Цель - Ознакомление с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами. Развивать фантазию, мышление, внимание, память, орфографическую зоркость; умение распознавать в речи глаголы. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, интереса к русскому языку; Воспитывать умение работать в коллективе, аккуратность при письме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание частицы не с глаголами»
Тема: Правописание частицы не с глаголами
Цели урока:
Ознакомление с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами. Развивать фантазию, мышление, внимание, память, орфографическую зоркость; умение распознавать в речи глаголы. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, интереса к русскому языку; Воспитывать умение работать в коллективе, аккуратность при письме.
Оборудование: карточки, компьютер
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно,
И к уроку все готово.
Слайд 1
2.Проверка Д/З. Актуализация опорных знаний.
Слайд 2, 3
- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/
- Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
- Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о глаголе.
Слайд 4, 5
3.Изучение нового материала.
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?
/ Здесь везде надо добавить не/
- Вы совершенно правы!
не
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Значит, что нового мы узнаем о глаголе?/как пишется частица не с глаголами/
- Сейчас в свои тетради перепишите правила поведения в природе, но вам предстоит вписать частицу не. Как вы думаете, частица не с глаголами пишется слитно или раздельно, если у них такая странная любовь?
- Давайте откроем учебник на стр. 99 и прочитаем правило. / Частица не с глаголами пишется раздельно./
- Какое правило вы узнали о написании частицы НЕ?
- Совершенно верно. Приступайте к работе.
4.Закрепление.
Слайд 6
И сейчас я вам предлагаю такое задание: вспомните пословицы с частицейне перед глаголом. Запишите в тетрадь.
- Назовите глаголы с частицей НЕ.
Физминутка
Слайд 7
Отгадаем загадки. Выпишите глаголы с частицей не с красной строки, через запятую. Помните как о пишется не с глаголами.
Слайд 8
- Я вам тоже приготовила текст. Прочитайте на доске. Спишите, вставляя частицу не.
- Я хочу прочитать вам сказку.
Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему... Как вы думаете?
- Не люблю.
- Да. Он признавался: «Верю», - а она ему...
- Не верю!
- И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул... А что было дальше, сейчас узнаем.
(Учитель читает, а дети отвечают)
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдешь?
- Нет, не найду!
- Решаешь?
- Не решу!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- А хотели бы вы узнать, как дальше сложились отношения между глаголом и частицей не? Давайте я вам расскажу, что в сказке было дальше.
...Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»
И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица не жить друг без друга не могут.
- Как вы думаете, почему в выделенных словах ненаписано слитно?
- Правильно, эти слова не существуют без не.
Слайд9
- Нездесь не частица, она входит в корень, как у существительных невежа, неряха. Эти слова без не не употребляются.Напишите эти глаголы в тетрадь, в столбик, с маленькой буквы.
Работа с учебником.
- Откройте учебники на 99 странице, упражнение 590.
Подчеркните глаголы с частицей не.
5. Словарная работа.
- Посмотрите на слова, записанные на доске, прочитайте их по слогам. /б…реза, яг…да, м…лина, …рех, п..мидор.
- Что общего в словах? /словарные, существительные, неодушевленные/
- А какое слово лишнее? Почему?
- Запишем предложение о помидоре.
«Помидор не растет в лесу». Разберем по членам предложения и по частям.
- Как написали частицу НЕ? Почему? /не с глаголами пишется отдельно/
6.Итог урока.
- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все, хорошо потрудились.
- Какая задача стояла на уроке?/научиться писать НЕ с глаголами/
- Знаете ли вы теперь правило о написании частицы НЕ с глаголами?
Слайд 10
7. Домашнее задание.
- Приятно, что вы все это запомнили. Дома вы продолжите работу с пословицами. Откройте дневники, запишите домашнее задание: С. 99, упр. 591, правило.