Предметные
| Метапредметные Регулятивные Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Познавательные Умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; умение эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Личностные Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, осознание необходимости совершенствования культуры речи.
|
- Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф. - Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?....» - Согласны ли вы с мнением Эзопа? Для чего мы изучаем русский язык? (Для того, чтобы уметь читать, писать, спорить, общаться, понимать и т.д.) | |
Два братца пошли в воду купат…ся . Один купает…ся, а другой на берегу валяет…ся. - Что это? (Загадка.) Попробуем отгадать. Выявление места и причины затруднения
- А теперь прочитайте загадку вслух. Какие слова в ней созвучны? (Братца, купаться, купается, валяется.) Чем связаны эти слова в произношении? (При произношении оканчиваются на [ца].) Да, звучат так, но пишутся по-разному. Что нам нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (Правило.) А чтобы применить его к нужному слову? (Часть речи.) Как мы определим часть речи? (Зададим вопрос. Перед нами существительное и глаголы.) Еще что мы должны знать? В какую часть слова входит слышимое нами [ца]. Какова особенность указанных глаголов? (Оканчиваются на [ца].) Целеполагание - Какую орфографическую задачу мы должны решить? Чем различается написание этих глаголов? (Наличием или отсутствием мягкого знака.) - Какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах? | Работают с примерами, написанными на доске. Один ученик производит морфемный разбор существительного. Другой ученик пишет транскрипцию существительного. Делают вывод, что у существительного, в отличие от глаголов, совпадает произношение и написание.
Называют тему урока: «Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ». Постановка задач урока учениками. Осознание причины собственных затруднений. |
- Где можно посмотреть, насколько ваши выводы верны? (В учебнике.) = мне известно + новое, неизвестное - непонятно ? неясно, хочу знать больше Предлагает сделать вывод о том, какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах. Предлагает списать предложения с доски, правильно оформить изученную орфограмму, пользуясь форзацем учебника. Предлагает составить схему правописания глаголов на -ТЬСЯ и –ТСЯ сильному ученику у доски. Н.ф.гл.-ь 3 л.гл.- без ь Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Не о чем (что делать?) заботиться. Кто-то заразительно (что делает?) Смеется. - Что такое пословица? ( Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.) 1)Трус боится (3л.), руки не отнимутся (3 л.), работа спорится (3л.), человек узнается (3л.), дело ставится (3л.), дело славится (3л.). 2) Бояться (неопр. ф.) волков, лень приподняться (неопр. ф.). Трус и тени своей боится.
- Как называются слова, написание которых нельзя проверить? (Словарные слова.) На слайде презентации даются слова в транскрипции. [гатоф] – [аб’ида] – [сора] – [ахотн’ик] – [п’ич’ал’] – Предлагает от данных в транскрипции слов образовать глаголы с -ться и -тся по теме урока, обратить внимание на разницу в произношении и написании, подчеркнуть орфограммы, требующие запоминания. - Что нам нужно для этого сделать? (Поставить вопрос Что делать? Что делает? [гатоф] – готовиться, готовится; [аб’ида] – обижаться, обижается; [сора] – ссорится, ссорится; [ахотн’ик] – охотиться, охотится; [п’ич’ал’] – печалиться, печалится. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится. На слайде презентации дается правильный вариант выполнения. При проверке задания проговаривается способ действия при выборе -тся, -ться. 1) Установить к какому слову относится глагол; 2) Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, выделить окончания и суффикс. - В чем разница правописания существительных и глаголов в данных колонках? Инструктаж выполнения домашнего задания | Работают с источником информации (учебник). В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах. Списывают предложения с доски, оформляют изученную орфограмму, пользуясь форзацем учебника. Составляют схему правописания глаголов на -тся и –ться. Ученики работают с учебником. Отвечают на вопросы. Под руководством педагога составляют план работы над упражнениями. Ученики ставят вопросы к глаголам, выделяют окончания в глагольном вопросе и в глаголе; выделяют суффикс -ся в глаголах. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, что если в вопросе окончание –ть, то и в глаголе окончание –ть.
|
1. Выберите глаголы, стоящие в н. ф.: а) ходить; б) капает; в) поглядел; г) ходит; д) думать. 2. Выберите глаголы 3-го лица: а) согласиться; б) советуюсь; в) пишется; г) ссориться; д) соберутся. 3. Когда пишется Ь перед суффиксом – ся? А) В глаголах 3-го лица ед. и мн. числа. Б) Пишется всегда. В) Только в именах существительных. Г) В глаголах неопределённой формы. Д) Не пишется никогда. 1 вариант вернутся-вернуться вросится-броситься катится-катиться 2 вариант встретится-встретиться сушится-сушиться держится-держаться | |