3 4 521 Работа в учебнике. 1.Введение понятия возвратный глагол. Наблюдение по учебнику (с. 83, 94). Упр. 274 – сравниваются глаголы с –ся и без -ся. Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.) – В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.) Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». -Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам). - Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу? (Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.) – Ответ на второй вопрос (Как называется такая форма глагола?) Вы найдёте самостоятельно в тексте правила (с. 84, 95). Прочитайте 1-й вывод в рамке и подготовьте рассказ по схеме. (Работа в группах – 2 – 3 мин.)
Глагол + - ся ( -сь ) Возвратная форма ся ( -сь ) (Глаголы с суффиксом –ся называются возвратными. –сь – это другой вариант суффикса –ся (умылась, открылась.) рассказ детей Входит в основу слова, может стоять после окончания.) Физминутка. 2.Выведение правила написания -ться и -тся. а) Ответить на третий вопрос мы сможем наблюдая по учебнику с. 94–95 (упр. 274). Прочитайте два столбика глаголов с -ся. – Чем отличаются глаголы в этих столбиках? (Есть ь перед -ся и нет ь.) – Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся? (Ошибиться в выборе ь.) б) Упр. 274. Продолжение наблюдения. – Прочитайте ещё раз все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м. Выясните ответы на следующие вопросы в парах. (СЛАЙД) – Что можно написать вместо точек? – Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?) – Запишите карандашом вопросы вместо точек. – Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика? (В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет.) - определите форму глагола в каждом столбике. – В какой форме ь пишется, а в какой не пишется? – Запишите название формы рядом с вопросом. – Сделайте вывод: что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов, оканчивающихся на [ца] (-тся и -ться?) (Надо поставить вопрос к глаголу и определить его форму.) (СЛАЙД+ САЙД) 3.Сравнение вывода учеников с правилом в рамке (с. 95). – Прочитайте 2-е правило в рамке и текст после него. – Как обозначается орфограмма? (Подчёркивается ь или сочетание тс.) – Какие два способа проверки запомнили? Как они обозначаются графически? (СЛАЙД- стишок) 4. Сравнение транскрипций, постановка проблемного вопроса. (СЛАЙД) - Значит, произносятся глаголы, оканчивающиеся на -ться/-тся одинаково, а пишутся по-разному. Как же выбрать правильное написание? - Как избежать этой ошибки? (Надо знать состав слова.) |