Ох! Ох! Почему я, Камыш, имею в конце слово шипящий звук, как и Ночь, а ь знака не имею? А ночь сама такая тихая, мягкая, а все равно в конце имеет мягкий знак. Как обидно.

-  Эй, Камыш, ты меня слышишь? Ты вот тут зря печалишься. Хочешь, я тебе помогу?

Хочу!

- Ну, слушай. Я существительное женского рода. А все имена существительные, которые заканчиваются на шипящие: ж, ч, ш, щ, и относятся к женскому роду,  имеют в конце ь знак.

А какие это слова?

- Вот, например, скоро на небе взойдет моя дочь - Луна. Слово дочь имеет в конце ь знак.

- А еще?

- Там за рекой есть поле, на котором растет рожь. Она тоже имеет в конце слова ь знак. А в этом поле живет маленькая мышь.

И она тоже имеет ь знак?

- Да.

- Как все это интересно, но все равно немножко грустно. Ведь у меня нет ь знака.

- Мягкий знак у нас потому, что мы все относимся к женскому роду. А мягкий знак, как топор в руках, как страж, нас охраняет, оберегает.  А ты, Камыш, мужского рода.

И больше нет никого, только я один?

Ну почему. Наступит осень, колхозники уберут рожь, сделают из нее муку, а в пекарне испекут вкусный, румяный калач.

- А слово калач тоже мужского рода?

- Ну, конечно!

- Спасибо тебе, Ночь, за учение.

- Чему учила Ночь Камыша? (после шипящих ь пишется только в именах существительных женского рода, единственного числа; в мужском роде имен существительных в конце слов после шипящих ь знак не пишется.)

- Какие имена существительные из сказки с шипящими на конце вы запомнили? Давайте, запишем их в нашу таблицу.

Физминутка  

«Это мы можем»

 Дети повторяют движения учителя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу

Это тоже я могу.

И, как птица полечу.

Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Это тоже я могу.

Все на свете я смогу!

3. Работа с учебником

Опорная схема «Мягкий знак в именах существительных после шипящих»

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ С ШИПЯЩИМИ НА КОНЦЕ

Ж.р. (ед. ч.)

М.р. (ед. ч.)

(она)

(он, мой)

ь

ь

- Работа с правилом.

- После каких букв мягкий знак не обозначает мягкость предыдущего согласного? (ч, ш, щ, ж)

  1. Закрепление изученного материала
  1. Комментированное письмо

Кирпич, рожь, камыш, глушь, печь, дочь, нож, плач, мяч, борщ.

Верный товарищ, солнечный луч, новый плащ, душистый ландыш.

  1. Прием «Лови ошибку» (раздаточный материал)

- Найдите ошибку:

Вокруг нас была лесная глушь. Тропинка вывела нас к лесной сторожке. Сторожь радушно принял нас и предложил для ночлега шалашь. Ноч была тихая и душная.

  1. Итог урока

«Микрофон»

- Какую работу может выполнять в словах мягкий знак?

- Когда пишется ь после шипящих?

  1. Домашнее задание

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения »

Тема: «Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на шипящий».

Цель: ознакомить учащихся с правописанием имен существительных женского рода, заканчивающихся на шипящий, учить пользоваться правилом учебника (с опорой на схему); развивать орфографические умения, каллиграфические навыки, логическое мышление, связную речь; воспитывать аккуратность, культуру речи.

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Каллиграфическая минутка

ь ь , ьи ьи, ья ья.

  1. Орфографическая минутка (игровая технология)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Тяжело нам в них ходить

По асфальту летом,

Но легко по льду скользить

Нам зимой при этом.

(Коньки)

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

(Медведь)


Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье —

Ароматное... (варенье)

Не пускает за порог,

Бьет, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга -

Белая и злая … (вьюга)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

- Что объединяет эти слова? (во всех этих словах пишется ь)

- Объясните «работу» ь в этих словах. (1. Указывает на мягкость предыдущего согласного. 2. Разделяет предыдущий согласный и последующий гласный)

- Подчеркните в данных словах мягкий знак – показатель мягкости одной чертой, а разделительный мягкий знак – двумя.

  1. Сообщение темы и цели урока (технология проблемного обучения)

Постановка проблемной задачи

- Прочитайте пословицы, записанные на доске.

- Как вы их понимаете?

Речь как меч: сечет и правого, и виноватого.

Есть грош, так будет и рожь.

- Прочитайте имена существительные с мягким знаком.

- Какую роль выполняет в них ь? Является ли он разделительным? (нет)

Указывает ли он на мягкость? (нет, [ч] – всегда мягкий, а [ш]– всегда твердый)

  • Для чего он нужен в этих словах? (варианты детей)

- Сегодня мы это узнаем. Ознакомимся с правилом употребления ь и будем учиться применять его на практике.

