Просмотр содержимого документа
«Правописание глаголов на тся и ться»
Класс: 4
Дата:
Урок: Русский язык
Тема: Правописание глаголов на –тся и –ться .
Цель:все учащиеся узнают о правописаний – тся и –ться в глаголах;смогут найти условия выбора правописаний – тся и –ться в 10 глаголах.
Оборудование: Компьютер, учебники, тетради;
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок – приглашает на урок!
- Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые и нарядные. Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где мы узнаем много интересного и увлекательного! Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво, удобно.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю(соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого(средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Мотивация познавательной деятельности
Послушайте отрывок из весёлого стихотворения Э.Н.Успенского “Окончания глаголов”
Как же нам быть с этим знаком,
Ставить его или нет?
Надо, чтобы сами глаголы
Людям давали ответ.
Э.Н.Успенский
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком знаке идёт речь?
3. Проблемная ситуация.
На доске записана затранскрибированная фраза – [три браца пошли купаца].
- На каком языке написана фраза? (на языке транскрипции).
- Запишите её в соответствии с русской орфографией
(Три братца пошли купаться)
- Почему в глаголе купаться есть Ь?
- Начало какой загадки представляет это предложение?
- Кто помнит вторую часть? Давайте опишем.
Два братца купаются, а один на берегу валяется.
- Знаете ли вы ответ? (два ведра и коромысло)
- Почему в этих глаголах Ь нет?
- А теперь подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока?
4. Целеполагание
- Как различать в глаголах –ться или тся?
5. Объявление темы урока.
Работа по теме с элементами исследования:
а) Сравните два вопроса. В какой форме глагола мы их ставим?
Запишем: Что делать? Что делает? (1 вопрос – к глаголу в неопределенной форме; 2 вопрос – к глаголу в настоящем времени).
.
Неопред. форма
Что делать?
Глагол 3-го лица ед. или мн.ч. Что делает? (ют)?
Надо (что делать?) купаться
Он (что делает?) купается
Ь пишется: -ться
Ь не пишется: -тся
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать?)
На какие вопросы отвечают глаголы 3-го лица ед. или мн. числа? (что делает? что делают?)
-Как пишутся глаголы? В чём различие?
Работа с правилом на стр.23
б) Работа в парах.
- Прочитайте текст, обсудите в парах и расскажите, что интересного вы узнали. Приведите свои примеры. стр.25
Хочу знать больше!
Глаголы с суффиксом –ся называются возвратными. Почему? Раньше частица –ся была самостоятельным словом и обозначала себя. Потом она превратилась в суффикс –ся:умываться ( сам себя умываю),одеваться (сам себя одеваю), причёсываться (сам себя причёсываю)
6. Физминутка.
б) Текст для анализа (дети работают у доски и в тетрадях):
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Люди ссорятся, а воеводы кормятся.
Грамоте учиться – вперед пригодится».
- Найдите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением?
- С удвоенной согласной
- Объясните правописание -тся и -ться в глаголах, поставив к ним вопросы.
- Молодцы! У вас всё хорошо получается.
7. Игра «Строим дом» работа в группах.
- А теперь отвлечёмся на минутку и проведём небольшую игру.
Вы хотите стать строителем? Если у вас есть такое желание, то вы можете прямо сейчас попробовать себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые.
У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом.
- Вам нужно в одну квартиру “поселить” глаголов на –тся, а в другую – глаголов на –ться
Взаимопроверка.
8. Работа с учебником
- А сейчас открываем учебники на странице 24 и смотрим упражнение 61.
(ученики открывают учебники, читают задание и выполняют упражнение)
9. Закрепление. Осложненное списывание. Работа в группах
Выписать глаголы из стихотворений А.К.Толстого, объяснить орфограммы, поставить глаголы в неопределенную форму.
1группа
Вздымаю(ть,т)ся (…)волны как горы
И к тверди вознося(ть,т)ся(…) звездной…
2группа
Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки лью(ть,т)ся (…)чище серебра?
3группа
Колыше(ть,т)ся(…) море; в.лна за в.лной
Б.гут и шумят т.р.пливо...
4группа
Среди садов д.ревья гну(ть,т)ся (…)долу
И до з.мли висит их плод т.желый?
- Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в группы. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверяйте правильность выполнения задания.
(Ученики с удовольствием проверяют работы соседей.) Взаимопроверка.
10. Рефлексия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно?
- Почему?
- Что нового вы узнали?
- Где вам могут пригодиться эти знания и умения?
11. Подведение итогов
Пришло время оценить свои знания и умения.
(Учащиеся оценивают свои знания и умения).
12. Домашнее задание
Теперь открываем дневники и записываем домашние задания
- Ребята, вы сегодня работали очень активно, молодцы!
Всем спасибо за внимание, За работу и за труд. Вы старались, занимались, Получили знаний впрок. Наступила перемена, А теперь звенит звонок. Будет краткой моя речь Говорю вам: «До свиданья, до новых встреч»