kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться". Конспект урока открытия новых знаний. Конспект с УУД, для 4 класса.  Урок разработан в соответствии с УМК "Шкеола 2100". На уроке развиваются умения владеть способом действия при выборе написания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться »

Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться

Цели:

– овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на -тьсяи -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями -тьсяи -тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний.


1 2 3 1

- Сегодняшний урок я хочу начать  следующими словами: (СЛАЙД)
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.

- О чём нам хотел сказать автор?


- Прочитайте девиз нашего урока: (СЛАЙД)
       Грамоте учиться -
      всегда пригодится.

- Что это? (пословица). Что она значит.

- Сегодня мы продолжаем говорить о глаголе.

- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск. (СЛАЙД)

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).

- Расскажите о каждом признаке глагола.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.


4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.











1 3 3 4

На слайде строчки: (СЛАЙД)

Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани

– Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».)

– Назовите глаголы в неопределённой форме. . Найдите среди них лишний глагол. (Нырять.) Почему он лишний? (Нет –ся на конце.)

– Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.)


- Посмотрите на два предложения. (СЛАЙД)

- Чем отличаются глаголы с -ся? ( -ться – -тся)

– Какие вопросы у вас возникают? (СЛАЙД) (Что такое я? Как называются такие глаголы? Как правильно писать ( -ться или -тся)

- Сформулируйте тему урока. (Познакомиться с новой формой глагола; правописанием глаголов с –тся и –ться). (СЛАЙД)

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре и группе.


III. Открытие новых знаний.

  1. 3 4 521

Работа в учебнике.

1.Введение понятия возвратный глагол.

Наблюдение по учебнику (с. 83, 94).

Упр. 274 – сравниваются глаголы с –ся и без -ся.

Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)

– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)

Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

-Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам).

- Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?

(Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.)

– Ответ на второй вопрос (Как называется такая форма глагола?) Вы найдёте самостоятельно в тексте правила (с. 84, 95). Прочитайте 1-й вывод в рамке и подготовьте рассказ по схеме. (Работа в группах – 2 – 3 мин.)



Глагол + - ся ( -сь ) Возвратная форма


ся ( -сь )

(Глаголы с суффиксом –ся называются возвратными.

–сь – это другой вариант суффикса –ся (умылась, открылась.) рассказ детей

Входит в основу слова, может стоять после окончания.)

Физминутка.

2.Выведение правила написания -ться и -тся.

а) Ответить на третий вопрос мы сможем наблюдая по учебнику с. 94–95 (упр. 274).

Прочитайте два столбика глаголов с -ся.

– Чем отличаются глаголы в этих столбиках? (Есть ь перед -ся и нет ь.)

– Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся? (Ошибиться в выборе ь.)


б) Упр. 274. Продолжение наблюдения.

– Прочитайте ещё раз все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м. Выясните ответы на следующие вопросы в парах. (СЛАЙД)

– Что можно написать вместо точек?

– Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?)

– Запишите карандашом вопросы вместо точек.

– Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика?

(В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет.)

- определите форму глагола в каждом столбике.

– В какой форме ь пишется, а в какой не пишется?

– Запишите название формы рядом с вопросом.

Сделайте вывод: что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов, оканчивающихся на [ца] (-тся и -ться?) (Надо поставить вопрос к глаголу и определить его форму.) (СЛАЙД+ САЙД)


3.Сравнение вывода учеников с правилом в рамке (с. 95).

– Прочитайте 2-е правило в рамке и текст после него.

– Как обозначается орфограмма? (Подчёркивается ь или сочетание тс.)

– Какие два способа проверки запомнили? Как они обозначаются графически? (СЛАЙД- стишок)


4. Сравнение транскрипций, постановка проблемного вопроса. (СЛАЙД)

- Значит, произносятся глаголы, оканчивающиеся на -ться/-тся одинаково, а пишутся по-разному. Как же выбрать правильное написание?

- Как избежать этой ошибки? (Надо знать состав слова.)


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


IV. Развитие умений.

  1. 4 5 61 3 2

Работа в учебнике.

1. Упр. 275 – развивается умение писать возвратные глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся, с опорой на схему правила, графически обозначать орфограмму разными способами.

Сначала работа выполнятся с комментированием, затем самостоятельно.


2.Упр. 276 – развивается умение образовывать формы глаголов (неопределённую и 3-е л. ед. и мн.ч.), писать глаголы с буквосочетаниями -ться или -тся, объяснять выбор написаний.

Самостоятельная работа с коллективной проверкой.




V. Итог урока.


44

– Удалось ли выполнить задание?

– Какую отметку ты бы себе поставил? (СЛАЙД)

– Что мы с вами учились делать? Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу.






VI. Домашнее задание.

1. Знать, что такое возвратные глаголы, уметь рассказать правило правописания буквосочетаний -ться, -тся с опорой на схему.

2. Упр. 6, с. 96. (СЛАЙД)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться

Автор: Полякова Ольга Михайловна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Правописание глаголов с -тся, -ться"
    ["seo_title"] => string(37) "pravopisaniie_ghlagholov_s_tsia_t_sia"
    ["file_id"] => string(6) "382184"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485028780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства