Цель: грамотно писать частицу НЕ с глаголами
Задачи:
-повторить известное о написании Не с глаголами;
- изучить правило ;
-учиться писать глаголы, которые без НЕ не употребляются;
- расширять словарный запас;
-учить работать самостоятельно и в группе.
1. Оргмомент.
2. Повторение. Расскажи о глаголе, используя подсказки, построй предложения.
ГЛАГОЛ …
ОБОЗНАЧАЕТ …
ВОПРОСЫ …
РОЛЬ …
… ТИ, ТЬ, ЧЬ.
ВРЕМЯ …
ВИД …
ЧИСЛО …
ЛИЦО…
СПРЯЖЕНИЕ…
ИНФИНИТИВ…
3. На доске: « (Не) Выучишь правила – (не) выполнишь верно задания». (Не ) умеешь преодолевать трудности - (не) добьёшься цели. (Не) прочитаешь внимательно – (не) запомнишь надолго.
Найти глаголы. Выписать, указать его морфологические признаки. (Чей ряд быстрее и правильнее.)
4.Повторение:
- Какое правило надо знать, чтобы верно записать это предложение? Это тема урока. Запишите предложения. Обозначьте орфограмму.
- Стр. 226 . что нового узнали? (не пишется слитно со словами, которые без НЕ не употребляются)
5. Даны глаголы: ненавидеть, недоумевать, негодовать, неволить, недомогать, неистовствовать (упр. 613). Объяснить написание глаголов, составить словосочетания с данными глаголами, записать.
6 .Выпишите глаголы из предложений
1. Плохо можется, коли нездоровится. (Пословица)
2. Видит око, да зуб неймёт. (Пословица)
3. Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов)
4. Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко)
- Какие слова вы выписали?
- Все ли слова вам понятны? Где мы можем посмотреть лексическое значение слов? (В толковом словаре.)
Толковый словарь.
Недоумевать — это значит сомневаться, удивляться.
Негодовать — это значит выражать неудовольствие.
Неистовствовать — это значит злиться, беситься.
Неволить — это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
Неймёт – не схватывает, не берёт.
Недомогать – чувствовать себя плохо, болеть.
7. Творческая работа:
- Работая в группах, восстановите пословицы (упр. 614), употребив глаголы в форме 2 лица .ед.числа: Без труда не…. . Руки не протянешь, так с полки книги не….. . Звезд на небе не …. . Упадешь в воду, сухим не …. . Иного жеребенка за коня не … . На лжи далеко не … .
Слова для справок: прожить, достать, сосчитать, выйти, отдать, уехать.
- Объясните правописание окончаний глаголов.
8. Творческая работа устно. Составь портрет воспитанного человека, указав,
то он не должен делать.
9. -А вот как говорит о воспитанном человеке Л. Васильева – упр. 615.
Дорогой друн! знаешь ли ты . что есть не только правила поведения в обществе, но и правила поведения на природе. Запомни их и передай эту мудрость друзьям.
Воспитанный человек (не) ломает ветки деревьев и кустов, (не) рвет лесных цветов. Он знает, что неприкосновенны исчезающие цветы: подснежники, тюльпаны, красивые горные и желтые адонисы.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек и птиц. Для лесных обитателей такое наше "развлечение" всегда кончается болезнью, мучением и смертью.
И конечно же, вежливый человек, пришедший в лес отдохнуть, не оставит после себя свалки. Это проявление полнейшего бескультурья, грубое неуважение к земле и к живому миру природы. (По Л. Васильевой)
Выпишите глаголы с Не, объясните написание.
- Время нашего урока подходит к концу. Что узнали на уроке?
10. Контроль усвоения темы.
1. Выберите верное утверждение.
А) Все глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно.
К) Все глаголы с частицей НЕ пишутся слитно.
З) Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех, которые не
потребляются без НЕ.
2. Этот глагол пишется с частицей НЕ слитно:
Ж) (не)бояться
Н) (не)волить
У) (не)говорить
3. Этот глагол пишется с частицей НЕ раздельно:
А) (не)забывайся
С) (не) взлюбить
Л) (не)годовать
4. В этой строчке все глаголы пишутся слитно:
Ю) (не)долюбливать, (не)навидеть), (не)сдобровать.
Д) (не)годовать, (не)спешить, (не)замыкаться
Т) (не)подсматривать, (не)ймётся, (не)гадал.
- Какое слово у вас получилось? (ЗНАЮ.)
Итог. Дома: правило выучить, стр. 226, упр. 616 – обозначить орфограмму "не с глаголами".