  1. Изучение нового материала

1. Работа в парах

- Из пословиц выпишите имена существительные в столбики по родам.

речь меч

рожь грош

- Сделайте вывод о правописании ь после шипящих в именах существительных.

2. Слушание сказки о мягком знаке

Над рекой опускалась Ночь. Вода становилась темной, не веселой. Ночь думала, что хозяйкой будет только она, что никто не нарушит ее покой. Но тут она услышала тихий шепот. Прислушалась. Так и есть: это разговаривает Камыш. Ночь притаилась и услышала тяжелый вздох и грустный шепот.

- Ох! Ох! Почему я, Камыш, имею в конце слово шипящий звук, как и Ночь, а ь знака не имею? А ночь сама такая тихая, мягкая, а все равно в конце имеет мягкий знак. Как обидно.

- Эй, Камыш, ты меня слышишь? Ты вот тут зря печалишься. Хочешь, я тебе помогу?

- Хочу!

- Ну, слушай. Я существительное женского рода. А все имена существительные, которые заканчиваются на шипящие: ж, ч, ш, щ, и относятся к женскому роду, имеют в конце ь знак.

- А какие это слова?

- Вот, например, скоро на небе взойдет моя дочь - Луна. Слово дочь имеет в конце ь знак.

- А еще?

- Там за рекой есть поле, на котором растет рожь. Она тоже имеет в конце слова ь знак. А в этом поле живет маленькая мышь.

- И она тоже имеет ь знак?

- Да.

- Как все это интересно, но все равно немножко грустно. Ведь у меня нет ь знака.

- Мягкий знак у нас потому, что мы все относимся к женскому роду. А мягкий знак, как топор в руках, как страж, нас охраняет, оберегает. А ты, Камыш, мужского рода.

- И больше нет никого, только я один?

- Ну почему. Наступит осень, колхозники уберут рожь, сделают из нее муку, а в пекарне испекут вкусный, румяный калач.

- А слово калач тоже мужского рода?

- Ну, конечно!

- Спасибо тебе, Ночь, за учение.

- Чему учила Ночь Камыша? (после шипящих ь пишется только в именах существительных женского рода, единственного числа; в мужском роде имен существительных в конце слов после шипящих ь знак не пишется.)

- Какие имена существительные из сказки с шипящими на конце вы запомнили? Давайте, запишем их в нашу таблицу.

Физминутка

«Это мы можем»

Дети повторяют движения учителя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу

Это тоже я могу.

И, как птица полечу.

Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Это тоже я могу.

Все на свете я смогу!

3. Работа с учебником

Опорная схема «Мягкий знак в именах существительных после шипящих»

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ С ШИПЯЩИМИ НА КОНЦЕ

Ж.р. (ед. ч.)

М.р. (ед. ч.)

(она)

(он, мой)

ь

ь

- Работа с правилом.

- После каких букв мягкий знак не обозначает мягкость предыдущего согласного? (ч, ш, щ, ж)

  1. Закрепление изученного материала

  1. Комментированное письмо

Кирпич, рожь, камыш, глушь, печь, дочь, нож, плач, мяч, борщ.

Верный товарищ, солнечный луч, новый плащ, душистый ландыш.

  1. Прием «Лови ошибку» (раздаточный материал)

- Найдите ошибку:

Вокруг нас была лесная глушь. Тропинка вывела нас к лесной сторожке. Сторожь радушно принял нас и предложил для ночлега шалашь. Ноч была тихая и душная.

  1. Итог урока

«Микрофон»

- Какую работу может выполнять в словах мягкий знак?

- Когда пишется ь после шипящих?

  1. Домашнее задание

- Выучить правила, с. 52-53, упр. 450 на с. 54.

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения

Автор: Сологуб Наталья Александровна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 169041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока русского языка по теме Междометие "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-miezhdomietiie"
    ["file_id"] => string(6) "122693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414328224"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка во 2 классе "Единообразное написание предлогов" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-iedinoobraznoie-napisaniie-priedloghov"
    ["file_id"] => string(6) "241639"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445277594"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Парные звонкие и глухие согласные" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-parnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "183464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425885817"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Конспект урока русского языка в 8 классе "Виды односоставных предложений" (с использованием технологии блочного изучения материала) "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-vidy-odnosostavnykh-priedlozhienii-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-blochnogho-izuchieniia-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "125831"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415069384"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка, 3 класс ПНШ "Различение склонений существительного" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pnsh-razlichieniie-sklonienii-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "143703"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418573830"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства