Психологический настрой Актуализация опорных знаний, определение темы урока Минутка чистописания Открытие нового знания Проблемный вопрос Определение темы урока. Работа по теме урока. Работа в группах Работа по теме урока. Составление алгоритма-помощника Работа в группах Гимнастика для глаз. Закрепление изученного материала Дефференцированная работа Итог урока. Рефлексия. Оценка и самооценка Домашнее задание | -Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. -Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?” - Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? Продолжите фразу: Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... - А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка. Какие значения слова ЯЗЫК мы уже знаем? Внимание! Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Не спеши языком, спеши делом. - Хотите открыть новые тайны русского языка? -Тогда в путь. Запишите время и место нашей работы. - Итак, учебный старт предлагаю провести в форме игры “Пресс-конференция”: -Что такое глагол? -На какие вопросы отвечает глагол? -Как изменяется глагол? -Чем является чаще всего глагол в предложении? -Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы. -Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе? -Как вы считаете, все ли мы знаем о глаголе? На доске: Сп вр ли ро чи -Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки глагола спрятаны? - Пропишите буквосочетания в тетрадь. -На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте это стихотворение. (Приложение №1) -Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение. (Приложение №2) -Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке? -Выпишите пары одинаковых слов из карточек зеленого и красного цвета. -Прочитайте слова первого столбика. -Что объединяет все слова первого столбика? -Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание[ца]. -Какой вопрос у вас возникает? Это проблема. Свяжите ее с изучаемой частью речи. Определите тему урока. -Тема: «Правописание –тся- и –ться в глаголах» -Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Попробуйте объяснить, когда совпадает произношение и написание [ца]? -Назовите имена существительные. -Сделайте вывод об этих словах. Обсудите в группах. -Что можно сказать о других словах. Назовите их. -Что можно сказать о глаголах? Когда в них пишется ться, а когда тся? Сформулируйте правило. Озвучьте его. -Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают? -Еще раз сформулируйте правило. -Для чего мы сформулировали новое правило? -Какие действия нам нужно сделать, чтобы применить это правило. Попробуйте составить из «конструктора» алгоритм правописания глаголов на –ться-, -тся-. (конверт у каждой группы) -Какое действие вы поставили на первое место? -Какой второй шаг? -Для чего нам необходим данный алгоритм? Презентация. Игра «Передай другому» Каждому ряду дается листок с глаголами на тся и ться( с пропусками). Нужно вставить пропущенные буквы и передать лист с заданием следующему ученику. Ряд, который справился с заданием быстрее и правильнее объявляется победителем. Отказыва...ся Дра...ся Отправляю…ся Удивляе...ся Хоче...ся Поправляе...ся Дожидае…ся Задума…ся Поправля…ся (Приложение 5) -Предлагаю вам работу по выбору: Карточка на «5» - соединить две части пословицы, правильно вставить -тся или –ться; Карточка на «4» - вставить пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделить орфограмму; Карточка на «3» - списать, подчеркнуть в глаголах сочетания -тся, -ться. - В заключении я предлагаю продолжить любое предложение: сегодня я узнал… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я понял, что… я научился… я попробую… -Оцените свою работу. -Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать. Найдите фразеологизмы о языке (на выбор) (всем) с.109 упр.6 | Учащиеся обмениваются словами, приветствиями, добрыми пожеланиями друг другу. - Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир… -Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать (дети заранее подготовили определения из словаря) Язык - Подвижный мышечный орган в ротовой полости (средство общения) Язык - такой орган животного как кушанье Язык Народ, нация 1. разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения Да. Конечно. Учащиеся записывают число, классная работа. -Часть речи. -Что делать? Что сделать? -По лицам, числам, временам; в прошедшем времени: по родам. -Сказуемым. -Наверное, они могут быть полезными на уроке. Думаем, нет. -Спряжение, время, лицо, род, число. Дети выполняют задание учителя. Дети выполняют задание учителя. -На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова записаны буквами. Дети выполняют задание учителя. Получилась в тетрадях запись: сади[ца]-садится Струи[ца] -струится води[ца]-водица Пти[ца] -птица сини[ца] -синица гляди[ца]-глядится горди[ца]-гордится горди[ца]-гордиться годи[ца]-годится -В транскрипции всегда [ца] [ца]-может обозначаться сочетанием ца [ца]-может обозначаться ться [ца]-может обозначаться тся) (Ответы детей фиксируются на доске) – Приложение 3 -Почему одно и то же сочетание [ца]-обозначается по-разному. -Тся- и Ться- в глаголах. -Если это имя существительное, то совпадает написание. -Водица, птица, синица -Если это имя существительное слышу ца, пишу ца Дети называют слова, задают к ним вопросы, определяют, что это глаголы. -Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? Пишется –ться-. Если глагол отвечает на вопрос что делает? Что делают? Пишется –тся-. -Это глаголы в неопределенной форме. -Это глаголы 3-го лица ед. и мн. числа. -Если глагол в неопределенной форме буду писать –ться-, если в 3-ем лице –буду писать –тся- -Чтобы не ошибиться в написании глаголов на ться, тся Дети работают в группах -Задайте к глаголу вопрос. -Если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать? пиши –ться-. Если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделают? Что делают? Что сделают? Пиши –тся-. (Приложение №4) -Чтобы правильно применять правило на письме Закрепление изученного Работа по карточкам (Приложение №6) Дети продолжают предложения, подводят итог урока Ученики оценивают свою работу |